Потребление природных ресурсов и геоэкологических "услуг". Рост потребления.

С точки зрения геоэкологии под потреблением понимается ис­пользование обществом ресурсов экосферы: а) физических ресурсов (минеральное сырье, продукты функционирования биосферы, вода, воздух и пр.), б) "услуг" ее систем жизнеобеспечения (поглощение и переработка отходов), в) "услуг" по обеспечению основных меха­низмов биосферы (глобальные биогеохимические циклы). Потребле­ние направлено на удовлетворение материальных и, косвенно, некоторых духовных потребностей. Другие употребляемые понятия для обозначения степени использования ресурсов и систем экосферы - богатство, или достаток, или уровень жизни.

Весь этот сложный комплекс вопросов обозначается буквой "П" в выражении, определяющем основные группы соц.-экономиче­ских факторов, влияющих на состояние экосферы.

Потребности людей растут быстрее, чем численность населения. Не будет ошибкой сказать, что если рост населения изменяется в арифметической прогрессии, то соответствующий рост потребления - в геометрической, и потому потребление является очень важным геоэкологическим фактором. Одним из важнейших показателей экологической нагрузки явля­ется произведение численности населения мира на величину потреб­ления природных ресурсов и систем жизнеобеспечения на душу на­селения. Следовательно, регулирование антропогенного давления на экосферу может проводиться посредством управления численностью населения, или величиной потребления, или обоими путями сразу.

Потребление также и весьма инерционный фактор, потому что оно основывается на многовековых традициях, и его невозможно из­менить в одночасье. Индикатором всемирного потребления и его изменений может быть объем промышленного производства. Вот как он изменялся в мире за последние 230 лет:

Год 1750 1830 1900 1938 1953 1980
Промышл производство (1900= 100) Население, млн. 24 780 34 1120 100 1640 568 2640 2042 4410

Промышленное производство неуклонно росло, а следовательно, и воздействие его на экосферу. Всего за 230 лет его объем вырос в 85 раз, причем в особенности резким был рост во вторую половину XXвека. Самым быстрым был прирост промышленного производства за двадцатилетие 1953-1973 гг., когда оно выросло примерно на столь­ко же, насколько оно увеличилось за 150 лет, с 1800 г. по 1950 г. Именно в это двадцатилетие воздействие человека на экосферу впер­вые принесло серьезные проблемы глобального характера.

Вследствие роста численности населения, промышленное произ­водство на душу населения возросло за 230 лет в 15 раз. За тот же период мировое сельскохозяйственное производство на душу насе­ления увеличилось более чем в три раза или, по объему, примерно в 20 раз, что также указывает на серьезнейшие воздействия на экосферу.

Объем мировой экономики, выраженный в стоимости валового продукта за год (в долларах США), удваивался в XXвеке каждые 20 лет. В ближайшие десятилетия ожидается дальнейшее увеличение валового продукта с соответствующим возрастанием нагрузки на экосферу:

Год
Валовый мировой продукт, млрд долл. США/год

Природные ресурсы

Природные ресурсы экосферы обычно подразделяются на невозоб­новимые (полезные ископаемые), возобновимые (в основном биоло­гические) и "неисчерпаемые" (энергия Солнца, вода, воздух, тепло недр и др.). К этой же последней категории могут быть отне­сены и такие системы жизнеобеспечения как глобальные биогеохи­мические циклы основных элементов, глобальный гидрологический Цикл, циркуляция атмосферы и океана, процессы синтеза-деструкции органического вещества и пр. Это весьма условное деление. Границы между категориями ресурсов размыты. Эти границы относительны с точки зрения времени. Например, минеральные ресурсы и почвы продолжают создаваться и эволюционировать и в наше время, но скорость их формирования несравнимо меньше скорости их потреб­ления. Вода, в целом возобновимый ресурс, может быть при опреде­ленных обстоятельствах невозобновимым ресурсом. Современная промышленность и энергетика основывается в ос­новном на использовании невозобновимых ресурсов, а именно по­лезных ископаемых, подразделяемых на три основные группы: го­рючие ископаемые (нефть, газ, уголь и др.), металлы (железо, алю­миний, медь и пр.) и неметаллическое минеральное сырье (соедине­ния серы, фосфора, поваренная и другие соли и пр.). Первая группа относится также к категории уничтожаемых ресурсов, а две другие группы - к категории рассеиваемых ресурсов.

