Вопрос 17. Основания возникновения и прекращения права собственности на компоненты природной среды.
Возникновение и прекращение права собственности на компоненты природной среды связывается с определенными юридическими фактами (основаниями), установленными законодательством. Так, в соответствии со ст. 35 КоЗ земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются в частную собственность граждан Республики Беларусь по заявлению гражданина решением соответствующего сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы за земельный участок. Передача земельных участков в собственность юридических лиц производится по их ходатайству за плату по решению Президента Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г., № 58 определено, что право на земельный участок удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации. До получения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог. В решениях о предоставлении земельного участка в собственность указывается цель, для которой он передается. Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь, а также в порядке наследования. При этом сделки с земельными участками совершаются при наличии документов, удостоверяющих право на эти участки. Право частной собственности на земельный участок может быть также прекращено путем передачи земельного участка (его части) в собственность Республики Беларусь в случаях: • добровольного отчуждения земельного участка сельскому (поселковому), городскому (городов областного подчинения и города Минска), районному исполнительному и распорядительному органу;
• ликвидации в установленном законодательством порядке юридического лица Республики Беларусь, которому был передан земельный участок в собственность;
• принудительного изъятия земельного участка;
• реализации земельного участка (при сохранении целевого назначения) от имени залогодателя банком-залогополучателем в случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства (ст. 89 Кодекса о земле) и др. Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, осуществляется по решению суда (ст. 53 КоЗ):
• для государственных или общественных нужд;
• при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь (с удержанием задолженности по налогам);
• в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обучением, направлением на работу за границу;
• в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства; • при использовании земельного участка не по целевому назначению;
• при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет — в остальных случаях;
• при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;
• при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;
• при прекращении юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность;
• при конфискации земельного участка.
Решение о принудительном изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.