Статья 101. Земли лесного фонда 2 страница
Как уже отмечалось, охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории:
интегрированные, к которым относится окружающая природная среда;
дифференцированные, то есть отдельные природные объекты (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);
особо охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).
Перечень природных объектов приведен в ст. 4 Закона РФ "Об охране окружающей среды".
Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Вопрос.
Окружающая природная среда - это естественная среда обитания и деятельности человека, других живых организмов, куда входят гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера и околоземное космическое пространство. Иными словами, природа + окружающая человека среда = окружающая природная среда.
Под природой понимается состоящая из естественных экологических систем природная среда, основные характеристики которой: а) объективная реальность, существующая независимо от сознания человека; б) следствие объективного эволюционного развития материального мира.
Согласно Закону "Об охране окружающей среды" от 10.01.2001 № 7-ФЗ под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропо-генных объектов, а также антропогенных объектов.
Компонентами природной среды (природы) являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды очерчиваются рамками атмосферы и околоземного пространства в той части, в которой она, с одной стороны, испытывает влияние земной природы и антропогенной деятельности жителей Земли, а с другой - влияние космического пространства.
Вопрос.
отличие права собственности на природные объекты и ресурсы от права собственности на другие объекты (строения, транспортные средства и т.д.). В ст. 9 Конституции Российской Федерации предусмотрены на землю и другие природные объекты и ресурсы частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Эта же норма провозглашает землю и другие природные ресурсы основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому Основной Закон закрепляет особый правовой режим природных объектов и ресурсов как объектов права собственности, отличающийся от правового статуса материальных ценностей, отнесенных законодательством к недвижимому имуществу (строений, транспортных средств, зданий, сооружений). Указанная особенность заключается в том, что природные объекты и ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами и в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, они не могут уничтожаться собственниками.
Понятие, основные признаки, содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы: землю, недра, воды, леса, животный мир. Государственные фонды природных ресурсов как объекты права государственной собственности. Право государственной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) РФ и ее субъектам.
Государственная собственность на природные объекты и ресурсы подразделяется на собственность РФ (федеральную) и собственность субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы заключено в трех правомочиях: владения, пользования и распоряжения. Правомочие владения природными объектами и ресурсами означает установленную законом фактическую их принадлежность государству (РФ и его субъектам). Владея природными объектами и ресурсами, государство может определять и обеспечивать правовой режим отдельных объектов и их комплексов (например, объявить о создании на определенной территории национального природного парка). Рассматриваемое право распространяется на природные объекты и ресурсы, находящиеся в пределах государственных границ, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.
Правомочие пользования природными объектами и ресурсами — это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Реализуя это правомочие, государство в лице своих органов определяет состав пользователей землей, недрами, водами, лесом, животным миром; устанавливает порядок и пределы такого пользования, контроль над ним; меры ответственности за нарушение правил природопользования; систему налоговых и иных платежей.
Под правомочием распоряжения государством природными объектами и ресурсами следует понимать его возможность определять и изменять правовой статус природных объектов. Эта возможность проявляется в действиях государства двояко. Во-первых, через установление в правовых нормах категорий природных объектов в соответствии с их целевым назначением. Во-вторых, путем распределения и перераспределения природных объектов между владельцами и пользователями.
^ Право государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа. Законодательство РФ относит природные ресурсы континентального шельфа исключительно к федеральной собственности. Особенность права собственности на данный вид объектов состоит в том, что разграничение среды их нахождения (континентального шельфа) осуществляется путем заключения международно-правовых договоров.
Субъектом права государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа является Российская Федерация в лице специально уполномоченных органов государственного управления, обладающих компетенцией полного распоряжения природными ресурсами континентального шельфа (например, они могут выдавать разрешение на пользование указанными ресурсами заинтересованным юридическим и физическим лицам).
Собственность Федерации и ее субъектов на природные объекты и ресурсы. Совместная деятельность Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами. В законодательстве определен ряд конкретных объектов, которые находятся исключительно в федеральной собственности исходя из принципа их общегосударственного значения. К ним, в частности, относятся: земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ; месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение; водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, и т.д. Кроме того, к федеральной собственности могут быть отнесены и другие природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
В собственности субъектов Федерации находятся природные объекты и ресурсы, не относящиеся к числу федеральных и муниципальных, например, земли, занятые субъектами Федерации.
