Де 4. биологические концепции

113.

I:

S: Принципиальное отличие живых систем от неживых

-: наличие души

+: более сложная организация физических и химических процессов

-: наличие жизненной силы, которая принципиально отличается от физических сил

-: не подчинение живого некоторым законам физики и химии

114.

I:

S: Учёный, который первый правильно объяснил механизм изменчивости (эволюции) видов организмов

-: Гиппократ
-: Ламарк
-: Кювье
+: Дарвин
-: Декарт

115.

I:

S: Учение, сторонники которого считают, что жизнь можно полностью познать используя только законы естественных наук
-: витализм

+: физикализм

-: номинализм

-: реализм

-: позитивизм

116.

I:

S: Учение, сторонники которого считают, что законов естественных наук недостаточно для познания живого
+: витализм

-: физикализм

-: космизм

-: номинализм

-: реализм

117.

I:

S: Доказательство справедливости первого закона термодинамики для живых систем
-: выделение тепла организмом в количестве превышающим энергию поступающую с пищей

-: выделение тепла организмом в меньшем количестве, чем энергия, поступающая с пищей

-: превышение температуры тела по сравнению с температурой среды

+: выделение тепла организмом в количестве равном энергии поступающей с пищей

-: равенство температуры тела и окружающей среды у некоторых организмов

118.

I:

S: Основные отличия живого от неживого

-: температура тела превышает температуру среды

-: потребление органической пищи

-: превращение минеральных веществ в органические

-: активное механическое движение

-: энтропия выше энтропии среды

+: энтропия ниже энтропии среды

119.

I:

S: Причины антиэнтропийности живого
-: большое количество воды в организме

-: потребление минеральных веществ

-: потребление органических веществ

+: потребление энергии

-: закрытость живых систем

+: открытость живых систем

-: изолированность живых систем

120.

I:

S: Молекулы, являющиеся белками

-: глюкоза

+: гемоглобин

-: крахмал

+: инсулин

+: казеин

+: коллаген

121.

I:

S: Молекулы, относящиеся к сахаридам
-: состоят из азотистых оснований

-: состоят только из водорода и кислорода

+: имеют соотношение атомов водорода и кислорода 2:1

-: имеют соотношение атомов водорода и кислорода 1:2

-: имеют соотношение атомов водорода и кислорода 1:1

+: состоят только из углерода, водорода и кислорода

122.

I:

S: Вещества, являющиеся углеводами

+: глюкоза

-: гемоглобин

+: крахмал

+: целлюлоза

+: рибоза

-: воск

123.

I:

S: Молекулы, имеющие в своём составе аминокислоты
-: нуклеиновые кислоты

+: белки

-: полисахариды

-: липиды

-: жиры

+: полипептиды

124.

I:

S: Классы органических соединений, являющихся основой ферментов

-: углеводороды

-: липиды

-: полисахариды

-: полинуклеотиды

+: полипептиды

+: белки

125.

I:

S: Количество видов аминокислот в живых организмах
-: 16

+: 20

-: 30

-: 36

-: 64

126.

I:

S: Наиболее важная функция белков в организме
-: строительная

-: питательная

-: энергетическая

-: защитная

+: каталитическая

-: двигательная

127.

I:

S: Мономеры белковых молекул
-: углеводы

-: жирные кислоты

+: аминокислоты

-: нуклеиновые кислоты

-: липиды

128.

I:

S: Структурный уровень белковой молекулы, непосредственно влияющий на ход химических процессов
-: первичный

-: вторичный

+: третичный

-: четвертичный

129.

I:

S: Изменение первичной структуры белка
-: конформация

-: обратимая денатурация

+: необратимая денатурация

-: диссоциация

-: ренатурация

130.

I:

S: Функция белков гамма-глобулинов
-: транспорт веществ

-: строительная

+: защитная

-: энергетическая

-: двигательная

-: питательная

131.

I:

S: Молекулярный процесс, лежащий в основе приспособления организма к меняющимся условиям среды
-: поступление в организм питательных веществ

-: распад глюкозы в процессе дыхания

+: конформация белков

-: круговорот веществ

-: работа нервных клеток

+: изменение третичной структуры белков

132.

I:

S: Молекулы участвующие в преобразовании наследственной информации
-: пальмитиновая кислота

-: олеиновая кислота

+: нуклеиновая кислота

-: стеариновая кислота

133.

I:

S: Мономеры, являющиеся основой структуры ДНК
-: аминокислоты

-: органические кислоты

-: дисахариды

+: нуклеотиды

-: сульфиды

-: липиды

134.

I:

S: Функции дезоксирибонуклеиновой кислоты
-: синтез питательных веществ

-: обеспечение прочности клеточного ядра

+: кодирование порядка соединения аминокислот

-: синтез белков

+: формирование всех генов организма

135.

I:

S: Азотистое основание, имеющее условное обозначение А

-: аланин

-: аспарагин

+: аденин

-: ацетонин

136.

I:

S: Азотистое основание, имеющее условное обозначение Г

-: гистидин

+: гуанин

-: глютамин

-: глицин

137.

I:

S: Азотистое основание, имеющее условное обозначение Ц

-: цитранин

-: центроцин

-: цикламин

+: цитозин

138.

I:

S: Азотистое основание, имеющее условное обозначение Т

+: тимин

-: тиамин

-: тмидин

-: треонин

139.

I:

S: Азотистые основания, в ходящие в состав ДНК

+: А-аденин

-: У-урацил

+: Т- тимин

+: Г- гуанин

+: Ц- цитозин

140.

I:

S: Азотистые основания, в ходящие в состав РНК

+: А-аденин

+: У-урацил

-: Т- тимин

+: Г- гуанин

+: Ц- цитозин

141.

