Использование практических заданий при проверке знаний.

Весьма важны вопросы, выявляющие и оценивающие умения учащихся применять свои знания на практике. На уроках приро­доведения имеются большие возможности для организации такого опроса по результатам систематических наблюдений за сезон­ными изменениями в природе «Дневник наблюдений» позволяет систематически проводить такую работу, применяя приобретенные практические умения и навыки. Так, в III классе в сентябре можно предложить учащимся следующие задания:

  1. Выкопайте на школьной клумбе одно цветущее растение, посадите его в гор­шок и ухаживайте за ним. Результаты наблюдений записывайте.
  2. Определите с помощью компаса, в каком направлении от вашего дома находится школа, магазин, сквер, лес.
  3. Начертите схемы реки с притоками и озера.
  4. Заполните сводную таблицу наблюдений.

Система практических работ и заданий имеет большое значение в проверке умений учащихся применять полученные знания на практике. Во II классе учащиеся могут показать части растения на живых объектах, выбрать те или иные веточки лиственных растений, продемонстрировать умение пользоваться термометром. В III классе учащиеся могут находить и показывать на карте географические объекты, читать карту по условным знакам, измерять расстояния между объектами. Давая в классе топографический диктант, учителя проверяют умение изображать направление на чертеже, знание условных обозначений и умение изобра­жать их на бумаге. Учителя проверяют знания детей при демонстрации опытов индивидуально, когда опыт делает один из учеников, а остальные следят за его действиями, или фронтально, когда опыт проводит весь класс.

Во время проверки знаний учителя применяют работы графического характера, которые выражаются в умении изобразить объект природы схематично. Учащиеся рисуют схемы холма, реки, оврага, контуры различных деревьев, следов животных на снегу и т. п. Проверка знаний при помощи графических работ позволяет определить качество усвоения пройденного, осмыслен­ность и умение выразить это наглядным образом.

Важно проводить проверку умений работать с простейшими приборами (компасом, термометром, флюгером). Проверка таких умений проводится не только в классе при выполнении практиче­ских заданий, но и во время домашней учебной работы, при проведении экскурсий, практических занятий на открытой местности, во время внеклассной работы.

Заключение.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих представлений и понятий всего класса, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет боль­шое воспитательное значение.

Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.

Трудности проверки знаний путем опроса связаны с тем, что по программе 1—3 во II классе всего один урок природоведения в неделю, а в III классе - по два. Поэтому лучше комбинировать на уроках различные виды опроса: опрос по карточкам (письменно), фронтальный и индивидуальный устный опрос. Каждый вид опроса в отдельности имеет свои преимущества и недостатки.

Выставляя оценку за четверть или год, учитель учитывает результаты своих наблюдений за повседневной работой школь­ника на уроках природоведения, устного его опроса, общий уровень теоретических знаний и умений применять их на практике (прежде всего при работе с «Дневником наблюдений» и проведении практических занятий).

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что учителям на уроках природоведе­ния следует проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронталь­ный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уро­ку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

Наши рекомендации