Тема: Правила дорожного движения
Цели: продолжить формирование знаний и умений безопасного поведения на улицах и дорогах; содействовать осознанию учащимися необходимости знать и соблюдать правила дорожного движения, воспитанию стремления их выполнять; развивать умения рассуждать, делать правильные выводы, принимать правильное решение в ситуации выбора.
Оборудование: рисунки дорожных знаков, схема села или микрорайона.
Ход урока
Проверку изученного на прошлом уроке материала можно провести по методике «Опрос пятерых». Вопросы для контроля знаний учитель составляет в нескольких вариантах.
Изучение нового материала можно организовать на основе игрового сюжета. В наш город, говорит учитель, в гости приехал Незнайка (можно любой другой известный детям герой мультфильмов или сказок и т.п.). Он сразу стал попадать в разные истории: его чуть не сбила машина, он не знал, где сесть на троллейбус или автобус, милиционер хотел его оштрафовать за переход улицы в неположенном месте. Как вы думаете, чего не знает Незнайка? Давайте ему поможем выучить основные дорожные знаки, которые должен знать каждый пешеход и которые мы уже с вами знаем. А для этого нам нужно отправиться с Незнайкой на прогулку по городу (поселку). Учитель открывает на доске схему микрорайона или поселка, на которой в положенных местах находятся фишки дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Остановка транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Телефон», «Пункт первой медицинской помощи», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено». Учитель приглашает всех в путь. Он сообщает о движении Незнайки по населенному пункту, а ученики комментируют знаки, с которыми встречается Незнайка на улицах. В процессе комментирования детей, учителей задает уточняющие вопросы, например: Как узнать, какой вид транспорта останавливается на этой остановке? Для чего нужно знать знак «Пункт первой медицинской помощи»? Когда Незнайка «подойдет» к знаку «Пешеходный переход», ученики показывают, как действовать, когда горит красный, желтый и зеленый свет светофора (учитель использует модель светофора). А что делать, если светофор вдруг испортится, и будет гореть долго желтый свет? Покажите, как нужно переходить улицу, где нет светофора или светофор не исправен. Незнайка едет в транспорте. Какие правила ему нужно соблюдать при этом? (Держаться за поручни; не высовывать голову и руки из окна; не входить и не выходить, когда дверь уже закрывается).
В заключении игрового сюжета нужно спросить, какие самые правила дорожного движения нужно знать и соблюдать. С этой целью учитель предлагает помочь Незнайке прочитать памятку, которую составил дядя Степа-милиционер. Примерное содержание памятки:
1. Не играй на … части улицы.
2. Переходи улицу только в … месте и только на …
3. Если нет пешеходного перехода, вначале посмотри …, если нет машин, дойди до … и посмотри … . Если нет машин, иди … дальше.
4. Изучай и постоянно повторяй правила … .
Учитель благодарит учащихся за помощь Незнайке, подчеркивает, как важно знать и соблюдать правила дорожного движения и как важно помогать друг другу в жизни. Работая сообща, ученики помогли друг другу вспомнить правила дорожного движения или удостовериться, что хорошо их знают. Затем учитель предлагает детям познакомится с новыми знаками и правилами дорожного движения. Учитель предлагает открыть учебник на стр. … учебника и рассмотреть рисунок (железнодорожный переезд и т.д.). Проводится беседа по вопросам: Видели ли вы знаки, изображенные на рисунке? Где? Где нужно переходить железную дорогу? Когда? Какие знаки стоят на железнодорожном переезде? Если нет шлагбаума, как нужно переходить железную дорогу? Почему нельзя ходить по рельсам или железнодорожной насыпи? Какие же правила дорожного движения на железной дороге вы бы записали в памятке для нашего друга Незнайки?
1. Переходи железнодорожное полотно только на … , когда открыт …
2. Не играй и не ходи на … и по …
3. Если нет ж/переезда, то переходи рельсы, когда ни слева, ни справа …
После этого учащиеся знакомятся с правилами проезда в метро. Вводная беседа: Что такое метро? Знаете ли вы, в каком городе у нас в Беларуси есть метро? Кто ездил на метро в Минске? Понравилось ли вам метро? Чем? И т.п. Для знакомства с правилами движения в метро организуется самостоятельная работа с учебником (в парах) по заданиям:
1. Прочтите текст на стр. … учебника.
2. Ответьте друг другу на вопросы (на первые два вопроса отвечает один ученик, на остальные - второй):
Какие правила нужно соблюдать, находясь на движущемся эскалаторе?
Какие правила нужно соблюдать, находясь на платформе? Почему?
Какие правила нужно соблюдать, находясь в вагоне? Почему?
Как нужно себя вести, если что-то упало на рельсы?
3. Порассуждайте:
Можно ли бежать по эскалатору?
Можно ли играть на платформе в метро?
Что может быть, если не соблюдать правила безопасного движения в метро?
При осуждении результатов работы в парах, заслушиваются только ответы на вопросы 3-го задания.
После завершения работы в парах, можно заслушать ответы учащихся на вопросы учебника под рубрикой «Порассуждай».
Подведение итогов работы. Что нового вы узнали на уроке? Что было особенно полезным для вас на уроке? Довольны ли вы своей работой на уроке? Как вы оцениваете вашу работу в парах? (Ответы можно получать на последние два вопроса с помощью «солнышек»). Как бы вы продолжили предложение: Чтобы не случилось беды на улице, … Поднимите руки, кто уверен, что твердо знает правила дорожного движения. А если кто-то забудет о некоторых правилах, что нужно делать?
Учитель благодарит учащихся за совместную работу на уроке, за совместную работу по изучению курса «Человек и мир», за старание ребят, за стремление лучше узнать природу, культуру своей местности и своей Родины, за желание хорошо знать нормы и правила ЗОЖ.
Домашнее задание (можно только для желающих): написать небольшое сочинение-отзыв «Что мне особенно понравилось на уроках по курсу «Человек и мир»? Чтобы я хотел еще узнать?»