Среду в российской федерации

В нашей стране прогнозные работы по предсказанию последст­вий

осуществления проектов были начаты еще в 20-е годы в связи с реализаци­ей плана ГОЭРЛО (тогда, например, группа учёных обследовала район буду­щей Волховской ГЭС и дала заключение о возможных последствиях еёсоору­жения). С тех пор сделано очень многое в направлении совершенствования ме­тодов прогнозирования различных эффектов - гидрогеологических, гидрологи­ческих, метеорологических; геоботанических и др. Созданы специальные службы и структуры, ответственные за контроль над состоянием окружающей среды. Согласно специальным постановлениям все проекты строительства но­вых объектов в обязательном порядке должны иметь экологическое обоснова­ние, для промышленных предприятий определены нормы предельно допусти­мых выбросов и сбросов.

В качестве примера осуществления задачи ОВОС может быть рассмотрена про­цедура принятия решения о строительстве магистрального газопровода. Выбор наилучшего экологического решения может быть осуществлен методом много­критериальной оптимизации, целью которой являются максимум значений показате­лей степени достижения целей, максимум приоритета варианта и минимум за­трат ресурсов. Для упорядочения вариантов и определения наилучшего приме­нены различные принципы группового выбора по разным критериям.

Особенностью техногенного воздействия трассы трубопровода на при­родную среду является многофакторный характер влияния производственных процессов и объектов (траншея и собственно газопровод, насосные и компрес­сорные станции, линии связи и подъездные дороги, производственные и жилые постройки и т.д.). При решении конкретизированных экологических задач рассматриваются альтернативные варианты (например, строительство насыпной дороги или зимника, охранные сооружения на водных переходах или новая конструкция подводного трубопровода и т.д.). При строительстве трубо­провода необходимо учесть значительное количество экологических и эконо­мических факторов: важность отчуждаемых территорий и ценность земельного отвода; объём хранимого продукта; загрязнение атмосферы (она учитывается над всей площадью газохранилища на высоту до 100 м); нарушение ландшаф­тов; горно-геологические условия хранения резерва природного газа (с учетом капитальных вложений на строительство хранилищ); природно-климатические условия зон, пересекаемых газопроводом; влияние на флору и фауну и многое другое.

При практическом решении поставленной задачи оптимальной трасси­ровки газопровода требуется следующая технико-экономическая информация:

1) специальные инженерно-строительные природоохранные карты на топо­графической основе;

2) величины материальных затрат при прокладке линейной части трубопро­вода в различных условиях местности;

3) величины материальных затрат на выполнение природоохранных меро­приятий при строительстве и эксплуатации;

4) характеристика надёжности линейной части проектируемого трубопрово­да;

5) характеристика экологической агрессивности продукта, перекачиваемого по трубопроводу.

Каждый вариант предлагаемого решения по участку трассы можно харак­теризовать двумя группами параметров: технико-экономическими и экологиче­скими. В первом случае используют характеристику, стоимость возведения магистрали в заданном варианте (с учётом стоимости линейной и стационарной частей га­зопровода и затрат на восстановление притрассовых площадей). Основным экологическим параметром варианта развития газовой магистрали можно счи­тать хозяйственную ценность земельных участков, отводимых под трубопро­вод. Существенное затруднение по количественному представлению ценности земельного отвода можно преодолеть, измеряя свойства альтернативных участ­ков земли в порядковой шкале рангов. Например, чем больше рента, тем выше ранг (наивысший ранг - единица).

Вторая задача - эколого-экономическое обоснование трассы магистраль­ного трубопровода (с учетом всех альтернативных вариантов) решается на базе ЭВМ с использованием квадратных матриц парных сравнений и реализации дробного факторного эксперимента (табл. 1). Как следует из таблицы аль­тернативных вариантов трассы трубопровода, наиболее эффективными являют­ся варианты 1-5; 9; 12-15. С целью определения оптимальных вариантов трассы из найденных эффективных необходимо использовать дополнительную инфор­мацию. В качестве первого уточнения однозначности выбора оптимального решения целесообразно найти обобщённую ранжировку эффективных вариан­тов по принципу простого большинства голосов. Алгоритм вычислений преду­сматривает несколько этапов, дифференцированных по важности признаков и реализованных на ЭВМ. Если значения показателей затрат и экологичности за­дать одинаковыми, то наилучшими будут варианты 12 и 15 (табл. 1). Из них предпочтение следует отдать 12 варианту. Хотя этот вариант трассы магист­рального трубопровода несколько дороже, чем, например, девятый вариант, но превышает его по показателю учета требований охраны окружающей среды (табл. 1, графа 4).

В обеспечении стабильности подачи потребителю природного газа суще­ственное значение имеет резервирование сырья на базе хранилищ. Объём ре­зерва при трубопроводном транспорте может определяться прямой пропорцией от его конечного потребления. В качестве хранилищ используются как подзем­ные выработки, так и подземные ёмкости, располагаемые на территории горно­добывающего региона, вдоль трассы и вблизи потребителя.

Применительно к магистральному газопроводу рассмотрена экономико-математическая модель задачи размещения резервных ёмкостей с целевыми функциями минимума приведённых затрат на сооружение и эксплуатацию хра­нилищ с учётом ущерба от возможных потерь и минимума отчуждаемой терри­тории, а также её хозяйственной значимости. Указанная задача оптимизации размещения резервов природного газа может быть решена методами линейного программирования с использованием пакета прикладных программ на базе ЭВМ. Основная проблема оптимального решения этой задачи - нахождение эффективной стратегии его поиска, которая должна обеспечивать на­искорейшее выделение множества недоминируемых вариантов решений (из множества всех допустимых альтернатив) и определение среди них оптималь­ных путей многокритериального выбора с использованием человеко-машинных процедур (диалог с компьютером).