I:

S: Соответствие между комплементарными азотистыми основаниями
L1: А

L2: Г

L3: Т

L4: Ц

R1: Т

R2: Ц

R3: А

R4: Г

142.

I:

S: Свойство азотистых оснований попарно соединятся водородными связями
-: гидридизация

-: гибридизация

+: комплементарность

-: конфронтарность

143.

I:

S: Функции иРНК

-: передача наследственной информации от родителей к потомкам

+: передача наследственной информации с ДНК на рибосомы

-: перенос аминокислот

+: участие в сборке белковых молекул

-: присутствие в структуре неработающей рибосомы

+: является транскриптом гена, входящего в состав ДНК

144.

I:

S: Особенности тРНК
-: самая крупная молекула РНК клетки

+: переносит аминокислоты к месту сборки белков

-: является компонентом неработающей хромосомы

+: самая небольшая молекула из всех молекул РНК

-: копирует информацию с молекулы ДНК

145.

I:

S: Особенности рРНК
+: самая крупная молекула РНК клетки

-: переносит аминокислоты к месту сборки белков

-: является компонентом неработающей хромосомы

-: самая небольшая молекула из всех молекул РНК

-: копирует информацию с молекулы ДНК

+: входит в структуру рибосомы

146.

I:

S: Молекула с наибольшим запасом биохимической энергии
-: аденозинмонофосфат

-: аденозиндифосфат

+: аденозинтрифосфат

-: аденозинтетрафосфат

147.

I:

S: Процесс удвоения молекулы ДНК
-: диплоидизация

-: конформация

-: редукция

+: редупликация

-: дисперсия

148.

I:

Q: Правильная последовательность этапов биосинтеза белка
1: экспрессия гена

2: раскручивание молекулы ДНК

3: траскрибция

4: трансляция гена

5: репрессия гена

149.

I:

S: Молекулярная группа, кодирующая одну аминокислоту
-: мононуклеотид

-: дублет

+: триплет

-: тетраплет

150.

I:

S: Учёный, впервые сформулировавший концепцию биологической эволюции

-: Карл Линней

-: Чарльз Дарвин

-: Эрнст Геккель

+: Жан батист Ламарк

-: Карл Бэр

151.

I:

S: Автор теории естественного отбора
-: Карл Линней

+: Чарльз Дарвин

-: Эрнст Геккель

-: Жан батист Ламарк

-: Карл Бэр

152.

I:

S: Правильная последовательность этапов появления нового биологического вида
1: мутации

2: появление рецессивных генов

3: размножение мутировавших генов

4: возникновение различных комбинаций новых генов

5: переход генов в доминантное состояние

6: выживание наиболее приспособленных

153.

I:

S: Суть процесса мутации
-: изменение генов которое даёт преимущество в выживании организма

+: нарушение процесса редупликации

+: случайное изменение порядка соединения нуклеотидов

-: результат скрещивания организмов

+: изменение генов, которое в большинстве случаев приводит к гибели

154.

I:

S: Суть рецессивной мутации
-: управляемое целесообразное изменение генетического аппарата

-: повторное изменение гена

-: возвращение гена в прежнее состояние

+: изменение гена, которое не проявляется в виде новых свойств организма

-: изменение гена, которое приводит к появлению новых свойств организма

155.

I:

S: Суть доминантной мутации
-: управляемое целесообразное изменение генетического аппарата

-: повторное изменение гена

-: возвращение гена в прежнее состояние

-: изменение гена, которое не проявляется в виде новых свойств организма

+: изменение гена, которое приводит к появлению новых свойств организма

156.

I:

S: Особенность организма, обеспечивающая выживание при смертельном повреждении гена
-: прекращение синтеза белка на повреждённом гене

-: синтез новых белковых молекул для замены повреждённых

-: удаление повреждённого гена

+: диплоидность организмов

+: рецессивность повреждённого гена

157.

I:

S: Утверждения, соответствующие современным представлениям о клеточном строении организмов
-: возможно самостоятельное существование неклеточных форм жизни

+: вне клеток жизнь не существует

-: в настоящее время клетки могут возникать из неклеточного вещества

-: клетка многоклеточного организма имеет только те гены, от которых зависят функции данной клетки

+: все клетки многоклеточного организма имеют одинаковый набор генов

+: новые клетки появляются только путём деления существующих клеток

158.

I:

S: Явления, обозначаемые понятием «клон»

-: все поколения одной родительской пары

+: результат бесполого размножения одной особи

+: все генетически тождественные организмы

+: все организмы, ДНК которых имеет одинаковые последовательности нуклеотидов

-: результат полового размножения

-: совокупность близкородственных организмов

159.

I:

S: Признаки эукариотных организмов

+: клетки имеют ядро

-: не имеют внутриклеточных мембранных органоидов

-: ДНК имеет кольцевую форму

+: ДНК содержится в палочковидных хромосомах

-: ДНК хранится в цитоплазме клеток

-: клетки не имеют ядра

160.

I:

S: Признаки растительной клетки

-: клеточная стенка из хитина

-: клеточная стенка отсутствует

+: запасное питательное вещество – крахмал

-: гетеротрофный способ питания

+: автотрофный способ питания

+: питание происходит путём всасывания молекул

161.

I:

S: Признаки животной клетки

-: клеточная стенка из целлюлозы

-: постоянная форма клеток

+: клетки способны менять форму

+: гетеротрофный способ питания

-: запасное питательное вещество – крахмал

+: клетки могут менять своё место в организме

162.

I:

S: Признаки клеток грибов

+: запасное питательное вещество - гликоген

+: гетеротрофный способ питания

-: автотрофный способ питания

+: питание происходит путём всасывания молекул

-: возможен захват пищи фагоцитозом

-: клеточная стенка из целлюлозы

163.

