Курс экологии содержит 6 разделов

Методические указания к практическим занятиям

По курсу ЭКОЛОГИЯ для бакалавров ИРИТ-РтФ

Введение

Методические указания предназначены для организации самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям по курсу «Экология».

Методические указания включают темы семинаров, планы семинаров, рекомендации по выполнению домашних работ (рефератов), ориентировочный список литературы для подготовки к семинарским занятиям (включая перечень Интернет-ресурсов).

Работа студентов оценивается по интегральной рейтинговой системе. Академический рейтинг студента определяется по результатам выполнения контрольных мероприятий. Максимальная сумма баллов по каждому виду работ (лекции, практические занятия и промежуточная аттестация в форме зачета) равняется 100.

Вид работы Нагрузка Контрольные мероприятия текущей аттестации Количество баллов Коэффициент значимости
Лекции,   100баллов 34 час. Посещение лекций     0,6
Работа с конспектами лекций
Экспресс-тестирование по темам лекций (2)
Написание реферата по списку предложенных тем
ИТОГО
Зачет 100 баллов Промежуточная аттестация (компьютерное тестирование) 0,4
Практические занятия 100 баллов 18 час. Посещение практических занятий    
Защита реферата
Тест по теме практического занятия (6)
ИТОГО

Минимальное количество баллов, необходимых для допуска к зачету – 40.

Промежуточная аттестация (зачет) проводится в виде независимого компьютерного тестирования. Текущее оценивание работы студентов фиксируется в электронном модуле Балльно-рейтинговой системы.

В карте БРС результаты тестирования отражаются в блоке «Лекции», при этом коэффициенты значимости текущей и промежуточной аттестации в данном блоке следующие: текущая аттестация – 60 %, промежуточная – 40 %.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ

В рамках семинарских занятий студент должен подготовить не менее 2 докладов.

Одно из двух обязательных выступлений на семинаре оформляется в виде реферата (следовательно, тема реферата должна совпадать с темой одного из сообщений студента на семинарском занятии). Защита реферата сопровождается демонстрацией презентаций, иллюстраций и пр.

СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА

После получения темы реферата необходимо просмотреть источники информации по предложенной теме. При написании работы можно использовать монографии, учебники, научные и научно-популярные журналы, а также материалы, которые можно найти в сети Internet (виртуальные учебники, обучающие сайты и пр.). В работе нельзя использовать в качестве источниковразмещенные в сети Internet безымянные тексты и рефераты.

Не следует начинать работу с обзора имеющихся «на просторах интернета» готовых рефератов – обычно они невысокого качества и не соответствуют требованиям, предъявляемым к работам студентов ИРИТ-РТФ.

Студент приступает к формированию содержания реферата только после согласования с преподавателем первых двух страниц работы – это ВВЕДЕНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ. Объем введения – 0,5 – 1 стр.

Во введении необходимо:

- обосновать актуальность темы;

- указать объект и предмет исследования;

- сформулировать цель и задачи исследования;

- дать краткую аннотацию работы.

Если отсутствуют содержание и введение, написанное в соответствии с указанными требованиями, реферат далее НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ и возвращается студенту на доработку.

В целом реферат должен содержать обязательные элементы: содержание, введение, содержательную часть (делится на разделы, при необходимости – подразделы), заключение, список источников (не менее 8-12).

При необходимости формируются приложения (объемный статистический материал, справочные данные, громоздкие таблицы). Иллюстрации и небольшие таблицы помещаются в тексте. Нумеруются в содержании и в тексте только разделы и подразделы (введение, заключение, список литературы не нумеруются). Если в тексте реферата используется 2 и более приложения, они в содержании нумеруются: Приложение 1. Приложение 2. и т.д.

Заключение должно содержать содержательные выводы по работе.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

Объём работы – 12-15 печатных страниц (кегль 12, интервал 1,5, поля 2 см, выравнивание текста – по ширине страницы). Объем приложений не регламентируется.

На титульном листе работы необходимо указать название учебного заведения, факультет, курс, тему работы, фамилии автора и преподавателя.

В конце работы необходимо привести список использованных источников в порядке цитирования (указать авторов, название источника, издание, город и издательство, год выхода, № выпуска – для журналов, число страниц).

В тексте работы послецитируемого текста необходимо указывать порядковый номер соответствующего источника из списка литературы (номер указывается в квадратных скобках, точка в предложении ставится после скобок). Если в тексте нет ссылки на источник, данный источник не может быть указан в списке.

