Примерный перечень тем контрольных работ. по дисциплине «Концепции современного естествознания»
по дисциплине «Концепции современного естествознания»
1. Экология ноосферы и психическое здоровье.
2. Резервы духовно-психической сферы человека.
3. Человек в информационном пространстве.
4. Основные российские менталитеты и их выражение в искусстве, науке и средствах
массовой информации.
5. Регулирующие функции закона экологического равновесия.
6. Современное представление о естественном и искусственном компонентах формирования ноосферы.
7. Современное представление о синтезе духовно-интеллектуальных знаний.
8. Проблема измерений и коррекции информации в прошлом для управления ближайшим и отдаленным будущим.
9. Человек на рубеже третьего тысячелетия: пути познания.
10. Становление личности на этапе перехода от человека разумного к человеку созидающему.
11. Социальная эволюция.
12. Экология духовного мира человека.
13. Социокультурные и экологические проблемы ноосферного образования.
14. Виртуальная реальность: физическая или информационная среда человека.
15. Космогеологическое пространство и человек.
16. Подсознательные элементы памяти - элементы совершенствования функционального состояния человека.
17. Моделирование процессов адаптации человека к окружающей среде и динамика его психофизиологических состояний.
18. Информационный и энергетический обмен в жизнедеятельности человека, единство и различия.
19. Технологии самоорганизации человека.
20. Психоэнергетические особенности формирования женских и мужских качеств.
21. Проблемы активации резервных возможностей человека в нормальных и экстремальных ситуациях.
22. Возможности человека в третьем тысячелетии.
23. Научный метод познания, его эмпирический и теоретический уровни.
24. Сущность и основные особенности научно-технической революции, современное состояние вопроса.
25. Структура естественнонаучного познания, общенаучные и конкретно научные методы исследования.
26. Теория познания и современного естествознания.
27. Основные методологические концепции развития современного естествознания.
28. Современная научная картина мира, перспективы естественно научного познания.
29. Место и роль науки и культуры в общественной жизни современного человека.
30. Экологическое значение естествознания.
31. Базисные данные современной космологии, современные проблемы астрофизики.
32. Значение синергетики для современного естественнонаучного познания.
33. Проблемы соотношения вещества и поля, материи и энергии.
34. Роль симметрии и асимметрии в научном познании.
35. Проблемы соотношения сохранения и развития.
36. Современные представления о пространстве и времени.
37. Проблема детерминизма и индетерминизма в современном естествознании.
38. Проблема сущности живого и его отличия и неживой материи.
39. Естественнонаучные модели происхождение жизни.
40. Основные модели генетики и роль воспроизводства в развитии живого.
41. Основные проблемы синтетической теории эволюции.
42. Основные проблемы экологии и роль среды для жизни.
43. Закономерности развития экологических систем.
44. Роль разнообразия в живой природе.
45. Учение о биосфере В.И. Вернадского.
46. Иерархическое строение биосферы и теоретические уровни.
47. Механизмы обратной связи и их значение.
48. Организация и самоорганизация в живой природе.
49. Основные различия между растениями и животными.
50. Влияние космоса на живые тела и общественные процессы.
51. Современные представления о происхождении человека и поиски его прародины.
52. Основные проблемы социобиологии.
53. Человек как предмет естествознания и обществознания.
54. Естественнонаучный статус психоанализа.
55. Современные представления о психогенезе.
56. Основные проблемы парапсихологии.
57. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева и проблемы пассионарности.
58. Основные проблемы и современное состояние кибернетики.
59. Роль информации как общенаучного понятия и его соотношение с понятиями вещества и энергии.
60. Значение системного, структурного и функционального подходов в современном естествознании.
61. Донаучное, научное и теологическое понимание целесообразности.
62. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.
63. Концепция ноосферы и ее научный статус.
64. Естественнонаучное обоснование нравственности.
65. Наука как эволюционный механизм.
66. Проблема множественности разумных миров и изучение НЛО.
67. Периодический закон Д.И.Менделеева как фундамент развития представлений о химическом соединении, современное состояние вопроса.
68. Проблема вещества и антивещества.
69. Кварковая модель элементарных частиц, проблемы и перспективы развития концепции атомизма.
70. Разрушение симметрии как фактор эволюции и самоорганизации мироздания.
71. Современные представления об эволюции закрытых и открытых систем.
72. Статистические (вероятностные) законы как отражение объективной реальности, практические аспекты.
73. Философские выводы из квантовой механики.
74. Философские выводы из теории относительности.
75. Понятие о пространстве и времени, принцип относительности.
76. Современные представления о катализе как о факторе самоорганизации и эволюции химических систем.
77. Онтогенетический и надорганизменный уровни организации биологических структур, отличительные особенности живой и неживой природы.
78. Взаимодействие экологических систем и окружающей среды информация и управление в экологических системах, положительная обратная связь как фактор эволюции.
79. Живое вещество - как основной геологический фактор эволюции биосферы, концепция В.И.Вернадского
80. О ноосфере как новом геологическом явлении.
81. Современные состояния эволюционной теории Дарвина.
82. Целесообразность как основной принцип эволюции, связь между случайностью и необходимостью.
83. Кибернетический и синергетический подход к проблемам самоорганизации природы.
84. Эволюция и самоорганизация в гуманитарных и социальных системах.
85. Специфические особенности системного метода исследования, его преимущества и перспективы.