I:

S: Правильное строение биологической мембраны

-: плёнка, образованная одним видом белковых молекул

-: плёнка, образованная различными видами белковых молекул

+: два слоя липидных молекул со встроенными в них различными белковыми молекулами

-: центральный билипидный слой, покрытый с двух сторон моно слоями белка

-: несколько чередующихся слоёв липидов и белков

164.

I:

S: Клеточные структуры, ограниченные биологическими мембранами

-: ингредиенты

+: компартменты

-: диффузионные частицы

+: мембранные органоиды

-: дисперсные элементы

165.

I:

S: Органоиды клетки, не являющиеся мембранными

-: ядро

+: хромосомы

+: рибосомы

-: митохондрии

-: хлоропласты

166.

I:

S: Виды пассивного транспорта веществ через мембрану

-: перенос ионов белковыми комплексами за счёт энергии АТФ

+: простая диффузия

-: перенос молекул белками-переносчиками за счёт энергии мембранного потенциала

+: облегченная диффузия

+: диффузия через поры

167.

I:

S: Виды транспорта веществ из окружающей среды в клетку

-: антипорт

+: симпорт

-: экзоцитоз

+: эндоцитоз

168.

I:

S: Белковый комплекс, осуществляющий транспорт положительных ионов из клетки за счёт энергии АТФ

-: АДФ-трансмутаза

-: АТФ-синтетаза

+: АТФ-аза

-: АДФ-синтетаза

-: АТФ-киназа

169.

I:

S: Место осуществления фотосинтеза

-: в любых клетках растений

+: только в зелёных клетках растений

-: в зелёных клетках животных

-: в клетках грибов

+: в хлоропластах

-: в митохондриях

170.

I:

S: Продукты световой стадии фотосинтеза

-: глюкоза

-: углекислый газ

+: кислород

+: фермент-восстановитель

-: АДФ

+: АТФ

171.

I:

S: Источники энергии при автотрофном питании

-: органические вещества

-: минеральные вещества

-: электрические заряды

-: γ-кванты

+: фотоны

172.

I:

S: Продукты анаэробного этапа дыхания

+: пировиноградная кислота

-: СО2

-: молочная кислота

-: глюкоза

+: АТФ

173.

I:

S: Продукты подготовительного этапа дыхания

+: глюкоза

-: СО2

-: молочная кислота

-: спирт

-: АТФ

174.

I:

S: Продукты кислородного этапа дыхания

-: глюкоза

+-: СО2

-: молочная кислота

+: Н2О

+: АТФ

175.

I:

S: Количество молекул АТФ, образующихся на одну молекулу глюкозы в анаэробном этапе дыхания

-: 0

+: 6

-: 12

-: 30

-: 36

176.

I:

S: Отношение количества энергии получаемой из одного и того же количества пищи аэробными и анаэробными организмами

+: 6:1

-: 5:1

-: 4:1

-: 3:1

177.

I:

S: Название белкового комплекса энергообразующих мембран митохондрий и хлоропластов, преобразующего АДФ в АТФ

-: АДФ-трансмутаза

+: АТФ-синтетаза

-: АТФ-аза

-: АДФ-синтетаза

-: АТФ-киназа

178.

I:

S: Биохимические процессы производства спирта, уксусной кислоты, молочной кислоты анаэробными организмами называются ###

+: брожением

+: бр*жением

+: бр*жение#$#

179.

I:

S: Явление, обозначаемое в биологии словом «интерфаза»

-: полный жизненный цикл клетки

-: небольшая часть жизненного цикла клетки перед делением

+: промежуток между окончанием одного деления клетки и началом следующего

-: небольшая часть жизненного цикла клетки после деления

-: период отсутствия редупликации ДНК

+: период, в котором происходят все основные синтетические процессы, обеспечивающие рост клетки

180.

I:

S: Генетический набор, являющийся результатом первого деления мейоза

-: 2n4c

-: nc

+: n2c

-: 2n2c

-: 2nc

181.

I:

S: Генетический набор, являющийся результатом деления диплоидной клетки митозом

-: 2n4c

-: nc

-: n2c

+: 2n2c

-: 2nc

182.

I:

S: Генетический набор, являющийся результатом второго деления мейоза

-: 2n4c

+: nc

-: n2c

-: 2n2c

-: 2nc

183.

I:

S: Парные хромосомы, имеющие одинаковые наборы генов, называются ###

+: гомологичными

+: г*м*л*гичными

+: г*м*л*г#$#

184.

I:

S: Расшифровка понятия «ген»

+: участок ДНК, отвечающий за определённое свойство организма

-: белковая молекула, отвечающая за определённую функцию

+: участок ДНК, кодирующий одну белковую молекулу

-: участок РНК, кодирующий одну белковую молекулу

-: участок ДНК из трёх рядом стоящих нуклеотидов

185.

I:

S: Количество хромосом в клетках человека

-: 23

-: 20

+: 46

-: 48

186.

I:

S: Особенности деления клетки митозом

-: ДНК не формирует хромосомы

+: появившиеся после деления клетки генетически тождественны исходной

+: появляются видимые в микроскоп хромосомы

-: образовавшиеся дочерние клетки генетически разнородны

-: клетка делится дважды

187.

I:

S: Название клеток, у которых нет гомологичных хромосом

-: диплоидные

+: гаплоидные

-: одноплоидные

-: тетраплоидные

-: полиплоидные

188.

I:

S: Расшифровка понятия «хроматида»

-: начальная стадия формирования хромосомы

-: любой, обособленный участок хромосомы

+: одна из двух продольных половинок хромосомы, содержащая одну молекулу ДНК

+: часть хромосомы, превращающаяся в процессе деления клетки в самостоятельную хромосому

189.