Примеры оформления списка литературы:

Если вы цитируете монографию (т.е. отдельную книгу), в списке литературы указываем:

Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. 2-е изд. М.: Проспект, 2006. С. 305-412.

Если Вы используете как источник статью из журналов и сборников, указываем:

Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 76–86.

Интернет-документы можно в списке источников описать несколькими способами:

а) Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире : междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer= 366 (дата обращения: 17.04.2014).

б) http://www.nlr.ru/index.html (дата обращения: 20.02.2007)

в) Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html (дата обращения: 17.09.2015).

Курс экологии содержит 6 разделов

N ДЕ Разделы курса N темы в разделе Тема раздела
Биосфера Экология как наука
Понятие биосферы, ее структура
Живое вещество биосферы, его функции
Круговороты веществ в биосфере
Экосистемы Экосистема: состав, структура, разнообразие
Популяции в экосистеме
Биотические связи организмов в биоценозах
Трофические взаимодействия в экосистемах
Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды
Динамика экосистем
Организм и среда Основные среды жизни
Экологические факторы среды
Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы
Адаптация организмов к факторам
Глобальные экологические проблемы Парниковый эффект
Озоновые дыры
Проблема кислотных осадков
Энергетическая проблема
Проблемы народонаселения и продовольствия
Сокращение биоразнообразия
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды
Мониторинг окружающей среды
Водные ресурсы и их охрана
Охрана атмосферного воздуха и почвы
Экозащитная техника и технологии
Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира
Социально-экономические аспекты экологии Экология и здоровье человека
Основы экологического права и профессиональная ответственность
Основы экономики природопользования
Экологический контроль и экспертиза
Экологические нормативы и стандарты

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР 1. БИОСФЕРА КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
  Структура и состав биосферы. Биогеохимические принципы эволюции В.И.Вернадского. Функции живого вещества.
    Уровни организованности биосферы: химический – особенности химического состава биологических молекул, макро- и микроэлементы; структурный – особенности структуры макромолекул – белка и ДНК; термодинамический – особенности проявления 1 и 2 начала термодинамики в живых организмах (в частности – правило 10% для экосистем как проявление 1 начала ТД); энергетический –распределение энергии, полученной автотрофами, в трофических пирамидах; биологический(только обозначить! Рассматривать его будем на 2-м семинаре).
  Самоорганизующиеся системы (сложность, открытость, неравновесность, нелинейность, диссипативность как свойства самоорганизующейся системы). Бифуркация. Аттрактор.
    Биосфера как самоорганизующаяся система. Механизмы стабилизации (гомеостаз и саморегулирование) и термодинамика биологических систем. Положительные и отрицательные обратные связи. Принцип Ле Шателье-Брауна как системный принцип и его межпредметное проявление.
  Механизмы, поддерживающие гомеостаз биосферы (круговороты воды, кислорода, углерода, азота, серы и фосфора в природе).
СЕМИНАР 2. ЭКОСИСТЕМЫ
Экосистема: состав, структура, разнообразие.
Трофические взаимодействия в экосистемах. Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды. Правило 10 %.
Экологические факторы среды. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы (закон минимума Либиха и закон толерантности Шелфорда, диаграмма выживания).
Адаптация организмов и приспособление видов как механизм самоорганизации биосферы.
Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира. Красная книга.
СЕМИНАР 3. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АТМОСФЕРУ
Кислотные дожди. Происхождение, экологический вред, методы предотвращения.
Озоновые дыры. Природа явления, причины возникновения (сопоставить альтернативные гипотезы о природном и антропогенном происхождении). Меры по восстановлению озонового слоя.
Изменение климата: глобальное потепление. Сопоставить альтернативные гипотезы о природных и антропогенных причинах парникового эффекта. Глобальное затемнение.
Энергетические проблемы человечества. Сравнение экологического вреда ТЭС и АЭС. Перспективы развития АЭС.Нетрадиционные источники энергии: экологическая “чистота” и перспективы использования.
Обзор методов очистки воздуха.
СЕМИНАР 4. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ГИДРОСФЕРУ И ПЕДОСФЕРУ
Роль гидросферы в самоорганизации биосферы. Самоочищение водоемов.
Использование водных ресурсов – водопользование и водопотребление. Техногенное загрязнение природных вод (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, бытовые нужды).
Обзор методов очистки производственных сточных вод (механические, химические, биологические методы очистки).
Почва как биокосное вещество. Функции почвы. Роль почв в жизни человека. Влияние чужеродных химических веществ на почвенный слой Земли.
Твердые отходы и охрана природы. Обзор методов утилизации и вторичного использования твердых отходов.
СЕМИНАР 5. ФИЗИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ
Электромагнитные излучения природного и антропогенного характера, их воздействие на живую природу и человека. Эл/магнитное загрязнение среды. Эл/магнитный смог.
Ионизирующее излучение в биосфере. Радиация как экологический фактор (природный и техногенный источники). Особенности распространения радионуклидов различного происхождения в окружающей среде.
Воздействие радиоактивного излучения на живой организм. Методы защиты.
Принципиальная схема работы АЭС. Авария на Чернобыльской АЭС.
Радиоактивное загрязнение на Урале. Аварии на зарубежных АЭС.
СЕМИНАР 6. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Влияние качества питьевой воды и воздуха на здоровье человека.
Воздействие на организм человека шума и вибрации.
Влияние продуктов питания на здоровье человека. Канцерогенные факторы окружающей человека среды.
Урбанизация как экологический фактор. Психологические аспекты экологических проблем. Социальные болезни как следствие социальных явлений.
Достижения и проблемы генной инженерии.
СЕМИНАР 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Демографические и продовольственные аспекты глобальных экологических проблем.
2. Римский клуб и доклад «Пределы роста». Прогнозные модели мировой динамики.
3. Стратегии выживания человечества. Концепция устойчивого развития.
4. Конференция в Рио-де-Жанейро: цели и итоги.
5. Экологическая стратегия развития Российской Федерации. Идеи Н.Н. Моисеева.
СЕМИНАР 8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Природоохранное законодательствои основы экологического права. Основы экономики природопользования.
2. Нормирование в области охраны окружающей среды. Нормативы и стандарты.
3. Экологический менеджмент.Экологический контроль и экспертиза. Экологический аудит.
4. Экологический мониторинг. Виды мониторинга.
5. Экологическая сертификация. Экологическая маркировка.
     

