Источники земельного права;

Признаки и свойства земель, как объекта земельных правоотношений;

Предмет и метод правового регулирования земельных отношений; Понятие земельного права;

Система земельного права;

Принципы земельного права;

Источники земельного права;

1.Земля как объект земельных правоотношений характеризуется следующими свойствами:

1) Вся совокупность земель, находящихся в пределах территории ПМР образует Единый Государственный Земельный фонд.

2) Земельный фонд дифференцируется на категории и на угодья.

3) Земли могут изыматься для государственных или общественных нужд.

4) Земли подлежат обязательному использованию в соответствии с целевым назначением.

С учетом свойств земель отношения по поводу их использования регулируются не только земельным, но и экологическим, гражданским, административным и иными отраслями права. Такое многообразие регулирования так же вытекает из функций, выполняемых землей:

1) Экологическая – земля выступает в качестве природного объекта и природного ресурса. Может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле слова в контексте всей планеты.

2) Социальная – земля является условием и местом жизни человека.

3) Политическая – значение имеют территориальная целостность, суверенитет государства, пространственный предел распространения власти и граница государства.

4) Экономическая – земля может рассматриваться в двух аспектах: пространственно-операционный базис; земля выступает в качестве средства производства, однако сфера вовлечения земель в экономику ограничивается только двумя отраслями: а) сельское хозяйство; б) лесное хозяйство; В этой части значение имеют следующие свойства земель:

1) плодородие – оно отражает потребительские качества земельного участка, в том числе может оцениваться по специальным баллам – бонитетам.

2) не перемещаемости земель – означает невозможность использовать вместо земель другие природные ресурсы (постоянство местонахождения).

3) пространственная ограниченность – означает обязанность использовать земельный участок только в тех пространственных пределах, в которых он предоставлен.

4) Земля является вечным средством производства – при рациональном использовании земель они только улучшают свои качественные характеристики.

2. Для характеристики любой отросли и выделения ее из числа других отраслей в качестве

самостоятельной теоретиками используются следующие средства:

1) Характеристика предмета правового регулирования;

2) Определение метода правового регулирования отрасли;

3) Понятие отрасли, как совокупности специальных правовых норм, регулирующих особый предмет и основанных на специальном методе.

4) Идеология отрасли и направления развития.

Особое место в этой системе занимает предмет, под которым традиционно понимается совокупность определенных отношений. Все отношения характеризуются рядом общих и специфических признаков. К общим относятся волевой, общественный характер, и поддаются правовому регулированию. Специфические:

1) складываются по поводу земель;

2) земельные правоотношения носят экономический характер, поскольку земля, вовлеченная в сферу производства становится объектом присвоения, то есть собственностью, однако не все отношения по поводу земли относятся к сфере регулирования земельного права, даже если они имеют экономический характер (финансовые отношения по плате за землю). В силу этого для полной характеристики земельные отношения помимо экономического должны носить экологический, природа-ресурсный характер.

3) Природо-ресурсный предполагает, что земля наравне с лесами, недрами, животным миром является одним из видов природных ресурсов.

4) Экологический характер предполагает необходимость охраны земель, а так же их влияние на другие компоненты и комплексы окружающей среды. Земельные отношения должны содержать ряд обязательных экологических требований, направленных на обеспечивание экологической безопасности государства и предотвращение деградации окружающей среды.

Все эти ресурсы позволяют сформулировать понятие правового регулирования земельного права – это волевые, общественные, эколого-экономические правоотношения, складывающиеся по поводу земли, как уникального природного объекта, объекта хозяйствования, объекта права собственности и иных вещных прав. Традиционно императивный метод состоит из двух составляющих: обязательные предписания и установленные запреты. Предполагают совокупность норм и правил, соблюдение которых не предполагает свободной трактовки установленного правила. Эти предписания касаются целевого использования земель, установленного правового режима, обязательности природа-охранных мероприятий, обязательные платежи за землю. Несоблюдение предписаний включает механизм ответственности, в то же время предписания корреспондируют запреты, например, в части наступления ответственности за несоблюдение целевого землепользования.

В земельном праве диспозитивный метод подразделяется на три составляющие:

1) рекомендательный – субъекты принимают решение самостоятельно, но в пределах рекомендаций, исходящих от органов государственной и местной власти.

2) санкционирующий – предполагает, что хозяйствующее решение субъект правоотношения выбирает сам, но оно приобретает юридическую силу только после соответствующей санкции органов государственной или местной власти

3) делегирующий – субъект выбирает только из числа принадлежащих ему правомочий в отношении конкретного земельного участка.

Земельное право – совокупность правовых норм, базирующихся на праве исключительной собственности государства на землю, регулирующее эколого-экономические правоотношения, возникающие по поводу земель, как природного ресурса и объекта хозяйствования, основанных на императивных и диспозитивных правилах в целях рационального использования земель, их охраны, улучшения и воспроизводства почвы, охраны права и законных интересов всех субъектов земельных правоотношений.

3. Система земельного права состоит из общей и особенной части. В общую часть входят следующие институты: 1) институт права государственной собственности на землю; 2) институт правовых форм использования земель; 3) институт форм и порядка взимания платежей за землю; 4) институт гос. регулирования земельных отношений; 5) институт юридической ответственности за нарушение норм земельного права.