I:

S: Особенности клеток, которые называются «гаметы»

-: образуются при бесполом размножении

+: образуются при половом размножении

-: являются диплоидными

+: являются гаплоидными

-: всегда неподвижны

190.

I:

S: Особенности оогамного размножения

-: бесполый способ размножения вегетативными органами
-: половое размножение без оплодотворения
-: половое размножение, при котором гаметы одинаковы по форме и размерам
-: половое размножение, при котором гаметы имеют различную подвижность
+: гаметы различны по форме и размерам и крупная гамета неподвижна

191.

I:

S: Наиболее вероятная, с точки зрения современной науки, гипотеза появления жизни
-: жизнь – создание всевышнего творца
-: живая материя всегда сосуществовала одновременно с неживой
+: жизнь – результат эволюции неживой материи в определённых условиях
-: сознательное заселение планеты инопланетянами
-: случайное занесение зародышей жизни из космоса

192.

I:

S: Время появления на Земле первых бактерий

-: ≈5 млрд. лет назад

-: ≈4 млрд. лет назад

+: ≈3 млрд. лет назад

-: ≈2 млрд. лет назад

-: ≈1 млрд. лет назад

193.

I:

S: Причина наличия в атмосфере Земли кислорода

-: термическое разложение воды при её контакте с расплавленной магмой

-: случайное сочетание факторов при формировании планет

-: сильная первоначальная радиоактивность планеты

+: появившийся в ходе эволюции Земли фотосинтез

-: большое содержание паров воды в атмосфере

194.

I:

S: Причина отсутствия солнечного света на поверхности Земли в начальный период формирования планеты

-: большое количество пепла в атмосфере из-за высокой вулканической активности

-: задымление из-за большого количество пожаров

+: большое содержание в атмосфере паров воды

-: высокое содержание в атмосфере пылевидных частиц

195.

I:

S: Возможные источники энергии для образования на Земле органических веществ

+: извержение лавы

+: падение метеоритов

+: электрические разряды

+: радиоактивное излучение

196.

I:

S: Минеральные вещества, необходимые для образования органических веществ

+: CO2

-: PbCl3

+: N2

+: H2O

-: HgF2

197.

I:

S: Учёный, первый доказавший возможность образования органических веществ из минеральных в условиях первобытной Земли

-: Жан Батист Ламарк

-: Карл Линней

-: Чарльз Дарвин

-: Эрнст Геккель

+: Стэнли Ллойд Миллер

198.

I:

S: Капля концентрированного раствора органических веществ, по предположению – предшественник живой клетки

-: микропузырёк

+: микросфера

+: коацерват

-: корезерват

-: наносфера

199.

I:

S: Продолжительность периода химической эволюции Земли до появления живых организмов, млрд. лет

-: ≈0,5

+: ≈1

-: ≈2

-: ≈3

200.

I:

S: Гипотетический организм, давший начало биологической эволюции

-: аэробный гетеротроф

-: аэробный автотроф

+: анаэробный гетеротроф

-: анаэробный автотроф

201.

I:

S: Причина отсутствия молекулярного кислорода в атмосфере Земли в начальный период возникновения фотосинтеза

-: выделяющийся кислород расходовался на дыхание

-: кислород уходил на окисление неорганических веществ

+: в качестве источника водорода использовались бескислородные вещества

-: поглощение кислорода океаном

202.

I:

S: Причина более позднего появления кислородного фотосинтеза, чем бескислородного

-: более высокая скорость бескислородного фотосинтеза

+: высокая прочность молекул воды по сравнению с другими молекулами, содержащими водород

-: отсутствие в атмосфере Земли источников водорода, содержащих кислород

-: преобладание на Земле бескислородных источников водорода

203.

I:

S: Царства живой природы

-: простейшие

-: лишайники

+: грибы

+: животные

+: бактерии

+: растения

204.

I:

Q: Правильная последовательность основных таксономических единиц в зоологии, начиная с самой крупной

1: царство

2: тип

3: класс

4: отряд

5: семейство

6: род

7: вид

205.

I:

S: Процесс определения последовательности соединения нуклеотидов в ДНК

-: декодирование

-: раскодирование

-: секционирование

+: секвенирование

-: позиционирование

206.

I:

S: Молекулы, наиболее интенсивно используемые организмами как источник энергии
-: белки

-: полисахариды

-: полинуклеотиды

+: моносахариды

-: липиды

-: органические кислоты

207.

I:

S: Молекулы с наибольшей концентрацией энергии
-: полисахариды

-: полинуклеотиды

-: моносахариды

+: жиры

-: липиды

208.

I:

S: Молекулы, хранящие и воспроизводящие информацию о строении организма

-: белки

-: полисахариды

+: полинуклеотиды

-: моносахариды

-: жиры

-: липиды

209.

I:

S: Макроэлементы живых организмов

-: свинец

+: углерод

-: цинк

+: азот

+: водород

+: фосфор

210.

I:

S: Микроэлементы живых организмов
-: калий

-: натрий

+: цинк

+: медь

-: сера

-: хлор

211.

I:

S: Функции рибосом

-: движение клетки

+: считывание информации с иРНК

-: считывание информации с ДНК

+: соединение аминокислот

-: синтез аминокислот

-: синтез углеводов

ДЕ 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

212.

I:

S: Доля одинаковых последовательностей нуклеотидов в ДНК человека и человекообразных обезьян, %

-: ≈50

-: ≈60

-: ≈70

-: ≈80

-: ≈90

213.

I:

S: Масса мозга, считающаяся границей между обезьянами и человеком, г

-: 500-600

+: 700-800

-: 800-900

-: 900-1000

-: 1000-1100

-: 1100-1200

214.

