Государственная экологическая экспертиза в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Омской области в 2007 году

Основные ведомственные нормативные документы:

1) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 февраля 2007 г. № 46 «О реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе"» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ;

2) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 августа 2007 г. № 596-а «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов».

Объекты экологической экспертизы – материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Основные задачи отдела:

– организация и проведение в порядке, определенном законодательством РФ, государственной экологической экспертизы (в пределах установленного разграничения соответствующих полномочий между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами) в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

– участие в реализации Управлением государственной политики в области промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов;

– участие в общем планировании и обеспечении сводной отчетности в Управлении;

– обеспечение выполнения планов работы Управления, федеральных, целевых межведомственных, региональных и других программ, относящихся к сфере деятельности отдела Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ);

– подготовка информационных материалов Губернатору Омской области, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, органам местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела ГЭЭ;

– осуществление планового обмена информацией с другими территориальными органами надзора и контроля, а также оперативного информационного взаимодействия по проведению государственной экологической экспертизы.

Анализ экспертируемых материалов с точки зрения уровня разработки разделов оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности осуществляется согласно положению об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС). Положение представляет процесс проведения ОВОС как национальную процедуру и подробно описывает стадии оценки воздействия на окружающую среду и устанавливает права и обязанности заказчика, органов государственной власти, общественности и других участников на каждой из этих стадий, устанавливает четкие требования к техническому заданию и стадиям его разработки.

Основные замечания к экспертным материалам сводятся к следующему. Заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду не соблюдают основные принципы оценки воздействия на окружающую среду, не в полном объеме проводят исследования по оценке воздействия, не соблюдают этапы проведения ОВОС, не представляют в органы местного самоуправления материалы намерений и предварительной оценки намечаемой деятельности, не информируют общественность о своих намерениях, предполагаемой форме общественного обсуждения.

В техническом задании на проведение ОВОС нет обоснования отнесения объекта к той или иной категории по уровню воздействия на окружающую среду, соответствия региональным программам и планам экономического развития и по охране окружающей среды, не указываются сроки проведения ОВОС, не оценивается масштаб экологических исследований.

Не проводится оценка современного экологического состояния отдельных компонентов природной среды и экосистем в целом, их устойчивости к техногенным воздействиям и способности к восстановлению, не разрабатывается прогноз возможных изменений природных систем при осуществлении намечаемой деятельности.

Органами местного самоуправления не разработан порядок проведения общественных слушаний, в результате чего в средствах массовой информации публикуется скудная информация о намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В протоколах общественных слушаний нет уточненных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий, реализации решений по объекту и выбранному варианту, нет предложений заказчика по принятию им компенсационных мер для возмещения возможного вреда, который может быть нанесен имуществу и здоровью граждан в результате реализации решений по объекту по выбранному варианту.

Общее количество заключений, утвержденных ГЭЭ в 2007 г., – 17, из них:

– положительных – 14,

– отрицательных – 3.

Из них по сложности:

– средней – 12,

– сложной – 5.

Количество отказов в проведении ГЭЭ – 4. Основная причина отказов – представление материалов на ГЭЭ с нарушением требований п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Состав экспертных комиссий государственной экологической экспертизы формировался из внештатных экспертов, по согласованию с ними и заключением с каждым из них Договора на возмездное оказание услуг по рассмотрению конкретного раздела, вопроса объекта экспертизы.

Внештатные эксперты – это специалисты, обладающие научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, в основном специалисты проектных и научно-исследовательских институтов.

В УТЭН Ростехнадзора по Омской области ведется реестр внештатных экспертов. В 2007 г. в реестр внесено 72 внештатных эксперта.

Краткая характеристика проведения ГЭЭ наиболее значимых и крупных объектов экологической экспертизы в 2007 г.

Наименование объектов: материалы обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Заказчики:

– ОАО «Иртышское пароходство»,

– ООО «Экоресурс»,

– ООО «Омск-Полимер»,

– ОАО «Омская электрогенерирующая компания»,

– МП «Омская тепловая компания».

Наши рекомендации