Или хранения пищевых продуктов

Генетически модифицированные (трансгенные) продукты (ГМП) - это изделия, которые были получены генно­инженерными технологиями. За последнее десятилетие объем производства генетически измененных продуктов в мире резко возрос.Цели,которые преследуют при 'получении генетически измененных растений, следующие: повышение резистентности к действию вредителей (маис, хлопок, картофель), ви­русов (картофель); изменение качественного состава продукта, например по содержанию жирных кислот (рапс, соя), белка (картофель), антиоксидантов (томаты) и Др.; измене­ние внешнего вида растений, например по окраске (гвозди­ка). Идут интенсивные работы по созданию растений, про­дуцирующих лекарственные вещества (с помощью табака ­гемоглобин, коллаген; с помощью картофеля - интерферон, сывороточный альбумин; с помощью рапса - герудин).

Риск для человека состоит в возможном активном или косвенном вмешательстве генетически измененных продук­тов в физиологическую и метаболическую активность клеток и тканей человеческого организма со всеми вытекающи­ми отсюда последствиями.

Так, например, молоко коров может содержать рекомби­нантный гормон роста (rBGH), известный как рекомбинант­ный бычий соматотропин. Фирменное название Posilac. С 1993 г. этот препарат производится методами генной ин­женерии. Используется в животноводстве с целью повыше­ния надоев. Препарат вводят животным каждые две недели, вызывая стимуляцию образования молока на 5-20%.

Введение rBGH приводит к увеличению вероятности маститов, протекание которых связано с попаданием в мо­локо патогенных микроорганизмов. Основной способ лече­ния маститов у животных - введение им антибиотиков.

В свою очередь, их использование вызывает повышение устойчивости микроорганизмов, например сальмонелл, что создает трудности в лечении у человека инфекционных за­болеваний.

Более того, мутантные бактерии могут передавать свои гены другим микроорганизмам. Это происходит путем об­мена цепи ДНК, называемой плазмидой. Даже относительно непатогенные бактерии типа Е. саli присутствующие в ки­шечнике человека, могут получать невосприимчивость к антибиотику и передавать ее по наследству, а также к другим бактериям, например возбудителям тифа или холеры.

Помимо этого, показано, что rBGH увеличивает в орга­низме животных концентрацию инсулиноподобного факто­ра-l (IGF-l). IGF-l состоит из 70 аминокислот и имеет та­кую же первичную структуру, как человеческий пептид.

В присутствии казеина, основного протеина коровьего молока, IGF-l не подвергается разрушению при пастериза­ции, а также при пищеварении. Казеин обеспечивает защит­ный эффект на IGF-l молока коров, и гормон остается не­поврежденным в кишечнике тех людей, которые употребля­ют молоко после стимуляции животных rBGH.

Попав с коровьим молоком в организм человека, rBGH увеличивает в нем уровень собственного IGF-l.

Всосавшийся коровий, а также образованный собственный IGF-l в тонком кишечнике человека способен стимули- a~ ровать клеточный рост путем изменения подвижности и УСI-шения митотической активности клеток. У животных этот пептид оказывает системные эффекты: увеличивает

массу тела, печени, длину трубчатых костей. Помимо этого, IGF-l вызывает рост опухолей у лабораторных животных и людей путем торможения запрограммированной смерти клетки (апоптоза).

Способность индуцировать акромегалию делает IGF-l потенциально опасным для детей и подростков. У человека это проявляется в увеличении риска появления злокаче­ственных образований молочной железы и толстого кишеч­ника. Помимо этого, IGF-l обладает эстрогенподобным действием.

Еще один пример потенциальной опасности «новых про­дуктов» - генетически спроектированный помидор F1avr Savr. Это растение содержит ген, который придает стойкость к действию антибиотика канамицина. Этот ген может быть передан бактериям в желудочно-кишечном тракте че­ловека, создавая тем самым новые нечувствительные к анти­биотикам микробы, что чревато серьезными последствиями для здоровья.

Наши рекомендации