I:

Q: Правильная последовательность эволюционных форм приматов

1: дриопитек

2: австралопитек

3: питекантроп

4: синантроп

5: неандерталец

6: кроманьонец

215.

I:

S: Биологический подвид, к которому относится человек

-: человек умелый

-: человек выпрямленный

+ :человек разумный

-: человек говорящий

216.

I:

S: Главное отличие человека от животных

-: слабый волосяной покров

+: сложное поведение

-: острое зрение

-: хождение на 2-х конечностя

-: способность издавать звуки

217.

I:

S: Система органов имеющая решающее значение для обеспечения сложного поведения живых организмов

-: мышечная

-: кровеносная

-: дыхательная

+: нервная

-: выделительная

218.

I:

S: Основное отличие строения нервных клеток от всех остальных клеток организма

-: небольшие размеры

-: наличие мембранного потенциала

+: сильно ветвящиеся отростки

-: интенсивный процесс дыхания

-: плохая способность восстанавливаться после повреждения

219.

I:

S: Наиболее важное преимущество, получаемое нейронами по сравнению с другими клетками за счёт наличия отростков

-: большая поверхность всасывания питательных веществ

-: способность быстро поглощать кислород

-: возможность быстрого удаления продуктов обмена

+: возможность быстрого взаимодействия сразу с большим количеством других клеток

220.

I:

S: Короткий отросток нервной клетки называется ###

+: дендрит

+: дендри*

+: дендри#$#

221.

I:

S: Длинный отросток нервной клетки называется ###

+: аксон

+: *ксон

+: *ксон#$#

222.

I:

S: Соотношение между количеством коротких и длинных отростков в нервной клетке

-: количество и тех и других одинаково

-: два длинных и один короткий

-: один длинный и два коротких

-: один короткий, длинных разное количество

+: разное количество коротких и один длинный

223.

I:

S: Место контакта двух нервных клеток называется ###

+: синапс

+: синапс#$#

224.

I:

Q: Правильная последовательность процессов, обеспечивающих генерирование нервного импульса

1: образование АТФ с помощью АТФ-синтетазы

2: создание за счёт работы АТФ-азы мембранного потенциала

3: нарушение клеточной мембраны внешним воздействием

4: падение клеточного потенциала до нуля

5: восстановление клеточного потенциала

6: распространение вдоль мембраны кругового тока

225.

I:

S: Вещество, с помощью которого нервный импульс передаётся от одной клетки к другой

-: посредник

-: интерферон

-: интегратор

+: медиатор

-: анаболик

226.

I:

S: Количество основных рабочих состояний, позволяющих нервной клетке выполнять свои функции

-: 1

+: 2

-: 3

-: 4

-: более 10

227.

I:

S: Особенности безусловного рефлекса

-: является реакцией организма, которая не зависит от условий, воздействующих на организм

-: представляет собой сознательную реакцию на изменение условий среды

-: реакция организма, протекающая с участием высших и низших отделов нервной системы

+: врождённая реакция на жизненно важный раздражитель

-: реакция на второстепенный раздражитель без непосредственного воздействия жизненно важного раздражителя

+: реакция, управляемая низшими отделами нервной системы

228.

I:

S: Особенности условного рефлекса

-: является реакцией организма, которая не зависит от условий, воздействующих на организм

-: представляет собой сознательную реакцию на изменение условий среды

+: реакция организма, протекающая с участием высших и низших отделов нервной системы

-: врождённая реакция на жизненно важный раздражитель

+: реакция на второстепенный раздражитель без непосредственного воздействия жизненно важного раздражителя

229.

I:

S: Учёный, разработавший теорию условного рефлекса

-: Фрейд

-: Сеченов

-: Тимирязев

+: Павлов

-: Ковалевский

230.

I:

S: Система нервных взаимодействий, отвечающая за восприятие и обработку речевых сигналов

-: первая сигнальная система

+: вторая сигнальная система

-: третья сигнальная система

-: четвёртая сигнальная система

231.

I:

S: Преимущества, полученные человеком в результате возникновения речи

+: возможность использовать не только свой собственный опыт, но и опыт всех соплеменников, с которыми возможно речевое общение

+: эффективная организация сложных коллективных действий

+: письменная речь даёт возможность использовать знания не только современников, но и всех предшествующих поколений

+: возможность получать быстро и много знаний

-: возможность сочинять литературные произведения

232.

I:

S: Суть процесса мышления

+: совокупность процессов в организме, результатом которого является сложное поведение проявляющееся в познании и преобразовании окружающего мира

-: совокупность всех взаимодействий нервных клеток организма

-: формирование биоэлектрических импульсов, направляемых к различным исполнительным органам

-: взаимодействие нервных клеток со всеми остальными клетками организма

233.

I:

S: Суть образного мышления

-: формирование образов внешнего мира в нервной системе

+: формирование приспособительного поведения в результате обработки поступающих природных сигналов

-: процесс обработки словесных сигналов в головном мозге

-: совокупность процессов обработки естественных и искусственных сигналов в головном мозге

234.

I:

S: Системы нервных взаимодействий, являющиеся общими для животных и человека

-: третья сигнальная система

-: четвёртая сигнальная система

+: безусловные рефлексы

+: условные рефлексы

+: первая сигнальная система

-: вторая сигнальная система

235.

I:

S: Признаки, отличающие нервную систему человека от нервной системы животных

-: более высокая скорость прохождение импульсов по нервным волокнам

-: более чувствительные рецепторы органов зрения, слуха, обоняния

+: более развитая кора головного мозга

-: большее количество нервных подкорковых центров

-: преобладание образного мышления над абстрактным

+: преобладание абстрактного мышления над образным

236.

