Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова»

Утверждаю Проректор по учебной работе   О. И.Родькин   “___”___________2011 г.
 

Регистрационный № УД_______/баз

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Учебная программа для специальности:

1-33 01 07 Природоохранная деятельность

Минск 2011

СОСТАВИТЕЛЬ: В.Н.Копиця, заведующий кафедрой экологического мониторинга, менеджмента и аудита учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова», кандидат биологических наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

М.Г. Герменчук, зам директора по науке БелНИЦ «Экология», к.т.н., доцент

В.Н. Марцуль, зав. кафедрой промышленной экологии БГТУ, к.т.н., доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой экологического мониторинга, менеджмента и аудита учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова»

(протокол № 11 от 02.06. 2011г.)

Научно-методическим советом учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова»

(протокол № 10 от 21 июня 2011г.)

Ответственный за редакцию: В.Н. Копиця

Ответственный за выпуск: В.Н. Копиця

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа составлена на основании рабочего плана специальности 1-33 01 07 Природоохранная деятельность.

Изучение дисциплины предполагает эффективное использование лекций, индивидуальных занятий под руководством преподавателя и самостоятельную работу студентов, На изучение дисциплины отводится 18 аудиторных часов, из которых 18 часов составляют лекции.

Цель дисциплины Введение в специальность - повышение качества профессиональной подготовки эколога - инженера в вузе путем формирования у слушателей устойчивого положительного отношения к получаемой профессии, мотивации и интереса к получению знаний в процессе обучения

Задачами изучения дисциплины «Введение в специальность» являются ознакомление студентов с:− современными экологическими проблемами общества и окружающей среды и ролью инженера-эколога в их решении;- путями решения экологических проблем с учетом международного опыта;- с основами природоохранного законодательства;- с основами государственной политикой в области охраны окружающей среды;- с основами государственного управления в области охраны окружающей среды;- задачами деятельности инспекций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, а так же иных органов государственного управления и субъектов хозяйствования;− аспектами профессиональной деятельности инженера-эколога и инспекций по охране окружающей среды;− необходимыми качествами и характеристиками инженера-эколога;− учебными дисциплинами как объектами отражения требований к инженеру-экологу со стороны общества;− работой инженеров-экологов в современных условиях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о структуре системы государственного управления окружающей средой;

- о Национальной системе мониторинга окружающей среды;

- об источниках воздействия на окружающую среду;

- о подходах к экологическому нормированию;

- иметь представление об объектах практической деятельности;

- о системах экологической сертификации и экспертизы;

- о методах аналитического контроля окружающей среды.

знать:

− роль инженера-эколога в решении современных экологических проблем;− сущность и особенности профессиональной деятельности инженера-эколога;- требования к квалификации инженера-эколога;− цель и место учебных дисциплин специальности как объектов отражения требований деятельности инженера-эколога со стороны общества;− особенности работы инженеров-экологов на действующих предприятиях.

На изучение дисциплины «Введение в специальность» по специальности 1 – 33 01 07 «Природоохранная деятельность» отводится часов, из них-18 аудиторных часов, в том числе на лекции – 18 часов.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

№ п/п Наименование дисциплины Раздел и тема  
Биология Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Экологические проблемы современности.
География Климат Республики Беларусь, экономический потенциал страны, расположение в Беларуси особо охраняемых природных, территорий, распределение земель в Беларуси, основные промышленные предприятия.
Химия Строения и свойства химических элементов, органических и неорганических соединений, оказывающих воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
Физика  

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование разделов, тем Содержание Объем (часы)
Всего В том числе
Лекций
1. Специальность «Природоохранная деятельность», ее задачи и роль экологов-инженеров в современном обществе. Основные требования к подготовке специалистов по специальности «Природоохранная деятельность»
2. Основные экологические проблемы Беларуси, причины их возникновения
3. Устойчивое развитие
4. Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды
5. Методы государственного управления окружающей средой в Республике Беларусь
Национальная система мониторинга окружающей среды как инструмент управления окружающей средой
Основные требования к подготовке специалистов по специальности «Природоохранная деятельность»
  ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Специальность, ее задачи и роль экологов-инженеров в современном обществе.Цели подготовки специалистов по специальности «Природоохранная деятельность». Задачи профессиональной деятельности эколога - инженера по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

2. Основные экологические проблемы Беларуси, причины их возникновения.Потоки ресурсов и энергии в естественных и антропогенных сообществах. Пределы роста по Д. Медоузу. Проблемы загрязнения воды, земель, атмосферы, деградации растительного и животного мира. Основные виды и источники загрязнения окружающей среды. Основные экологические проблемы в Республике Беларусь.

3. Устойчивое развитие.Понятие устойчивого развития и история его возникновения. Национальная стратегия социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь и ее реализация в современных условиях.

4.Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, нормативная правовая база для ее обеспечения, практика применения. Гармонизация с основами международного экологического права.

5. Методы государственного управления окружающей средой в Республике Беларусь.Административные, экономические, информационные методы управления окружающей средой их структура и функции. Правовые инструменты Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Нормирование и лицензирование как инструменты в природопользовании и охране окружающей среды. Системы сертификации и контроля в области охраны окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду объектов хозяйственной деятельности. Экономические методы позитивного, негативного и компенсационного стимулирования.

6. Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС) как инструмент управления окружающей средой.Структура НСМОС РБ. Цели и задачи НСМОС. Инструменты и требования к ведению НСМОС, Локальный мониторинг, его задачи в условиях предприятия.

7. Основные требования к подготовке специалистов по специальности «Природоохранная деятельность».Структура плана подготовки по специальности «Природоохранная деятельность». Общие и отличительные особенности подготовки специалистов по направлениям «Экологический менеджмент и экспертиза» и «Экологический мониторинг».

Литература

Основная литература

1. Закон «Об охране окружающей среды»

2. Родькин О.И.Охрана окружающей среды./ О.И. Родькин, В.Н. Копиця, - Мн.: Беларусь, 2010. – 176 с..

3. Гончарова Н.В. Принципы экологии /Н.В. Гончарова, В.Н. Копиця, - Мн.: МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2009. -129 с.

4. Национальная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Мн.: 2004 г.

5. Романовский Ч.А. Экологический менеджмент/ Ч.А. Романовский, О.И.Родькин, С.С. Позняк, - Мн.: РИВШ, 2008. -258 с.

Дополнительная литература

1 Д. Медоуз Пределы роста 30 лет спустя. М.: Академкнига,- 2007 г. -343 с.

Наши рекомендации