Примерный перечень тем контрольных работ. по дисциплине «Концепции современного естествознания»

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

1. Экология ноосферы и психическое здоровье.

2. Резервы духовно-психической сферы человека.

3. Человек в информационном пространстве.

4. Основные российские менталитеты и их выражение в искусстве, науке и средствах
массовой информации.

5. Регулирующие функции закона экологического равновесия.

6. Современное представление о естественном и искусственном компонентах формирования ноосферы.

7. Современное представление о синтезе духовно-интеллектуальных знаний.

8. Проблема измерений и коррекции информации в прошлом для управления ближайшим и отдаленным будущим.

9. Человек на рубеже третьего тысячелетия: пути познания.

10. Становление личности на этапе перехода от человека разумного к человеку созидающему.

11. Социальная эволюция.

12. Экология духовного мира человека.

13. Социокультурные и экологические проблемы ноосферного образования.

14. Виртуальная реальность: физическая или информационная среда человека.

15. Космогеологическое пространство и человек.

16. Подсознательные элементы памяти - элементы совершенствования функционального состояния человека.

17. Моделирование процессов адаптации человека к окружающей среде и динамика его психофизиологических состояний.

18. Информационный и энергетический обмен в жизнедеятельности человека, единство и различия.

19. Технологии самоорганизации человека.

20. Психоэнергетические особенности формирования женских и мужских качеств.

21. Проблемы активации резервных возможностей человека в нормальных и экстремальных ситуациях.

22. Возможности человека в третьем тысячелетии.

23. Научный метод познания, его эмпирический и теоретический уровни.

24. Сущность и основные особенности научно-технической революции, современное состояние вопроса.

25. Структура естественнонаучного познания, общенаучные и конкретно научные методы исследования.

26. Теория познания и современного естествознания.

27. Основные методологические концепции развития современного естествознания.

28. Современная научная картина мира, перспективы естественно научного познания.

29. Место и роль науки и культуры в общественной жизни современного человека.

30. Экологическое значение естествознания.

31. Базисные данные современной космологии, современные проблемы астрофизики.

32. Значение синергетики для современного естественнонаучного познания.

33. Проблемы соотношения вещества и поля, материи и энергии.

34. Роль симметрии и асимметрии в научном познании.

35. Проблемы соотношения сохранения и развития.

36. Современные представления о пространстве и времени.

37. Проблема детерминизма и индетерминизма в современном естествознании.

38. Проблема сущности живого и его отличия и неживой материи.

39. Естественнонаучные модели происхождение жизни.

40. Основные модели генетики и роль воспроизводства в развитии живого.

41. Основные проблемы синтетической теории эволюции.

42. Основные проблемы экологии и роль среды для жизни.

43. Закономерности развития экологических систем.

44. Роль разнообразия в живой природе.

45. Учение о биосфере В.И. Вернадского.

46. Иерархическое строение биосферы и теоретические уровни.

47. Механизмы обратной связи и их значение.

48. Организация и самоорганизация в живой природе.

49. Основные различия между растениями и животными.

50. Влияние космоса на живые тела и общественные процессы.

51. Современные представления о происхождении человека и поиски его прародины.

52. Основные проблемы социобиологии.

53. Человек как предмет естествознания и обществознания.

54. Естественнонаучный статус психоанализа.

55. Современные представления о психогенезе.

56. Основные проблемы парапсихологии.

57. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева и проблемы пассионарности.

58. Основные проблемы и современное состояние кибернетики.

59. Роль информации как общенаучного понятия и его соотношение с понятиями вещества и энергии.

60. Значение системного, структурного и функционального подходов в современном естествознании.

61. Донаучное, научное и теологическое понимание целесообразности.

62. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.

63. Концепция ноосферы и ее научный статус.

64. Естественнонаучное обоснование нравственности.

65. Наука как эволюционный механизм.

66. Проблема множественности разумных миров и изучение НЛО.

67. Периодический закон Д.И.Менделеева как фундамент развития представлений о химическом соединении, современное состояние вопроса.

68. Проблема вещества и антивещества.

69. Кварковая модель элементарных частиц, проблемы и перспективы развития концепции атомизма.

70. Разрушение симметрии как фактор эволюции и самоорганизации мироздания.

71. Современные представления об эволюции закрытых и открытых систем.

72. Статистические (вероятностные) законы как отражение объективной реальности, практические аспекты.

73. Философские выводы из квантовой механики.

74. Философские выводы из теории относительности.

75. Понятие о пространстве и времени, принцип относительности.

76. Современные представления о катализе как о факторе самоорганизации и эволюции химических систем.

77. Онтогенетический и надорганизменный уровни организации биологических структур, отличительные особенности живой и неживой природы.

78. Взаимодействие экологических систем и окружающей среды информация и управление в экологических системах, положительная обратная связь как фактор эволюции.

79. Живое вещество - как основной геологический фактор эволюции биосферы, концепция В.И.Вернадского

80. О ноосфере как новом геологическом явлении.

81. Современные состояния эволюционной теории Дарвина.

82. Целесообразность как основной принцип эволюции, связь между случайностью и необходимостью.

83. Кибернетический и синергетический подход к проблемам самоорганизации природы.

84. Эволюция и самоорганизация в гуманитарных и социальных системах.

85. Специфические особенности системного метода исследования, его преимущества и перспективы.

Наши рекомендации