Конституцией предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Причем полномочия субъектов совместного ведения могут разграничиваться договорами и федеральными законами.
^ Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы. Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности земли и иных природных объектов и ресурсов муниципальным образованиям.
Субъектами права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (ст. 215 ГК РФ. Ч. 1)
Объектами права муниципальной собственности, согласно действующему законодательству, могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города: занятые постройками, улицами, площадями, парками, садами, муниципальными лесами, общераспространенными полезными ископаемыми, замкнутыми водными объектами (озера, пруды).
Специфика права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. удовлетворяют жилищно-коммунальные, санитарно-культурные и бытовые потребности населения соответствующих территорий.
^ Право частной собственности на природные объекты и ресурсы. Условия и порядок предоставления в частную собственность природных объектов и ресурсов. Право общей собственности на природные объекты и ресурсы. Приватизация природных объектов. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) гражданам и юридическим лицам-собственникам. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы регламентировано действующим законодательством в основном в части осуществления правомочий собственников по владению, пользованию и распоряжению землей.
Получение земли и иных природных объектов и ресурсов в частную собственность возможно двумя способами: административно-правовым (по решению государственного органа) и гражданско-правовым (путем купли-продажи, наследования, дарения, обмена, приватизации предприятия, выкупа залога и т.д.). Государство налагает на частных собственников земли и иных природных объектов и ресурсов обязанность использовать их рационально, с соблюдением целевого назначения. Согласно действующему законодательству, природные объекты и ресурсы, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности. В частности, граждане и юридические лица-собственники обладают правом иметь природные объекты и ресурсы на праве общей собственности с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения доли (общая совместная собственность). В этом случае владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами осуществляются по соглашению всех собственников, а при недостижении согласия — по решению суда.
^ Приватизация природных объектов - один из способов приобретения права собственности на них. При приватизации природные объекты и ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Так, земельный участок может быть приватизирован гражданами или юридическими лицами в результате реорганизации колхозов и совхозов, путем приобретения в собственность земельных участков после приватизации государственных и муниципальных предприятий и т.д.
^ Экологическая система как объект права государственной и других форм собственности. Под экологической системой в литературе понимается единая, устойчивая, взаимозаменяемая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся совокупность естественных компонентов природной среды, осуществляющая процесс обмена веществ и энергии. Экологическая система в целом может быть объектом права государственной собственности, если ни один из составляющих ее компонентов не относится к иным формам собственности. В этом случае иные субъекты могут осуществлять в отношении такой экологической системы в основном правомочие пользования. Вопросы, затрагивающие экологические системы как объекты права собственности, нуждаются в более подробной правовой регламентации.
^ Правомочия государства и других собственников по владению, пользованию и распоряжению фондами природных ресурсов. Отдельные виды природных ресурсов принято объединять в фонды. Так, все полезные ископаемые РФ составляют фонд недр. Каждый фонд имеет свое целевое назначение и правовой статус. До законодательного введения иных, кроме государственной, форм собственности на природные объекты и ресурсы единым собственником на все фонды природных ресурсов РФ выступало само государство. В настоящее время собственность на отдельные виды природных объектов и ресурсов, составляющих фонды природных ресурсов, поделена между несколькими категориями собственников.
^ Основания прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы. Право собственности на природные объекты и ресурсы может прекращаться по следующим основаниям:
-при отчуждении собственником принадлежащих ему природных объектов и ресурсов и при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом;
- при обращении на основании решения суда взыскания на земельный участок, иные природные объекты и ресурсы;
- при выкупе земельного участка и иных природных объектов и ресурсов для государственных и муниципальных нужд;
- при изъятии земельного участка или иных природных объектов и ресурсов ввиду их ненадлежащего использования.
Вопрос.
Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.
Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.
Различают полное и частичное владение землей и природными
объектами. Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.
Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации.
Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации - собственника данного земельного массива.
Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.
Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами. Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.
Право пользования землей и природными объектами - еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества.
Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.
Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами:
установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации;
государственный контроль за соблюдением установленных правил;
уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.
Вопрос.
Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", иных актах.
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.