Особенная часть земельного права посвящена различным категориям земель и основывается на общей части, отдельные нормы которой содержатся во всех ее институтах, и состоит: 1) институт правового режима земель сельскохозяйственного назначения; 2) институт правового режима земель населенных пунктов; 3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения; 4) институт правового режима земель природа-охранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного и иного назначения (земли особо охраняемых территорий и объектов); 5) правовой режим земель лесного фонда; 6)правовой режим земель водного фонда; 6) правовой режим земель запаса;

Литература: «Земельное право» Ерофеев, Петров, Жариков, Бринчук.

4) Принципы – основополагающие начала земельного права, с помощью которых можно охарактеризовать содержание данной отрасли и суть земельно-правового режима. К ним относятся:

1) Учёт значения земли как природного объекта, объекта хозяйствования, объекта вещных прав;

2) Приоритет охраны земли, как компонента ОС, перед экономическим развитием (этот принцип заимствован из ЭП и означает необходимость охраны природных ресурсов, в том числе запрет на осуществление экологически опасной деятельности и на приостановление, а в некоторых случаях запрет, экологически опасного производства);

3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека. Означает, что должны осуществляться такие виды пользования землёй, которые обеспечивали бы сохранение качественного состояния природных ресурсов, в том числе земельных;

4) Принцип единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости на нём расположенного. Земельный участок своей правовой судьбой следует правовой судьбе объекта, что почти всегда означает, что смена держателя прав на объект влечёт изменение и субъектного состава земельных отношений;

5) Принцип приоритета охраны особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий и объектов. В отношении этого вида и категории земель устанавливаются особые правила охраны с учётом значения этих объектов, однако в целом приоритет этих земель не может влечь халатность в использовании других категорий;

6) Принцип платности использования земель. Означает, что любое землевладение и землепользование должно осуществляться на возмездной основе с учётом того, что собственником является государство. В тоже время в отношении отдельных субъектов могут устанавливаться льготы по плате земельного налога и иных платежей за землю;

7) Принцип дифференциации земельного фонда. Подразумевает:

а) Деление земель по целевому назначению на категории;

б) По экономическим характеристикам на угодья;

8) Принцип сочетания государственного и частного интереса. Должен проявляться в направлениях государственной земельной политики и в определении направлений развития АПК;

9) Принцип исключительности собственности государства на землю. Предполагает сосредоточение максимальных властных полномочий именно у органов государственной власти и сокращений полномочий муниципальных органов;

10) Принцип использования земель с/х назначения преимущественно для с/х нужд. Означает то, что земли этого назначения могут переводиться в любые другие категории, однако прибегать к этому можно только в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного расположения объектов.

5) Источники ЗП:

1) Конституция ПМР;

2) Земельный Кодекс ПМР (19.07.2002);

3) Закон ПМР «О плате за землю» (30.09.2000), Закон ПМР «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств» (30.11.2000), Закон ПМР «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения» (20.05.2011).

4) Акты Президента ПМР и Правительства ПМР:

Постановление Правительства ПМР от 14.07.2000 «О единой форме Государственного акта на право пользования землёй», Постановление Правительства ПМР от 10.02.2012 «Об утверждении Положения структуры и предельной штатной численности Министерства с/х и природных ресурсов ПМР», Постановление Правительства ПМР от 15.03.2012 «О порядке реализации полномочий при осуществлении государственного контроля (надзора) ПМР», Постановление Правительства ПМР от 13.11.2012 «О некоторых мерах по устранению нарушений земельного законодательства в отношении земель с/х назначения», Постановление Правительства ПМР от 11.12.2012 «Об утверждении положения по эффективному, рациональному использованию земель с/х назначения в ПМР», Указ Президента ПМР от 01.08.2001 «Об утверждении Программы инвентаризации земельного фонда ПМР», Указ Президента ПМР от 20.05.2003 «О некоторых вопросах регулирования правоотношений в области распоряжения правами пользования земельными участками», Указ Президента ПМР от 05.11.2004 «Об утверждении положения о землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, обороны и иного назначения», Указ Президента ПМР от 23.09.2005 «Об утверждении положения о порядке ведения государственного земельного кадастра», Указ Президента ПМР от 03.08.2006 «Об утверждении положения о территориальном зонировании земель населённых пунктов», Указ Президента ПМР от 18.12.2006 «Об утверждении положения о рекультивации земель, снятии верхнего слоя почвы, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя», Указ Президента ПМР от 05.01.2012 «Об утверждении перечня земель ПМР, отнесённых к ведению Республиканских органов государственной власти и к ведению местных органов власти», Указ Президента ПМР от 24.01.2012 «О разграничении полномочий между Республиканскими органами государственной власти и местными органами власти в области регулирования земельных отношений», Распоряжение Президента ПМР от «О некоторых мерах, направленных на обеспечение государственных гарантий гражданам ПМР, обладающим право на земельную долю (пай)», Распоряжение Президента ПМР от 21.05.2013 «Об упрощении процедуры формирования земельных участков категории земель с/х назначения».

Информационное письмо главам государственных администраций городов и районов ПМР от 23.03.2013 «О разъяснении порядка применения норм, НПА Президента ПМР в части реализации прав пользования земельными участками».

Приказ Министра промышленности ПМР «Об утверждении положения о присвоении недвижимости на территории населённых пунктов ПМР».

Приказ Министра природных ресурсов и ЭК от 18.05. «Об утверждении примерной формы акта приёмки-передачи рекультивированных земель».

Тема №2: Право государственной собственности на землю.

Наши рекомендации