Описание рабочего места, оборудования , выполняемых операций;

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция «безопасности», до недавнего времени, была фундаментом, на котором строились нормативы безопасности. Для предотвращения аварий внедрялись дополнительные технические устройства, принимались организационные меры, обеспечивающие высокий уровень дисциплины, строгий регламент работы, и т.д.

Сегодня большая часть жизнедеятельности человека протекает в условиях антропогенных систем. Активная хозяйственная деятельность - освоение новых территорий, «преобразование природы», создание искусственных экосистем, например, городов, - неизбежно привела к ухудшению состояния окружающей природной среды и, соответственно, качества жизни самого человека.

Стремление человека защитить себя от негативных последствий своей же разумной деятельности привело к осознанию необходимости создания системы специальных мероприятий, объединенных понятием «безопасность жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности - это область знаний о состоянии окружающей среды и о безопасном взаимодействии человека со средой его обитания, при котором вероятность повреждения организма человека в процессе его жизни и деятельности в определенных условиях является минимальной.

Предприятия автомобильного транспорта по своей структуре, месторасположению и наличию производственных циклов является антропогенным источником для любого населенного пункта. Особенность предприятий автомобильного транспорта с точки зрения охраны труда заключается в том, что на ограниченной территории находится большое количество производственных циклов, где выполняются ремонтные, моечные, окрасочные, монтажные, испытательные и др. работы. Все эти работ сопряжены с опасными и вредными производственными факторами, воздействующими на человека в процессе труда, а также, с определенным давлением на окружающую среду (сточные и ливневые воды, воздух, выбрасываемый из систем вентиляции, стоянки автобусов и автомобилей, горячие цеха и т.д.), поэтому необходим четкий инженерный подход к решению задач по обеспечению безопасности людей на производстве и снижению антропогенного воздействия предприятий автомобильного транспорта на окружающую среду.

Работа над разделом «Безопасность и экологичность проекта» начинается с преддипломной практики студентов. Задание на разработку раздела студент получает у ведущего консультанта на кафедре «Охрана труда и окружающей среды». Задание должно соответствовать теме дипломного проекта и предусматривать комплексную разработку конкретных вопросов безопасности и экологичности - организация охраны труда на предприятии, участке, рабочем месте; производственная санитария и гигиена труда; охрана окружающей среды; пожарная профилактика, организация спасательных и аварийных работ.

В период преддипломной практики студент должен собрать необходимый материал для разработки безопасных условий труда и мероприятий по защите окружающей среды. Таким материалом может быть:

Ø схема организации охраны труда на предприятии или участке;

Ø чертеж рабочего места (наиболее опасного по технологическому процессу);

Ø схема эвакуации людей в случае пожара или другой аварийной ситуации;

Ø инструкция по технике безопасности конкретного рабочего места;

Ø данные и анализ производственного травматизма на предприятии в целом или на разрабатываемом участке;

Ø материалы для разработки мероприятий по предупреждению и ликвидации производственных аварий;

Ø предложения по природоохранным мероприятиям.

Разработка специального раздела «Безопасность и экологичность проекта» не исключает освещения вопросов безопасности в других разделах дипломного проекта.

Вопросы, рассматриваемые в разделе «Безопасность и экологичность проекта», должны непосредственно относиться к теме дипломного проекта и могут быть отражены на чертежах планов и разрезов производственных зданий в виде:

Ø нанесения линий передвижения автотранспорта по территории АТП или участка с обязательным указанием переходов для пешеходов;

Ø плана эвакуационных выходов в производственных помещениях;

Ø указания места нахождения оборудования искусственной вентиляции;

Ø схемы расположения светильников производственного освещения;

Ø плана устройства контурного заземления, местонахождения защитного отключения и щита с первичными средствами пожаротушения;

Ø местонахождения санитарно-бытовых помещений и их устройство.

На чертежах агрегатов (станки, тележки, подъемники, опрокидыватели) вычерчиваются элементы технических средств безопасности:

блокировочные и предохранительные устройства;

средства тепло -, вибро - и звукоизоляции;

средства экранирования.

В спецификации к чертежу производственных зданий и помещений обязательно должны быть указаны категория по пожарной, взрывной и взрывопожарной опасности, степень огнестойкости зданий, а также класс пожара, который может возникнуть в данном производстве.

Выполненные и оформленные разработки студента по разделу «Безопасность и экологичность проекта» проверяются и утверждаются ведущим консультантом кафедры «Охрана труда и окружающей среды» не позднее трех дней до предварительной защиты проекта на выпускающей кафедре. Ведущий консультант данного раздела ставит свою подпись в штампе титульного листа раздела «Безопасность и экологичность дипломного проекта» и на титульном листе расчетно-пояснительной записки к дипломному проекту. Без этих подписей студент не допускается к защите дипломного проекта.

2. Содержание раздела «Безопасность и

экологичность проекта»

Специальный раздел «Безопасность и экологичность проекта» включает 12-15 страниц расчетно-пояснительной записки с выделением принятых инженерных решений на чертежах проекта. Возможно выполнение 0,5 - 1,0 листа чертежей по данному разделу.

Раздел состоит из пяти подразделов:

описание рабочего места, оборудования , выполняемых операций;

Наши рекомендации