Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства.
Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь, как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Прежде всего в рамках управления (а затем — с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
Управление природопользованием и охраной, окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере. Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, — тоже разное.
Государственное управление в области природопользования и краны окружающей среды — составная часть государственного правления в целом.
Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов — гражданин, организация (предприниматель) и государство — государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Прежде всего с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.
Исходя из задач и принципов государственной политики в области охраны окружающей среды, к основным функциям органов системы государственного управления охраной окружающей среды в Российской Федерации следует отнести:
- принятие и реализация нормативных правовых актов об охране окружающей среды;
- планирование охраны окружающей среды и координация деятельности в данной области субъектов социально-трудовых отношений;
- оценка состояния условий и охраны ОС и регулирование деятельности в этой сфере;
- выработка механизмов экономического стимулирования в решении задач окружающей среды;
-надзор и контроль за соблюдением требований охраны окружающей среды;
- информационное обеспечение охраны окружающей среды.
Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.
Система государственного управления охраной окружающей среды в Российской Федерации, включает в себя три уровня:
- федеральный. Государственное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны окружающей среды – Минприроды Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти.
Рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области охраны окружающей среды, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляет Межведомственная комиссия по охране окружающей среды во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также организациями Российской Федерации. Отдельные функции управления охраной окружающей среды выполняют органы прокуратуры и Фонда социального страхования Российской Федерации;
- отраслевой. Управление охраной окружающей среды в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- уровень субъекта Российской Федерации. Государственное управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
Федеральный уровень
На федеральном уровне управляющая система образует совокупность органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции, определяемые законами Российской Федерации или Положениями об этих органах, в частности:
Отраслевое(ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
Следует отметить, что система государственного управления охраной ОС на отраслевом уровне сочетает в себе функции как соответствующих федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны ОС в пределах их полномочий.
Отказ от централизованного административно-командного метода руководства отраслями экономики изменил функции отраслевых министерств и ведомств. Создание организаций различных организационно-правовых форм вывело из прямого административного подчинения большинство однопрофильных предприятий отрасли.
В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных органов исполнительной власти, которые в большей мере играют роль координирующего центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны ОС организаций.
Отраслевые федеральные органы исполнительной власти (и их территориальные органы)
- реализуют государственную политику в области охраны ОС в отрасли или определенной сфере деятельности;
- создают службы охраны ОС для координации деятельности в области охраны ОС. Структуру, численность работников и функции службы охраны ОС, ее подчиненность определяет руководитель федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Минприроды Российской Федерации;
- осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны ОС в организациях отрасли или определенной сферы деятельности;
- организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны ОС;
- принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны ОС;
- на основе законов и межотраслевых нормативных правовых актов об охране ОС разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране ОС; участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране ОС;
- определяют совместно с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска;
- организуют совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведение аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране ОС в организациях отрасли или определенной сферы деятельности в соответствии с рекомендациями Минприроды Российской Федерации, разрабатывают, при необходимости, нормативные и методические документы по проведению этих работ с учетом специфики отрасли;
- участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;
- организуют в организациях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны ОС работников, в том числе руководителей;
- изучают состояние ОС и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Минприроды Российской Федерации информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны ОС в отрасли, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране ОС и по формированию государственной политики в области охраны ОС;
- определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны ОС, разрабатывают пакет заказов по данной тематике для отраслевых научно-исследовательских организаций;
- принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране ОС;
- организуют распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны ОС;
- обеспечивают взаимодействие по вопросам охраны ОС в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;
- участвуют в формировании банка данных Российской информационной системы по охране ОС (РИСООС).
В соответствии Федеральным законом «Об охране окружающей среды в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны ОС, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны ОС, а также координировать свою деятельность с Минприроды Российской Федерации