Экологическое образование младших школьников
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде и здоровью.
К компонентам экологической культуры относятся:
˗ экологические знания и умения;
˗ экологическое мышление;
˗ ценностные ориентации;
˗ экологически оправданное поведение.
В основу выделения содержания экологического образования в начальной школе положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания.
Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты.
Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.
Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.
Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними.
Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.
Содержание и уровни экологических знаний
Содержание экологических знаний:
· Многообразие живых организмов (растений, грибов, животных, бактерий), их экологическое единство. Природные сообщества.
· Связь растительных и животных организмов со средой обитания.
· Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
· Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды.
· Охрана и восстановление природных богатств.
Уровни развития экологических понятий:
I. Объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними.
II. Рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой.
III. Устанавливаются следующие взаимосвязи между растениями и животными.
IV. Рассматриваются природные явления и процессы (сезонные изменения в природе, виды вращения Земли, круговорот веществ, экологическое равновесие).
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Что понимается под экологическим образованием школьников?
2. Назовите основные задачи экологического образования младших школьников.
3. Назовите основные типы уроков по ОЗМ.
4. Охарактеризуйте методы и методические приемы экологического образования в начальной школе.
5. Какие формы организации образовательного процесса младших школьников решают задачи экологической направленности?
6. Как учитывается принцип экологической направленности в примерной программе по предмету «Окружающий мир» ФГОС НОО?
7. Назовите уровни развития экологических понятий. Приведите примеры.
Задания:
1. Разработать экологическое мероприятие для начальной школы.
2. Разработать сценарий ролевой игры экологической направленности.
Умения, сформированные у студента после изучения темы
1. Определять цели и задачи, целесообразные методы и методические приемы процесса экологического образования в начальной школе, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся.
2. Использовать различные средства, методы и формы организации экологического образования младших школьников.
Форма контроля самостоятельной работы:
1. Представление докладов со слайдовой презентацией.
2. Обсуждение докладов (ответы на вопросы по теме).
3. Представление фрагментов составленных уроков с методическими пояснениями.
Литература:
1. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
2. Коробкин В.И., Передельский Л.Д. Экология. – Ростов на Дону: Феникс, 2001.
3. Козьмин О.Г. Экологическое образование – как одно из направлений реформы 80- 90 –х годов // Начальная школа. – 1993. - № 9. – С. 6.
4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1978.
5. Чаус Б.Ю. Экологические сказки // Начальная школа. – 1993. - №9. С. 44-46.
6.Экологическое образование в школе. – Концепция. – М.: Просвещение, 1994.
[1] Назарова Т.С. Средства обучения. – М., 1998.
[2] Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2004 – С.33-37.
[3] Указать автора-разработчика программы (авторский коллектив), обосновать название курса.
[4] Указать научную концепцию, положенную в основу разработки программы. Отметить модель ее построения.
[5] Уточнить использованные при разработке курса принципы отбора материала, способ построения, тематические линии.
[6] Обратить внимание на нестандартные методы, формы, средства обучения, места проведения занятий, упомянутые автором в пояснительной записке.
[7] Указать название тем курсов, разделов, общее количество часов, отводимых на изучение детьми программы в целом, по каждому классу и конкретному разделу. Проследить существование тематической преемственности между классами, возможности блокового строения курса, наличия дублирующихся тем. Раскрыть авторское видение процесса преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе.
[8]Зафиксировать основные знания, умения, навыки (ЗУНы), которые должны быть сформированы у ребенка по окончании каждого класса. Отметить общие для всех базовых программ и специфические требования к изучению данного учебного предмета.
[9] Подробно описать учебно-методическую комплектацию курса. Охарактеризовать ее составляющие.
[10] Отметить наличие дополнительных факультативных и специальных курсов.