I:

S: Недостатки вербального обучения

-: требуется создание большого количества сложных словесных конструкций

+: полученные знания являются упрощенным по сравнению со сложными природными явлениями

+: теряется многообразие явлений окружающего мира

-: ограничивается использование математики в процессе познания

237.

I:

S: Трудности выживания биологического вида, которые могут быть легко устранены изменением поведения организмов называются ### ###

+: экологической проблемой

+: экологическ#$# проблем#$#

238.

I:

S: Серьёзные неблагоприятные изменения, создающие угрозу выживания вида или сообщества, и требующие больших усилий для исправления ситуации, называются ### ###

+: экологическим кризисом

+: экологическ#$# кризис#$#

239.

I:

S: Необратимые изменения в экосистеме, при которых никакие усилия не способны предотвратить гибель вида или всей системы, называются ### ###

+: экологической катастрофой

+: экологической кат*строфой

+: экологическ#$# кат*строф#$#

240.

I:

S: Существенные признаки экологической системы

-: большие размеры

+: наличие живых организмов

+: обмен веществ

-: большое количество видов организмов

-: устойчивость

+: наличие потока энергии

241.

I:

S: Существенные признаки биогеоценоза

+: наличие живых организмов

+: обмен веществ

+: большое количество видов организмов

+: устойчивость

+: наличие потока энергии

-: большие размеры

242.

I:

S: Экосистемы, не являющиеся биогеоценозами

-: озеро

+: обитаемая космическая станция

+: село

-: сосновый лес

+: городской парк

-: коралловый риф

243.

I:

S: Две основных группы химических экологических факторов

-: минеральные соли

-: белковые вещества

+-: органические вещества

-: канцерогенные вещества

+: минеральные вещества

-: неорганические кислоты

244.

I:

S: Два основных компонента биоты в экосистеме

-: редуценты

+: консументы

-: макроконсументы

+: продуценты

-: хемоавтотрофы

-: микроконсументы

245.

I:

S: Организмы, способные синтезировать органические вещества из минеральных, называются в экологии ###

+: продуценты

+: продуцент#$#

246.

I:

S: Организмы, получающие энергию только в виде готовых органических веществ называются в экологии ###

+: консументы

+: консумент#$#

247.

I:

S: Основная роль по полному разложению всех произведённых в экосистеме органических веществ принадлежит ###

+: редуцентам

+: редуцент#$#

248.

I:

S: Основной источник энергии, обеспечивающий функционирование природных экосистем

-: распад радиоактивных элементов

-: внутреннее тепло Земли

-: магнитное поле Земли

+: солнечное излучение

249.

I:

S: Интенсивность потока энергии, поступающего на Землю за пределами атмосферы, называется ### ###

+: солнечная постоянная

+: солнечная пост*янная

+: солнечн#$# пост*янн#$#

250.

I:

S: Величина, соответствующая интенсивности энергии, поступающей на Землю за пределами атмосферы, Вт/м2

-: ≈800

-: ≈1000

-: ≈1200

+: ≈1400

251.

I:

S: Последовательность видов организмов, по которой передаётся энергия в экосистеме, называется ### ###

+: трофическая цепь

+: тр*фическая цепь

+: тр*фическ#$# цепь#$#

252.

I:

S: Соотношение поступающей и уходящей с данного трофического уровня энергии определяется правилом

-: Вернадского

-: Аллена

-: одного процента

+: десяти процентов

-: Вант Гоффа

253.

I:

S: Все виды в экосистеме, получающие энергию от растений за одно и то же количество шагов, называются ### ###

+: трофический уровень

+: трофическ#$# уров#$#

254.

I:

S: Вся продукция, накопленная растениями в процессе фотосинтеза

-: чистая автотрофная продукция

+: полная автотрофная продукция

-: автотрофное дыхание

-: гетеротрофное дыхание

-: чистая продукция сообщества

255.

I:

S: Продукция, оставшаяся никем не израсходованной в экосистеме в течение биологического цикла (год, сезон)

-: чистая автотрофная продукция

-: полная автотрофная продукция

-: автотрофное дыхание

-: гетеротрофное дыхание

+: чистая продукция сообщества

256.

I:

S: Часть первичной продукции, за счёт которой существуют консументы

-: чистая автотрофная продукция

-: полная автотрофная продукция

-: автотрофное дыхание

+: гетеротрофное дыхание

-: чистая продукция сообщества

257.

I:

S: Продукция, которую может изъять человек без нанесения ущерба экосистеме

-: чистая автотрофная продукция

-: полная автотрофная продукция

-: автотрофное дыхание

-: гетеротрофное дыхание

+: чистая продукция сообщества

258.

I:

S: Экосистема, имеющая самую большую величину полной автотрофной продукции

-: саванна

-: поле пшеницы

-: хвойный лес

+: влажный тропический лес

-: планктонное сообщество

259.

I:

S: Экосистема, имеющая самую большую долю чистой продукции сообщества

-: саванна

+: поле пшеницы

-: хвойный лес

-: влажный тропический лес

-: планктонное сообщество

260.

I:

S: Причины большой доли чистой продукции в искусственных агроэкосистемах

-: быстрый рост растений

-: низкое потребление энергии растений на дыхание

+: низкая доля гетеротрофного дыхания

+: большие затраты на обработку земли, орошение и борьбу с вредителями и сорняками

261.

I:

S: Основные недостатки агроэкосистем

-: низкая скорость роста

+: моновидовая структура

+: низкая устойчивость к вредным факторам

+: снижение доли естественных экосистем

262.

I:

S: Условия сохранения устойчивого динамического равновесия экосистемы

-: отсутствие внешних воздействий

-: отсутствие потока энергии

+: количество входящей энергии равно количеству выходящей энергии

-: количество входящей энергии должно превышать количество выходящей энергии

-: количество приходящей энергии должно быть меньше количества уходящей энергии

263.

