Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеть основными биологическими понятиями, знаниями биологических знаков и явлений (СК – 1);
- владеть знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения растений, грибов, микроорганизмов, понимать их громадную роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК – 2);
- способность объяснить химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, как вегетативных, так и генеративных, а также органов животных и человека (СК – 3);
- способность ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК – 4);
- владеть знаниями о закономерностях развития органического мира (СК – 5);
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути её изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального мира (СК – 5);
- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК – 6);
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- характеристику жизнедеятельности растений, внешнего и внутреннего строения растений, их онтогенетических сезонных изменений, способы размножения и распространения, зависимость от условий обитания;
- иметь научные представления о разнообразии и систематике растений, грибов, водорослей и лишайников, особенностей их строения, экологии;
- научные представления и методы исследования в современной систематике, морфологии, анатомии растений;
- научные представления о растениях как системных биологических объектах на трёх уровнях организации: органическом, популяционно-видовом и биоценотическом;
- основные закономерности индивидуального и исторического развития животных.
уметь:
сформулировать цель самостоятельной работы по анатомии и морфологии, поставить задачи необходимые для достижения этой цели и сформулировать выводы. Работать с микроскопической техникой на постоянных и временных препаратах, определять систематическую принадлежность растений в полевых условиях, уметь делать анатомические срезы, окрашивать их и делать рисунки и фотографии объектов.
владеть:
- практическими умениями и навыками (компетенциями) при работе с учебной литературой и определителями растений
- практическими умениями и навыками при работе с учебным оборудованием (микроскопы, лупы), раздаточным материалом (микропрепараты, гербарии, коллекции, сухие и влажные материалы)
- теоретическими и практическими умениями для изучения биологии на старших курсах и смежных дисциплинах,
- навыками использования современных, интерактивных методов обучения,
- принципами единства обучения и воспитания студентов.
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоёмкость дисциплины составляет зачётные единицы или часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (час) | Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекц. | Практ. занят. | Лабор. раб. | СРС | ||||||
Модуль1. Введение. | |||||||||
Введение в систематику высших растений. | |||||||||
Мохообразные. 2.1. Мохообразные как особая линия эволюции наземных растений. Класс Печеночники. 2.2. Класс Листостебельные мхи. | 6/100 | ||||||||
Риниофиты. | 0,5 | ||||||||
Плауновидные. | 0,5 | ||||||||
Хвощевидные. | |||||||||
Папоротниковидные. 6.1. Общая характеристика. Цикл воспроизведения. 6.2. Класс Настоящие папоротники. | 5/100 | ||||||||
Голосеменные. 7.1. Общая характеристика. Цикл воспроизведения.. | 3/70 | ||||||||
7.2. Класс Саговниковые, класс Беннеттитовые, класс Гинкговые. | |||||||||
7.3. Класс Шишконосные. | |||||||||
7.4. Класс Гнетовые | |||||||||
Покрытосеменные. 8.1. Общая характеристика. Цикл воспроизведения. Класс Двудольные. | 4/50 | ||||||||
8.2. Подкласс Магнолиидные. | |||||||||
8.3. Подкласс Кариофиллидные. | 4/50 | ||||||||
8.4. Подкласс Диллениидные. | |||||||||
8.5. Подкласс Розидные. | 4/50 | ||||||||
8.6. Подкласс Астеридные. | |||||||||
8.7. Подкласс Гаммамелидные. 8.8. Класс Однодольные. Общая характеристика. | |||||||||
8.9. Подкласс Лилиидные. | |||||||||
8.10. Подкласс Арецидные. | |||||||||
Основы фитоценологии. 9.1.Понятие о фитоценозе. Структура фитоценоза. | 4/50 | ||||||||
9.2.Пространственное строение фитоценоза. Динамика. | |||||||||
9.3.Классификация фитоценозов. Методы исследований. | |||||||||
Всего по данному разделу | 64/55 |
Содержание тем курса ЛЕКЦИЙ