Интернет-ресурсы

1. biodat.ru - BioDat - информационно-аналитический сайт о природе России и экологии

2. http://www.slovo.ws/urok/biology/11/01/txt/10.html#zmest – учебник по экологии

3. http://www.priroda.ru/lib/ - библиотека «Природа России»

4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm - Web-Атлас «Окр.среда и здоровье населения России»

5. http://www.ecolife.ru/slovar/index-s.shtml - популярный экологический журнал

6. http://www.ecolife.ru/index.shtml - экопортал «Экология и жизнь»

7. http://www.seu.ru/documents/doctrine/index.htm -Экологическая доктрина РФ (2002)

8. http://www.ecolife.ru/slovar/index-s.shtml - экологический словарь

9. http://greenfuture.ru/ - экологическое сообщество (портал)

10. http://ecoinformatica.srcc.msu.ru/ - сайт «экологическая информация»

11. http://ecoportal.ru/katal.php - Всероссийский экологический портал

12. http://elementy.ru/news?theme=26460 – новости в области экологии (дайджест)

13. http://vernadsky.lib.ru/ - электронный архив Вернадского

14. http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-names/moiseev/articles/ - сайт Н.Н. Моисеева

15. http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-bibl/articles/peccei/ - Печчеи «Человеческие качества»

16. http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-discipl/ecology/liter/kioto-protokol.html - Киотский протокол

17. http://www.ektor.ru/pages/iso.asp?id=6 – экологический менеджмент

18. http://enrin.grida.no/htmls/kyrghiz/soe2/russian/climats.htm - изм. климата в Киргизии

19. http://www.infmed.kharkov.ua/EMPZd.htm - влияние электромагнитных полей на здоровье

20. http://www.tesla.ru – Центр электромагнитной безопасности (сайт)

21. http://www.vrednost.ru – Вредное воздействие мобильных телефонов (сайт)

Это лишь малая часть интернет-ресурсов, которые можно использовать при подготовке к семинарским занятиям и при написании реферата. Если Вам встретилась интересная информация по экологической тематике, хороший учебник или иллюстрации (презентации) к изучаемому материалу, пожалуйста

ПОПОЛНИТЕ СПИСОК РЕСУРСОВ – ПРИШЛИТЕ ССЫЛКУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ )))

С уважением, Колясникова Наталья Николаевна

Наши рекомендации