Индустриализация резко увеличила добычу и использование полезных ископаемых. Производство стали в мире с начала XXвека увеличилось более чем в 70 раз, нефти в 130 раз, алюминия более чем в 1700 раз. Этот интенсивный рост связан главным образом с увеличением доходов на душу населения и повышением уровня потребления в богатых странах, и только во вторую очередь с ростом численности населения и потреблением в менее развитых странах, потому что в последних более двух третей семейных доходов идет на питание.

Рост добычи полезных ископаемых в мире приводит к возникно­вению геоэкологических проблем, связанных: а) с возможным гло­бальным кризисом вследствие нехватки тех или иных минеральных ресурсов, и б) с включением новых, антропогенных потоков в гло­бальные циклы вещества и энергии, что значительно изменяет сис­темы жизнеобеспечения экосферы.

Суммарная добыча большинства полезных ископаемых за теку­щие десятилетия намного превысила разведанные запасы к началу этого периода. Тем не менее запасы почти всех полезных ископае­мых за это время выросли благодаря геологической разведке, кото­рая обеспечивает перевод их из категории ресур­сов (то есть материалов, имеющихся в земной коре) в категорию ре­зервов, по западной терминологии, или запасов, по российской тер­минологии. Резервы (запасы) - это часть минеральных ресурсов, технологически доступных и экономически целесообразных для до­бычи. Например, производство железа в мире за 1950-1980 гг. соста­вило 11 млрд. тонн, но запасы железа выросли за это время с 19 млрд. т до 93 млрд. т.

Похоже, что скорость прироста разведанных запасов полезных ископаемых растет быстрее, чем их добыча. За последние 20-30 лет как запасы, так и отношение запасов к ресурсам в мире увеличились. Лишь очень немногие ископаемые обнаруживают уменьшение запа­сов, то есть превышение скорости их добычи над скоростью прирос­та запасов. Цены на мировом рынке на минеральное сырье в основ­ном снижаются, что также указывает на изобилие этих товаров, хотя это и не единственный фактор, определяющий цену сырьевых ресурсов.

При современном уровне добычи разведанных запасов цинка, свинца, ртути хватит на 20 лет, нефти будет достаточно на 40 лет, железа, угля, алюминия - более чем на 100 лет, причем эти цифры имеют тенденцию к возрастанию. Последнее обстоятельство позво­ляет надеяться, что в целом дефицит минеральных ресурсов не ста­нет в ближайшие десятилетия основной причиной глобального гео­экологического кризиса.

Важнейшим вопросом потребления является эффективность ис­пользования ресурсов. Здесь отметим лишь, что по­требление различных полезных ископаемых как на душу населения, так и на единицу производимого продукта в последние десятилетия в мире сокращается. Еще сравнительно недавно, 10-20 лет тому назад, популярной те­мой в литературе был ожидаемый кризис, вызванный грозящей не­хваткой тех или иных минеральных ресурсов. Опасность этого кри­зиса, по-видимому, отодвинулась, но вопрос не снят полностью с по­вестки дня, потому что прогнозирование спроса на полезные иско­паемые содержит много неопределенностей, а запасы минерального сырья не дают оснований для спокойствия.

В особенности этот вопрос важен для энергетики. Посредством сжигания горючих ископаемых в мире производится около 80 % энергии, и нехватка их без соответствующего изменения источников энергии означала бы не кризис, а катастрофу. Тем не менее, к сере­дине 90-х гг. стало ясно, что главным в изменении типа энергетики, то есть в переходе к возобновимым источникам энергии, будет все же не недостаток горючих ископаемых, а угроза системам жизне­обеспечения Земли вследствие неконтролируемого парникового эф­фекта. Асидификация территорий, также возникаю­щая преимущественно вследствие тепловой энергетики, - еще один серьезный фактор необходимости перехода к возобновимым источ­никам энергии.

