Проанализируйте карты Кемеровской области (луга, промышленность, поля) и дополните предложения.

1. Поля расположены на территории орографических районов _________________________________________________________, где на картах обозначена______________________ растительность.

2. Большая часть промышленных предприятий находится на территории ___________________________________________________, где на картах обозначено расположение _______________________ растительности.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. С чем связано уничтожение луговой равнинной растительности на территории Кемеровской области?

_______________________________________

Задание 13

Степная растительность характеризуется особой сезонной изменчивостью.

Какой облик имеет степь в разные сезоны годы?

Ход работы

1. Проанализируйте главу «Степная растительность» пособия Растительный мир Кузбасса и заполните табл. 8.

Проанализируйте табл. 8 и дополните предложения.

1. Ранней весной растения степей вегетируют в ____________ условиях увлажнения.

Эти растения входят в группу _______________________ и __________________________.

2. Поздней весной и ранним летом вегетируют _____________ и __________________.

3. В середине лета растения _____________________, это состояние называется ______________.

4. В конце лета наблюдается вегетация ____________________ и ___________________________.

5. Зимой растения ___________________________ и наступает ______________________.

Таблица 8

Особенности сезонного облика степей

Название сезона Окраска степи Вегетирующие растения
Ранняя весна    
Поздняя весна и раннее лето    
Середина лета    
Конец лета и осень    
Зима    

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. Когда в степях наблюдаются неблагоприятные по увлажнению сезоны года?

______________________________________________

2. Какие сезоны года в степи неблагоприятны по температурным условиям?

______________________________________________

3. Как растения степей переносят неблагоприятные сезоны года?

________________________________________

Задание 14

Растения лугов разделяются на хозяйственно – биологические группы.

Какое значение в жизни луга имеют растения различных хозяйственно – биологических групп?

Ход работы

1. Проанализируйте главу «Луговая растительность» пособия Растительный мир Кузбасса, конспект лекции и заполните табл. 9.

Таблица 9

Значение различных групп степных растений

Название группы Значение группы Особенности растений Представители
Злаковые      
Бобовые      
Разнотравье      
Осоковые      

Проанализируйте табл. 9 и дополните предложения.

1. Вегетативное размножение – основной способ размножения __________________________________________________________растений.

2. Ветроопыление характерно для ________________________.

3. Опыление насекомыми характерно для растений _________ _________ и ___________________.

4. Корневищные растения преобладают в группе ___________ _________и ___________________.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. О чем свидетельствует наличие осок в составе луга?

______________________________________________

2. Какие растения повышают кормовую ценность луга?

____________________________________________________

ВЫВОДЫ

На основании изученных материалов сделайте выводы, отвечая на вопросы.

1. Чем степная растительность отличается от луговой?

_______________________________________

2. В чем состоит сходство луговой и степной растительности?

_______________________________________

3. Какие почвы формируются под степной и луговой растительностью?

_______________________________________

4. Почему степная и луговая растительность на территории области практически уничтожена?

________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 6

Задание 1

1. Выпишите из пособия Растительный мир Кузбасса (глава «Характеристика растительности. Общие сведения»), конспекта лекции и словаря краткие определения терминов.

Растительность –

_____________________________________________.

Фитоценоз – _____________________________________________.

Эдификатор – _____________________________________________.

Травянистая растительность –

_____________________________________________.

Ксерофильная растительность –_____________________________________________.

Проработайте конспект лекций и дополните табл. 1.

Проанализируйте табл. 1 и сформулируйте ответы на вопросы.

Таблица 1

Характеристика растительности Кемеровской области

Название растительности Жизненная форма – эдификатор Преобладающая экологическая группа* Приуроченность к рельефу**
Луг      
Травяное болото      
Степь      
Альпийский луг      
Субальпийский луг      

*Указать экологическую группу по отношению к воде. **Указать приуроченность к орографическим районам нашей области.

1.Какая растительность относится к травянистой?

______________________________________________

2. Какая травянистая растительность приспособлена к оптимальным условиям увлажнения?

______________________________________________

3. Какая травянистая растительность формируется при избытке влаги?

______________________________________________

4. Какая травянистая растительность встречается в горных районах области?

______________________________________________

5. Какая травянистая растительность встречается только на равнинных территориях области?

______________________________________________

Задание 2

1. Выпишите из пособия Растительный мир Кузбасса (главы «Характеристика растительности. Общие сведения», «Степная растительность», «Экологические группы растений»), конспекта лекции и словаря краткие определения терминов.

Степь – _____________________________________________.

Азональная растительность – _____________________________________________.

Полупокой – _____________________________________________.

