СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ. Цель работы: изучить систему ОВОС в Великобритании, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны процесса.
СРЕДУ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Цель работы: изучить систему ОВОС в Великобритании, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны процесса.
В Великобритании процесс ОВОС начал использоваться в системе принятия решений с начала 1980-х годов. В последние 10-15 лет в Великобритании растет беспокойство относительно воздействия новых проектов экономического развития на качество окружающей среды и по поводу способности планирующих органов учитывать эти воздействия.
Вторжение в сельскую местность новых или расширяющихся городских застроек, автомагистралей и промышленных объектов явилось важным фактором, усиливающим тревогу общественности за судьбы окружающей природной среды.
Разрешение на реализацию крупных проектов экономического развития в частном секторе регулируется Законом о городском и сельском планировании в Англии, и Уэльсе и Законом о городском и сельском планировании в Шотландии.
Заявка на проект должна исходить от планирующего отдела местного органа государственной власти. Решение о разработке проекта или отказе от него выносится после оценки предложенного проекта, но не позже, чем через 8 недель (для Шотландии - 2 календарных месяца). Заявки на особенно важные проекты могут быть направлены соответствующим министром (Министерство по ООС Шотландии и Уэльса) на рассмотрение центральному правительству. Заявитель, которому отказали в разрешении местные планирующие органы, может апеллировать к министру, и его заявление вновь будет рассмотрено. Когда в заявке на проект или в заявлении поднимают важные для населения проблемы, может быть проведено общественное обследование под руководством лица, назначенного министром с целью проверки фактов. Любой заинтересованный в проекте человек может включиться в такое обследование. Окончательное решение о принятии или отклонении проекта принимается министром.
Проекты экономического развития в общественном секторе проходят примерно такие же стадии процедур. Например, центральное правительство утверждает проект, как правило, только после исчерпывающих, нестандартных консультаций с местными государственными органами власти и другими министерствами, которых этот проект коснется. Крупные проектные разработки, выполняемые официально назначенными лицами, например, строительство электростанции, обычно подвергаются отдельной процедуре проверки (включая получение разрешения на ассигнования).
Некоторые проектные разработки, внесенные в специальный реестр, определены в качестве потенциальных источников сильного загрязнения воздуха. Прежде, чем новое предприятие вступит в строй, на это требуется специальное разрешение Инспекции качества воздуха.
Для регулирования промышленных выбросов установленные ранее стандарты качества воздуха не применяются. При этом каждое предприятие само учитывает свои выгоды, и загрязнение контролируется "наилучшими практическими средствами", например, установкой очистного оборудования или сооружением высоких труб для рассеивания загрязняющих веществ. Регулирование выбросов для прочих, не занесенных в реестр производств, контролируется местными органами власти.
Местной власти подчинены учреждения, обладающие лицензией на право складирования и ликвидации всех видов бытовых, коммерческих и промышленных отходов путем захоронения или вторичной переработки.
Разрешение для сброса промышленных сточных вод должно быть получено от Региональных бассейновых управлений при условии, что весь объём сбрасываемых стоков концентрируется.
За обезвреживание радиоактивных отходов на спецполигонах в Англии и Уэльсе отвечает Министерство по ООС и Министерства сельского хозяйства, рыбной промышленности и продовольствия.
Таким образом, в Великобритании существует широкий набор различных мероприятий по контролю за вредными воздействиями при внедрении проектов, которые можно подразделить на две группы: контроль за планированием и борьба с загрязнениями.
По сравнению с другими странами, процедура ОВОС в Великобритании еще не достаточно формализована. Воздействие предлагаемых проектов на окружающую природную среду учитывается, но нестандартным образом. Формы и детали ОВОС в каждом конкретном случае зависят от мнения местных планирующих органов или от центрального правительства, т.е. от того, кто рассматривает заявку.
В материалах последнего десятилетия содержатся некоторые указания по внедрению более официальных процедур в действующий контроль планирования для крупных или потенциально опасных для окружающей среды проектов в особо уязвимых районах.
Один из предлагаемых методов оценки воздействия на окружающую
природную среду в Великобритании представлен на рис. 2.
Контрольные вопросы и задания
1. Каким законом регулируется реализация крупных проектов
экономического развития в частном секторе?
2. Какие установлены сроки для проведения ОВОС?
3. Какие задачи выполняет Инспекция качества воздуха?
4. Кто принимает окончательное решение о принятии или
отклонении рассматриваемого проекта?
5. Каким образом регулируются промышленные выбросы
предприятий?
6. Расскажите о роли общественности при проведении ОВОС.
7. Укажите достоинства и недостатки ОВОС в Великобритании.
Практическая работа 4