В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:
- право землепользования;
- право недропользования;
- право водопользования;
- право пользования атмосферой;
- право лесопользования;
- право пользования растительным миром вне лесов;
- право пользования животным миром.
Правда, в юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования. Соответствующий Закон называется "Об охране атмосферного воздуха", хотя предшествующий Закон в данной сфере (1982 г.) предусматривал также регулирование потребления атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41). Видом использования атмосферы является выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.
В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующее видам землепользования. Так, Земельный кодекс РФ (ст. 7) выделяет:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
- жилым;
- общественно-деловым;
- производственным;
- инженерных и транспортных инфраструктур;
- рекреационным;
- сельскохозяйственного использования;
- специального назначения;
- военных объектов;
- иным территориальным зонам (ст. 85).
В соответствии с Федеральным законом "О недрах" недра предоставляются в пользование для:
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- для других целей.
Водный кодекс РФ устанавливает, что водные объекты могут использоваться для следующих целей:
- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
- производства электрической энергии;
- водного и воздушного транспорта;
- сплава древесины;
- лечебных и оздоровительных;
- рекреационных;
- рыболовства и охоты;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- обеспечения пожарной безопасности (ст. ст. 43 - 53).
Согласно Лесному кодексу РФ в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
- ведение сельского хозяйства;
- осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
- осуществление рекреационной деятельности;
- создание лесных плантаций и их эксплуатация;
- другие виды (ст. 25).
Основными видами пользования животным миром в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" являются охота и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих.
Специфические виды использования атмосферы, регулируемые Законом об охране атмосферного воздуха, - потребление атмосферного воздуха для производственных нужд и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.
Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения права природопользования.
Вопрос.
Эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды – это совокупность
организационно-управленческих, экономических, административно-правовых методов,
с помощью которых практически и реализуются основные принципы охраны окружающей
среды.
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды
относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического
развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в
области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в
области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; разработка и
проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения
причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие
на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и
потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных
объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при
внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии,
использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при
осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с
законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской,
инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования),
направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке
вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по
совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере
отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обеспечение
проведения федеральной политики в области экологического развития Российской
Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых
актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области
экологического развития Российской Федерации; объявление и установление
правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской
Федерации; координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в
зонах экологического бедствия; установление порядка осуществления
государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического
мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием
окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы; установление
порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей
среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от
форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах,
способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих
негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более
субъектов Российской Федерации (федеральный государственный экологический
контроль); установление федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
Учитывая современные технические возможности по сбору, обработке, хранению и
выдаче данных о кадастре, его возрастающее значение, изменения, происходящие в
общественном переустройстве России, опыт ведущих европейских стран, США и
Канады, целесообразно сформировать современный подход к структуре кадастров
России, и городского кадастра в частности, решить правовые и юридические
вопросы создания, ведения и мониторинга кадастра. Это касается не только
отдельных видов кадастра, но и системы Государственного кадастра России, для
успешного воплощения которого необходимо подготовить и принять соответствующие
законодательные и нормативно-технические акты и как можно быстрее разработать
стандарты на термины и определения.
Конечным продуктом при ведении государственных кадастров должны быть банки
кадастровой информации. Пользователями информации, хранящейся в таких банках
данных, могут быть органы управления территориями, администрации городов,
областей, краев, республик в составе Российской Федерации и Федеральные органы
управления.
Для того, чтобы эффективно возможности банков данных использовались органами
управления, необходимо соблюдение трех условий.
1. Любой банк кадастровых данных должен содержать достоверную и полную
информацию о кадастрах.
2. Доступ заинтересованных служб к кадастровой информации, хранящейся в банках
данных, должен быть мгновенным, что достижимо благодаря терминальной связи
между банками данных и соответствующими службами.
3. Форматы и классификаторы банков данных всех объектов кадастровой информации
должны быть едиными.
В настоящее время отмечается неудовлетворительное положение в области учета
природных объектов, что приводит к значительным экономическим потерям, снижению
доходов федерального и местного бюджетов и другим негативным результатам.
Государственные кадастры, созданные в условиях отраслевого управления
экономикой, отличаются ведомственной разобщенностью, несовместимостью