I:

S: Доля валового внутреннего продукта, достаточная для обеспечения полной сохранности окружающей природной среды

-: 1%

-: 10%

-: 50%

-: 100%

+: >100%

264.

I:

S: Способ выхода из первого антропогенного экологического кризиса перепромысла крупных консументов и собирательства растительной пищи

-: переход к земледелию в защищённом грунте

-: переход к пастбищному скотоводству и использованию рабочего скота при обработке земли

+: переход к кочевому скотоводству и ручному возделыванию земли

-: переход к машинной обработке земли и стойловому скотоводству

265.

I:

S: Способ выхода из экологического кризиса ручного земледелия и кочевого скотоводства

-: переход к земледелию в защищённом грунте

+: переход к пастбищному скотоводству и использованию рабочего скота при обработке земли

-: переход к кочевому скотоводству и ручному возделыванию земли

-: переход к машинной обработке земли и стойловому скотоводству

266.

I:

S: Способ выхода из экологического кризиса пастбищного скотоводства и обработки земли с помощью рабочего скота

-: переход к земледелию в защищённом грунте

-: переход к пастбищному скотоводству и использованию рабочего скота при обработке земли

-: переход к кочевому скотоводству и ручному возделыванию земли

+: переход к машинной обработке земли и стойловому скотоводству

267.

I:

S: Способ выхода из экологического кризиса продуцентов

+: переход к земледелию в защищённом грунте

-: переход к пастбищному скотоводству и использованию рабочего скота при обработке земли

-: переход к кочевому скотоводству и ручному возделыванию земли

-: переход к машинной обработке земли и стойловому скотоводству

268.

I:

S: Экологические кризисы, прогнозируемые в ближайшем будущем

-: кризис машинной обработки земли

+: кризис редуцентов

+: кризис стойлового скотоводства

-: тепловой кризис

269.

I:

S: Необходимые энергетические затраты для получения продукции способом первобытной охоты и собирательства растительной пищи

-: 50 Вт/чел

+: 150 Вт/чел

-: 300 Вт/чел

-: 550 Вт/чел

270.

I:

S: Необходимые энергетические затраты для получения продукции современными технологиями стойлового скотоводства и машинного земледелия

-: 5000 Вт/чел

-: 10000 Вт/чел

-: 15000 Вт/чел

-: 20000 Вт/чел

+: 25000 Вт/чел

271.

I:

S: Правило экологии в соответствии с которым существует предельная величина производства энергии на поверхности Земли

-: Вернадского

-: Аллена

+: 1%

-: 10%

-: Вант Гоффа

272.

I:

S: Экология - это

-: наука, изучающая окружающую среду

-: процессы загрязнения окружающей среды

+: наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой

-: наука, изучающая влияние человека на окружающую природу

+: наука, изучающая влияние живых организмов на окружающую природу и влияние природы на живые организмы

273.

I:

S: Автор современного учения о Биосфере

-: Докучаев

-: Менделеев

-: Вавилов

+: Вернадский

-: Ферсман

274.

I:

S: Учёный, предложивший использовать термин «экология»

+: Геккель

-: Ламарк

-: Вернадский

-: Кларк

275.

I:

S: Биосфера - это

-: любое пространство, заселённое живыми организмами

+: все слои Земли, в которых существует жизнь

-: твёрдая оболочка Земли, заселённая живыми организмами

-: океан, земная кора и атмосфера нашей планеты

276.

I:

S: Причины обострения современных экологических проблем

-: изменение климата

+: рост народонаселения

+: развитие промышленности

+: нерациональное использование природных ресурсов

-: изменение положения солнечной системы в космическом пространстве

-: изменение соотношения между сушей и океаном на планете

277.

I:

S: ПДК - это

-: показатель состояния среды, устанавливаемый расчётным путём

+: показатель состояния среды, устанавливаемый экспериментальным путём

+: содержание вещества в среде, превышение которого вредно влияет на состояние организма

-: оптимальное содержание вещества в среде

-: норма содержания вещества в среде, ниже которой возникают отрицательные явления

278.

I:

S: Наилучший способ ликвидации отходов

-: складирование на специально оборудованных полигонах

-: сжигание

-: захоронение в отработанных шахтах

+: сортировка и повторное использование

279.

I:

S: Причины изменения климата Земли

-: уменьшение озонового слоя

+: увеличение концентрации СО2

-: увеличение солнечного излучения

+: увеличение доли парниковых газов

-: уменьшение солнечного излучения

-: уменьшение концентрации СО2

280.

I:

S: Экосистема - это

+: совокупность тесно взаимодействующих факторов окружающей среды и живых организмов

-: материальная система, условия которой полностью соответствуют потребностям живых организмов

-: совокупность тесно взаимодействующих популяций разных видов

-: любая материальная система, обменивающаяся веществ и энергией со средой

281.

I:

S: Состояние, при котором эволюция Биосферы управляется человеком в соответствии с законами природы

-: экобиосфера

-: социогеосфера

-: социобиосфера

+: ноосфера

-: парабиосфера

282.

I:

S: Процесс устойчивого гармоничного бескризисного развития экосистемы называется ###

+: коэволюция

+: коэв*люция

+: коэв*люци#$#я

283.

I:

S: Процесс, позволивший преодолеть первый глобальный экологический кризис исчерпания абиогенной органики

+: аноксигенный фотосинтез

-: смена анаэробной атмосферы на оксигенную

-: оксигенный фотосинтез

-: появление эукариот

284.

I:

S: Основная причина, не позволявшая первым живым организмам осваивать сушу в течение примерно 2 млрд. лет

-: отсутствие света

-: высокая концентрация диоксида углерода

-: высокая концентрация паров воды

+: отсутствие озонового слоя

-: высокая концентрация азота

285.

