Платежи за землепользование
Право землепользования предоставляется местными органами власти, которые выдают разрешение на землепользование либо заключают договор на аренду.
Формами платы за землю являются: арендная плата, земельный налог, нормативная цена земли.
Размер арендной платы, условия и сроки внесения устанавливаются договором аренды. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению. Величина арендной платы включается в себестоимость продукции предприятия.
Так, например, с учетом целевого назначения весь земельный фонд подразделяется на земли:
1. сельскохозяйственного назначения;
2. населенных пунктов (городов, поселков, сельских населенных пунктов);
3. промышленности, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
4. природоохранного, природно-заповедного, оздоровительно, рекреационного и историко-культурного назначения;
5. лесного фонда;
6. водного фонда;
Расчет платежей за землю производится ответственными исполнителями службы по охране природы предприятий.
От уплаты земельного налога освобождены природные заповедники, национальные парки, ботанические сады, научные организации, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства сельско – и лесохозяйственного профиля, если их работа не связана с коммерческой деятельностью. Такой же порядок распространяется на учреждения культуры, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемые из бюджета.
Освобождаются от уплаты земельного налога государственные предприятия связи, правоохранительные органы, предприятия городского коммунального хозяйства, мусороперерабатывающие заводы, полигоны для захоронения неутилизированных производственных и бытовых отходов, впервые организующиеся фермерские хозяйства в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
Платежи за водопользование
Платежи за пользование водными объектами осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование, которая выдается органами Министерства природных ресурсов РФ.
Платежи не взимаются с организаций, подведомственных Министерству природных ресурсов (таких, например, как управления эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, организации, осуществляющие ведение государственного мониторинга водных объектов и т.п.).
Льготы по платежам устанавливаются федеральным законом.
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами. включает;
- плату за пользование водными объектами (водный налог);
- плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за:
1. использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
2. изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
3. сверхлимитное изъятие воды;
4. сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ, в которых превышает установленные нормативы;
5. сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов.
За сверхлимитное изъятие воды, а также в двух последних случаях устанавливается повышенная плата.
Платежи за недра
В настоящее время действует следующая система платежей за недра:
- платежи за право пользования недрами;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (на геологоразведочные работы);
- отчисления в фонд ценового регулирования Минфина России при поставках нефти и природного газа;
- сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами;
Платежи за право пользования недрами осуществляются с целью:
- создания у местных органов управления экономической заинтересованности в разработке минеральных ресурсов на соответствующей территории и выдаче разрешения на их разработку;
- стимулирования рационального и комплексного использования различных видов полезных ископаемых;
- приведения общей системы условий пользования недрами в России в соответствие с общемировыми тенденциями рыночных отношений;
Плата за право пользования недрами может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или иной производимой недропользователем продукции, в форме выполнения работ или предоставления услуг либо путем зачета сумм предстоящих платежей в федеральный, региональный или местный бюджет в качестве
Платежи за право пользования недрами в свою очередь включают три группы платежей:
- платежи за право добычи полезных ископаемых;
- платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;
- платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Платежи за право пользования недрами поступают в федеральный, региональные (республик, краев, областей, автономных образований) и местные (районов, городов) бюджеты в соответствии с территорией, на которой осуществляется пользование недрами, и распределяются в установленной пропорции.