Еще более сложны проблемы использования возобновимых ре­сурсов. В целом в мире их количество и качество сократилось под воздействием деятельности человека. Поскольку важнейший источ­ник возобновимых ресурсов это фотосинтез, создающий первичное органическое вещество, мы будем обсуждать геоэкологические про­блемы, связанные этими ресурсами по­священной биосфере. С общесистемной, экосферной точки зрения, потребление человеком биологической продукции превысило преде­лы, обусловливающие устойчивость экосферы, в частности, вызвало нарушение глобальных и локальных биогеохимических циклов и снижение биоразнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях.

"Неисчерпаемые" природные ресурсы, потребляемые обществом, это в значительной степени ресурсы атмосферы и гидросферы. По­требление этих ресурсов человеком приводит к изменению химического состава атмосферы с соотв-ми серьезными послед­ствиями, к ухудшению кач-ва прир. вод и трансформации как локальных, так и глобального круговоротов воды.

Различия в уровнях потребления

Разница в уровнях потребления различных стран очень велика. Например, в развивающихся странах потребление нефти, газа, угля и стали на душу населения на порядок меньше, чем в развитых странах.

Величина валового национального продукта (ВНП) дает опреде­ленное представление о разнице в уровнях потребления различных стран. ВНП - это стоимость всей конечной продукции и услуг (за год), произведенных на территории данной страны. В 1993 г. ВНП всех стран мира составил 29 триллионов 135 миллиардов долларов. Из них на долю США приходится 21%, Китая - 10 %, Японии - 9 %, Германии - 5 %, Индии - 4 %, Франции - 3 %. ВНП России был 725 млрд. долларов, или 2,5 % от общемирового. ВНП развитых и разви­вающихся стран различаются на порядок величины: в 1991 г. разни­ца на душу населения США и Индии, например, была приблизитель­но в 20 раз.

Использование ресурсов жителями развитых стран превышает ра­зумные потребности. Подсчитано, что обобщенный уровень потреб­ления среднего жителя Швейцарии приблизительно в 40 раз больше уровня потребления жителя Сомали. Достаточно посмотреть также на огромные, забитые товарами магазины западных стран, чтобы по­нять, что преобладающая часть товаров не может быть раскуплена, и, таким образом, ресурсы, использованные для производства этих товаров, расходуются впустую. В США только затраты на содержа­ние очень приятных на вид лужаек у каждого дома равны примерно 7,5 млрд. долларов в год. В то же время все виды иностранной по­мощи США составляют около 10 млрд. долларов в год. Для сравне­ния: расходы на лужайки на жителя США состав­ляют менее 50 долларов, тогда как весь ВНП на душу населения са­мой бедной страны мира, Эфиопии, составляет 100 долларов в год.

Развитые страны, входящие в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) пришли к выводу, что страны с низ­ким средним доходом (развивающиеся страны) не смогут сравняться с уровнем стран ОЭСР ни за 40, ни даже за 100 лет. Напротив, различия в имущественном состоянии стран увеличиваются. Было бы очень же­лательно, чтобы развивающиеся страны хотя бы приблизились к имущественному уровню развитых стран. Возможный путь к этому - в снижении разницы в доходах. Средний годовой доход в странах ОЭСР составляет 21000 долл./чел. Существуют исследования, пока­зывающие, что страны с низким доходом могут достичь уровня до­хода в 1500-2000 долл./чел./год. При таком уровне до­хода можно обеспечить около 80 % тех показателей качества жизни, которые имеют жители стран с доходом 20000 долларов (продол­жительность жизни, уровень питания, образования, особенности от­дыха).

Развитые страны не только потребляют больше природных ресур­сов, но они также в большей степени используют системы жизне­обеспечения Земли, сбрасывая в воду и воздух на душу населения значительно больше загрязнителей, чем развивающиеся страны. Не­равномерность уровней потребления является отражением как внут­ринационального, так и международного неравенства и зачастую служит причиной общественной и политической напряженности и конфликтов, т.е. фактором глобальной экологической безопасности.

Наши рекомендации