I:

S: Альтернативные виды энергетики

-: гидроэнергетика

+: ветроэнергетика

-: тепловая электроэнергетика

+: солнечная энергетика

-: атомная энергетика

+: геотермальная энергетика

286.

I:

Q: Правильная последовательность видов электроэнергетики по уменьшению доли в общем количестве получаемой энергии

1: тепловая

2: гидро

3: атомная

4: альтернативная

287.

I:

S: Наиболее перспективный способ получения энергии

-: гидроэнергетика

-: ветроэнергетика

-: сжигание топлива

-: солнечная энергетика

+: атомная энергетика

-: геотермальная энергетика

288.

I:

S: Элементарная структурная единица в современной теории эволюции

-: комплекс белок-ДНК

-: клетка

-: организм

+: популяция

-: биогеоценоз

289.

I:

S: Основная структурная единица в Биосфере

-: комплекс белок-ДНК

-: клетка

-: организм

-: популяция

+: биогеоценоз

290.

I:

S: Учёный – сторонник гипотезы занесения жизни на Землю из космоса

+: В.И.Вернадский

-: К.Э. Циалковский

-: А.Л. Чижевский

-: К.А. Тимирязев

291.

I:

S: Основная причина разогрева планетных тел в начальный момент их формирования
-: излучение соседних звёзд
+: энергия гравитационного сжатия
-: силы трения
-: излучение собственных радиоактивных элементов

292.

I:

S: Уровень разогрева на начальном этапе развития Земли

-: до температуры возникновения термоядерных реакций

-: до температуры распада ядер тяжёлых элементов

-: до температуры распада ядер лёгких элементов

+: до температуры плавления горных пород

-: до температуры, ниже температуры кипения воды

293.

I:

S: Форма агрегатного состояния вещества, имеющая наибольшую массу в составе планеты Земля

-: твёрдое

+: жидкое

-: газообразное

-: плазменное

294.

I:

S: Форма планеты Земля в момент её образования

-: сфероид

-: эллипсоид

+: геоид

-: метеороид

-: шар

-: планетоид

295.

Форма планеты Земля в настоящее время

-: сфероид

-: эллипсоид

+: геоид

-: метеороид

-: шар

-: планетоид

296.

I:

S: Продолжительность существования планеты Земля в миллиардах лет

-: ≈1

-: ≈2

-: ≈3

-: ≈4

+: ≈5

297.

I:

S: Примерный возраст океанов на планете Земля в миллиардах лет

-: ≈1

-: ≈2

-: ≈3

+: ≈4

-: ≈5

298.

I:

S: Газ, отсутствовавший или находившийся в наименьшем количестве в первичной атмосфере Земли

-: СО2

+: О2

-: N2

-: Н2

299.

I:

S: Основная причина образования гор и океанических впадин на планетах

-: падение метеоритов

-: извержение вулканов

+: движение литосферных плит

-: столкновения с крупными космическими объектами
-: сила гравитации луны и солнца

300.

I:

S: Соответствие между названиями геологических эр и их продолжительностью в млн. лет

L1: Архей

L2: Протерозой

L3: Палеозой

L4: Мезозой

L5: Кайнозой

R1: ≈2000

R2: ≈1000

R3: ≈370

R4: ≈170

R5: ≈60

301.

I:

Q: Правильная последовательность слоёв атмосферы

1: тропосфера

2: стратосфера

3: мезосфера

4: ионосфера

5: экзосфера

302.

I:

S: Наименьший по толщине слой атмосферы

-: мезосфера

-: стратосфера

+: тропосфера

-: экзосфера

-: ионосфера

303.

I:

S: Наибольший по толщине слой атмосферы

-: стратосфера

-: тропосфера

+: экзосфера

-: ионосфера

-: мезосфера

304.

I:

S: Самый массивный слой атмосферы

-: стратосфера

+: тропосфера

-: экзосфера

-: ионосфера

-: мезосфера

305.

I:

S: Верхняя условная граница земной атмосферы в километрах

-: 5000

+: 2000

-: 1000

-: 500

-: 100

306.

I:

Q: Правильная последовательность расположения газов по мере увеличения их количества в атмосфере

1: углекислый газ

2: аргон

3: кислород

4: азот

307.

I:

S: Первые два химических элемента, преобладающие в земной коре по массе

-: Н

+: О

-: Fe

+: Si

-: Al

308.

I:

S: Геологический слой, отсутствующий под океанами

-: мантия

-: ядро

+: гранит

-: базальт

309.

I:

Q: Правильная последовательность геосферных оболочек

1: гранит

2: базальт

3: твёрдая мантия

4: жидкая мантия

5: жидкое ядро

6: твёрдое ядро

310.

I:

S: Химический элемент, составляющий основную массу земного ядра

-: Н

-: О

+: Fe

-: Si

-: Са

311.

I:

S: Максимальное расстояние от самой нижней до самой верхней точки литосферы Земли в километрах

+: 19

-: 8

-: 11

-: 4

291.

I:

S:

292.

I:

S:

293.

I:

S:

294.

I:

S:

295.

I:

S:

296.

I:

S:

297.

I:

S:

298.

I:

S:

299.

I:

S:

300.

I:

S:

301.

I:

S:

302.

I:

S:

303.

I:

S:

304.

I:

S:

305.

I:

S:

306.

I:

S:

307.  
308.  
309.  
310.  
311. I: S: -: -: -: -: -: -:

Поправки

17 Вся материя

29 попарное соединение

22-26 примерно

44+

50+

55 железо, никель?

81 газ, проблад в атм план-гиг

85 Кельвин

124 , являющихся оснвой ферментов

177 , преобразующего

188 делении клетки

189 образ из диплоид клеток

Наши рекомендации