Функции специалистов по контролю кач-ва

Формальные и неформальные группы

Существует 2 типа групп: форм-ые и неформ-ые.

Форм-ые гр-пы — это гр-пы, созданные по воле руков-ва.

Выде-ют гр-пы руковод-ей, рабочие (целевые) гр-пы и комитеты.

§ Группа руковод-ейсостоит из руковод-ля и его непосредст-ых подчин-ых, находящ-ся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).

§ Рабочая (целевая) группа — сотруд-ки, работ-ие над выполн-ем одного задания.

§ Комитет — группа внутри органи-ии, кот-ой делегированы полномочия для выполн-ия какого-либо задания или комплекса заданий.

Неформ-ая группа — спонтанно возникшая группа людей, кот-ые регулярно вступают во взаимоде-ие для достиж-ия определ-ой цели. Причины вступления — чувство принадлеж-ти, помощь, защита, общение.

Неформ-ые организ-ии осущес-ют соц-ый контроль

за своими членами. Обычно устанавли-ся определ-ые нормы, кот-ые каждый член группы должен соблюдать. На эффектив-ть работы форм-ых и неформ-ых групп влияют одинак-ые фак-ры:

Размер группы. Оптима-ый размер группы 5 — 11 чел-к.

Состав (или степень сход-ва личностей, точек зрения, подходов).

Груп-ые нормы. Чел-ек, кот-ый хочет быть принят группой должен соблю-ть определ-ые групп-ые нормы.

Сплочен-ть. Рассматрив-ся как мера тяготения членов группы друг к другу и к группе.

Груп-ое единомыслие. Это тенденция подавл-ия отдельным чело-ком своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нару-ть гармонию группы.

Конфликт-ть. Различие во мнениях повышает вероят-ть конфликта.

Статус членов группы. Он определ-ся старшин-ом в должнос-ой иерархии, названием долж-сти, образова-ем, опытом, информирова-тью и др.

Форм-ая группа имеет следу-ие особен-ти:

1.она рациона-на, т.е. в основе ее лежит принцип целесообраз-ти, сознате-го движ-ия к извес-ой цели;

2.она безлична, т.е. рассчи-на на индии-дов, отнош-ия между кот-ми устанавлив-ся по составле-ой программе.

К форм-ым группам относ-ся:

Вертика-ная органи-ация, объединя-ая ряд органов и подразде-ние таким образом, что каждое из них наход-ся между двумя др-ми — выше- и нижестоя-ми, а руков-во каждым из органов и подразде-ний сосредото-но в одном лице.

Функцион-ая органи-ция, в соответс-ии с кот-ой руковод-во распределяя-ся между рядом лиц, специализирую-ся на выполнении определе-ых функций и работ.

Штабная органи-ция, характеризу-яся наличием штаба совет-ков, экспертов, помощ-ков, не включе-ых в сис-му вертика-ной органи-ции.

В зависи-ти от стиля поведения неформ-ые группы можно классифици-ть так:

Просоциальные, т.е. соц-но-положит-ые группы. Это общественно- полити-кие клубы интернаци-ой дружбы, фонды соц-ых инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры- и др.

Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от соц-ых проблем.

Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общ-ва, вызыва-ая у него тревогу.

Характерис-ка неформ-ой группы наход-ся под влиянием 3-х фак-ов:

1. Характери-ки членов группы;

2. структурные характери-ки группы;

3. ситуацио-ые характери-ки.

К характери-кам членов группы, относятся личнос-ые характер-ки чел-ка, а также способ-ти, образов-ие и жизненный опыт.

Структурные характер-ки группы включают в себя:

§ коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);

§ статус и роли (кто какую позицию занимает в группе и что делает);

§ личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);

§ силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, кто готов слушать и кому подчиняться).

Контроль качества

Контроль качества представ-ет собой процесс, использу-ый для того, чтобы убедиться в определ-ом уровне кач-ва продукции или услуги. Он может подразум-ть любые необходимые действия для осуществл-ия контроля и проверки определ-ых характери-ик продукции или услуги.

Основная цель контроля кач-ва – гарантир-ть, что продукция (услуга, процесс) соответст-ют конкретным требова-ям и являя-ся надеж-ми, удовлетворит-ми и устойчи-ми в финанс-ом отношении.

Контроль кач-ва предпол-ает проверку продукта, услуги или процесса для определения соответствия определ-му миним-му уровню кач-ва. Цель работы сотруд-ков, занятых контролем кач-ва, - идентифицир-ть продукцию (услуги), кот-ые не отвечают установленным стандартам кач-ва компании. В случае выявления проблем, функции подраздел-ия или специи-ста по контролю кач-ва могут включать време-ую остановку произв-ва. В зависи-ти от конкретной услуги, продукции, а также типа установл-ой проблемы, произв-во товаров или оказание услуг может полностью не прекращаться.

Функции специалистов по контролю кач-ва

В функции специал-тов по контролю кач-ва не входит устранение самой проблемы. Обычно др-ие лица участвуют в решении проблемы с кач-ом и ее устранении. После решения проблемы, продукт, услуга или процесс продолжают произво-ся (оказываться, функционировать) как обычно.

Контроль кач-ва может охватывать не только продукты, услуги или процессы, но и людей. Сотрудники явл-ся важной составной частью любой компании. Если в компании имеются сотруд-ки без соответствующей квалифик-ии или профес-ой подготовки, существуют проблемы с пониманием инструкций, или наличием правильной информации, качество может серьезно пострадать. Когда контроль кач-ва касается персонала, это всегда исправимые проблемы. Однако, их не следует путать с вопросами управления персоналом.

Контроль кач-ва ≠ обеспечению кач-ва

Зачастую контроль кач-ва путают с обеспечением качества. Хотя они схожи, существует несколько отличий. Контроль кач-ва связан с продуктом, в то время как обеспечение кач-ва всегда процессно-ориентировано.

Даже при таком четком различии, опреде-ние реальной разницы между ними может оказаться трудным. В основном, контроль кач-ва предусматри-ает проведение оценки продукта, деят-ти, процесса или услуги. В противополож-ть, обеспечение кач-ва делает процессы достаточ-ми для достиж-ия поставле-ых целей. Обеспечение кач-ва гарантирует, что продукт или услугу производ-ся, оказыва-ся или создается правильным образом, в то время как контроль кач-ва только оценивает, явл-ся ли конечный резу-тат удовлетворит-ым.

Наши рекомендации