Множество недоминируемых решений можно определять следующим образом: вначале провести экологическую оптимизацию и получить множе­ство вариантов решений, затем рассчитать экономически оптимальные. В за­даче экологического обоснования магистральной системы подачи природного газа сначала рассчитали варианты решений по экономико-математическим мо­делям, имеющим одинаковую целевую функцию, по отличающимся значения­ми верхних и нижних границ условий (лимитов капитальных вложений, объё­мов резервирования, величин ПДВ и др.). Затем сделали аналогичные расчеты по модели с альтернативной целевой функцией.

Используя обе целевые функции, получили множество альтернатив развития и размещения резервов рассматриваемого ресурса. Определение оп­тимального варианта проводится с помощью индивидуального или группового выбора по системе показателей.

Магистраль разбивается на ряд участков (А, Б, В, Г, Д и т.д., согласую­щихся с пересекаемыми природно-климатическими зонами, которые отли­чаются по экономическим параметрам и уровню развития (инфраструктура, индустриализация, демографическая ситуация и т.п.). Анализ горно-геологических условий способствует выбору типа и способа создания подвод­ных или подземных (ледогрунтовых, шахтных, в соляных отложениях, порис­тых структурах) ёмкостей.

Вначале проводится расчёт всего множества допустимых вариантов ре­зервирования ресурса на основе целевой функции минимума приведённых за­трат на сооружение ёмкостей, хранение продукта и т.п. В дальнейшем в расчёт включаются варианты создания и размещения хранилищ, исходя из других це­левых функций: минимум отчуждаемых территорий с учётом хозяйственной ценности их земель, минимум потерь природного газа при хранении (в процес­се резервирования), минимум разовой концентрации "выброшенного" природ­ного газа при расходовании резервов. Каждый из этих вариантов может харак­теризоваться экономическими последствиями (приведенные затраты, капиталь­ные вложения, потери газа, объём его резервирования) и экологическими пока­зателями (отчуждаемой площадью и разовой концентрацией). Технические характеристики каждого из вариантов (табл. 2-5) позволяют качественно оценить надежность подачи газа.

Чем больший запас газа зарезервирован в хранилищах, чем более равно­мерно они расположены по регионам и чем большая часть запаса соответству­ет экологическим требованиям, тем более надёжен вариант.

Полученное в результате рассмотренного вычислительного эксперимента множество допустимых альтернатив, каждая из которых локально оптимизи­рована, позволяет приступить к комплексному обоснованию эффективных ва­риантов создания и размещения резервов газа по магистрали. При этом ис­пользуются методы многокритериального выбора в сочетании с экспертными оценками. В соответствии с изложенными выше методическими положениями по эколого-экономическому обоснованию, опираясь на рекомендации теории принятия решений, анализируется каждый из учитываемых признаков выбо­ра. Предварительно следует определить функцию предпочтения по каждому признаку.

Далее выбираются оптимальные альтернативы в целом по экологическим и экономическим показателям и характеристикам надёжности с использовани­ем принципов группового, компромиссного согласования и простого большин­ства голосов (ПБГ) с учетом важности учитываемых признаков выбора.

Анализ полученных результатов показывает, что по экологическим пока­зателям эффективными являются альтернативы У23, У21, У25, У18, У20. По простому большинству голосов они группируются следующим образом: У23 > У20 > У25 > У18 > У21. Для экономических показателей возможны альтернативы У10, У11, У20, УЗЗ либо У11, У10, У20, У12, УЗЗ. По показателям надёжности газообеспечения ранжировка альтернатив более корректна. Итоговые результа­ты анализа по основным характеристикам возможных вариантов создания и размещения резервов природного газа сведены в табл. 6.

На заключительном этапе обоснования решений построена итоговая ран­жировка альтернатив по эколого-экономическим показателям и характеристи­кам надежности У1, У2, УЗ, У4, У5, У8, У20, У31, УЗЗ. Для преодоления его существенной неопределенности использован более жесткий принцип группо­вого согласования методом суммы рангов. Окончательное упорядочение опти­мальных альтернатив проекта имеет следующий вид:

У20 > УЗЗ > У31 > У8 > У4 > У5 > У1 > У2 > УЗ. Таким образом, в качестве оптимального решения о создании и размещении резервов природного газа можно рекомендовать вариант У20. По этому варианту рекомендуется создавать хранилища в отложениях каменной соли и истощённых месторождениях в зонах с малоценными землями и имею­щих значительно обводнённые пространства. В других регионах наряду с эф­фективностью решений по созданию ёмкостей в соляных отложениях благо­приятные характеристики имеют водоносные структуры. Рассматриваемая аль­тернатива обладает реальной возможностью значительного приращения объёма хранения (из-за использования истощённых и водоносных структур) без суще­ственного увеличения затрат на этот прирост. Такая возможность объясняется независимостью создаваемого производственного аппарата для указанных ти­пов хранилищ от объёма хранения.

Рассмотренные эколого-экономические обоснования решений по разви­тию и размещению резервов природного газа, модельное и программное обес­печение могут быть также использованы для обоснования решения вопросов по резервированию ресурсов нефти и нефтепродуктов.

среду в российской федерации - student2.ru

среду в российской федерации - student2.ru

среду в российской федерации - student2.ru

среду в российской федерации - student2.ru

среду в российской федерации - student2.ru

Контрольные вопросы и задания

7. Когда впервые в России были начаты работы по ОВОС?

8. Какая технико-экономическая информация необходима

для решения поставленных задач в области ОВОС?

9. Изучите процедуры ОВОС на примере строительства

трубопровода.

4. Укажите достоинства и недостатки проведения ОВОС при

прокладке газопровода.

Библиографический список

Основная литература

Наши рекомендации