Сезонная динамика –

_____________________________________________.

Ксерофиты – _____________________________________________.

Рассмотрите карту на рис. 1 и укажите номер, которым обозначены на ней степи.

3. Проанализируйте рис. 1, материалы пособия Растительный мир Кузбасса (глава «Степная растительность»), конспекты лекций и сформулируйте ответы на вопросы.

1. Почему степи занимают ограниченные площади в области?

______________________________________________

2. Какая особенность сезонной динамики характерна для степи?

______________________________________________

3. Какая экологическая группа растений является в степях преобладающей и почему?

______________________________________________

4. Какая экологическая группа растений характерна для засоленных почв в Кузнецкой степи?

______________________________________________

Проанализируйте карты Кемеровской области (луга, промышленность, поля) и дополните предложения. - student2.ru

Рис. 1. Растительность Кемеровской области [13]:

__________ – степи

5. В каких условиях формируется и где в области встречается степь, фотография которой помещена на рис. 95 учебного пособия?

______________________________________________

Задание 3

1. Выпишите из пособия Растительный мир Кузбасса (главы «Характеристика растительности. Общие сведения», «Степная растительность»), конспекта лекций и словаря краткие определения терминов.

Дерновина – _____________________________________________.

Мозаичность – _____________________________________________.

Дерновинные злаки – _____________________________________________.

Эдификаторы – _____________________________________________.

Разнотравье –_____________________________________________________________________________________________________________.

2. Проработайте материалы пособия Растительный мир Кузбасса (глава «Степная растительность»), конспекты лекций и заполните табл. 2.

3. Проанализируйте табл. 2 и главу «Степная растительность» пособия Растительный мир Кузбасса и сформулируйте ответы на вопросы.

1. Какие хозяйственно – биологические группы растений выполняют в степи роль ассектаторов?

____________________________________________________

2. Какая жизненная форма растений выполняет роль эдификатора в степях?

____________________________________________________

3. Почему дерновина степных растений погружена в почву?

____________________________________________________

4. Чем обусловлена мозаичность степей?

______________________________________________

5. С чем связана подземная и надземная ярусность в степи?

______________________________________________

Таблица 2

Представители различных жизненных форм и экологических

групп травостоя степи

Номер рисунка Название растения Хозяйственно–биологическая группа
   
   
   
   
   

Задание 4

1. Выпишите из пособия Растительный мир Кузбасса («Характеристика растительности. Общие сведения», «Луговая растительность»), конспекта лекций и словаря краткие определения терминов.

Мезофильная растительность – _____________________________________________.

Луг – _____________________________________________.

Структура фитоценоза – _____________________________________________.

Ярусность – _____________________________________________.

Суходольные луга – _____________________________________________.

2. Проработайте главу «Луговая растительность» пособия Растительный мир Кузбасса, конспекты лекций и заполните табл. 3.

Таблица 3

Представители различных хозяйственно – биологических групп

травостоя лугов

Номер рисунка Название растения Хозяйственно– биологическая группа Особенности группы

3. Проанализируйте табл. 3, главу «Луговая растительность» пособия Растительный мир Кузбасса и сформулируйте ответы на вопросы.

1. Какая экологическая группа является на лугах преобладающей и почему?

_____________________________________________

2. Что характерно для сезонной динамики лугов?

______________________________________________

3. На какие группы разделяют равнинные луга?

______________________________________________

4. В чем состоят отличия равнинных лугов по составу экологических групп?

______________________________________________

Задание 5

1. Выпишите из пособия Растительный мир Кузбасса (главы «Характеристика растительности. Общие сведения», «Луговая растительность»), конспекта лекций и словаря краткие определения терминов.

Гигрофильная растительность – _____________________________________________.

Субальпийский луг – _____________________________________________.

Альпийский луг – _____________________________________________.

Состав фитоценоза – _____________________________________________.

Горные луга – _____________________________________________.

2. Проработайте главу «Луговая растительность» пособия Растительный мир Кузбасса, конспекты лекции и заполните табл. 4.

Таблица 4

Растения горных лугов

Номер рисунка Название растения Название луга*
   
   
   
   

*Укажите тип горного луга.

Проанализируйте табл. 4 и сформулируйте ответы на вопросы.

1. Где в Кемеровской области встречаются горные луга?

______________________________________________

2. Какие особенности климата характерны для пояса высокогорных лугов?

______________________________________________

3. Какая хозяйственно – биологическая группа составляет основу травостоя горных лугов?

______________________________________________

4. На какие группы разделяют горные луга?

______________________________________________

5. В чем состоят отличия субальпийских и альпийских лугов?

______________________________________________

Наши рекомендации