Правовые и организационные аспекты обеспечения защиты окружающей среды

Правовую основу охраны окружающей средыв стране составляет закон РСФСР «О санитарно − эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002).

Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею.

В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания.

Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов.

Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет).

В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.).

Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий.

Отдельные разделы закона посвящены:

· чрезвычайным экологическим ситуациям;

· особо охраняемым территориям и объектам;

· принципам экологического контроля;

· экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям;

· разрешению споров в области охраны окружающей природной среды;

· ответственности за экологические правонарушения;

· порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2000), Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Нормативно − правовые акты по охране окружающей среды включают в себя:

· санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв);

· СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий;

· документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр;

· общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно − правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы»/9,10/.

Эта система имеет номер 17 в ГСС.

Первоначально она состояла из 10 комплексов, каждый из которых (кроме комплекса с шифром 0) включал шесть групп стандартов.

Структура системы с шифром и кодовыми названиями комплексов дана в таблице 15.2.1.

Содержание групп стандартов определяется их наименованием (таблица 15.2.2)

В системе стандартов «Охрана природы»принята следующая система обозначения: ГОСТ 17.Х.Х.ХХ− ХХ,

где Х. − номер комплекса;

Х. − номер группы;

ХХ. − номер стандарта в группе;

ХХ − год регистрации или пересмотра стандарта.

Если нужен стандарт на правила определения допустимых выбросов (ПДВ), его необходимо искать в системе 17, комплексе 2, группе 3 − это ГОСТ 17.2.3.02− 78.

Таблица 15.2.1

Шифр комплекса Наименование комплекса Группы стандартов
Комплекс организационно − методических стандартов
Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования вод 1 2 3 4 5 6
Комплекс стандартов в области защиты атмосферы 1 2 3 4 5 6
Комплекс стандартов в области рационального использования биоресурсов 1 2 3 4 5 6
Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования почв 1 2 3 4 5 6
Комплекс стандартов в области улучшения использования земель 1 2 3 4 5 6
Комплекс стандартов в области охраны флоры 1 2 3 4 5 6
Комплекс стандартов в области охраны фауны 1 2 3 4 5 6
Комплекс стандартов в области охраны и преобразования ландшафтов 1 2 3 4 5 6
Комплекс стандартов в области рационального использования и охраны недр 1 2 3 4 5 6

Таблица 15.2.2

Шифр группы Наименование группы стандартов
Основные положения
Термины, определения, классификация
Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий
Требования к системам контроля и измерений состояния окружающей природной среды
Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений

Отраслевая нормативная документация и документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т.п.

Управление охраной окружающей средыв РФ осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МГТР России). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, проведение экологической экспертизы, проведение экологического контроля и некоторые другие обязанности. МПР также обеспечивает рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системе хозяйственного водопользования. Ведомство имеет территориальные органы.

Выбросы в атмосферу и гидросферу могут привести к экологическим катастрофам, поэтому большая роль в их предотвращении и ликвидации последствий принадлежит МЧС России. Таможенный комитет предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Управление охраной окружающей среды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представительной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполнительной (правительства, мэрии и т. п.) власти.

Органы государственного экологического контролявключают в себя органы исполнительной власти, службу контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России, а также Госатомнадзор России, Федеральную службу земельного кадастра России, Минздрав России(одна из функций которого – проведение санитарно-эпидемиологического надзора) и некоторые другие, осуществляющие государственный контроль в достаточно узком направлении (защита окружающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, охрана и рациональное использование рыбных ресурсов и т. д.).

Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.

Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура. В ряде субъектов федерации имеется эко­логическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.

Ведомственный экологический контрольосуществляют службы охраны природы министерств и ведомств (при их наличии), а на предприятиях – службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно–противоэпидемических мероприятий.

Общественный экологический контрольпроводится профсоюзными организациями. В коллективных договорах предусматриваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют и другие общественные организации.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды.

Различают следующие виды мониторинга:

· глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;

· национальный, проводимый на территории одного государства;

· региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или со­предельных участках нескольких государств;

· локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района, крупного предприятия и т.п.).

В РФ осуществление мониторинга возложено на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В системе наблюдения за состоянием атмосферы, морских вод, земли и почв, раститель­ного и животного мира, поверхностных вод суши, подземных вод и вод водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресурсов задействовано МПР России, а также Федеральная служба России по геодезии и картографии.

Учет статистических форм отчетности предприятий и организаций (№ 2 ТП (воздух), № 2 ТП (водхоз), № 2 ТП (опасные отходы)) ведет Госкомстат России.

Организация работ по охране окружающей среды на предприятиях и в организациях осуществляется, как правило, одной из служб главных специалистов (ОГМ или ОГЭ). Чаще всего это служба, отвечающая за эксплуатацию вентиляционных систем. Возможно создание специальной службы по охране окружающей среды. При любом варианте организации работ подразделение, ответственное за их проведение, контролирует выполнение законодательства по охране окружающей среды на предприятии, проводит инвентаризации источников выбросов и сбросов, а также энергозагрязнений.

Важнейшим направлением работ служб, на которые возложен производственный контроль за соблюдением санитарных правил, отвечающих за экологическую безопасность прилегающих к предприятию селитебных зон, является экологический аудит. Он включает в себя оценку уровня загрязнения атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т. п.

С 1999 г. в РФ введены в качестве стандартов России комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 "Система управления качеством окружающей среды". Модель управления в рамках этой системы аналогична принятой в системе управления охраной труда.

Наши рекомендации