Тема 3. Гражданское право

Цель: Охарактеризовать особенности гражданских правоотношений и основные институты гражданского права.

Задачи:

ü Определить специфику гражданского права как отрасли права

ü Выявить и охарактеризовать субъекты и объекты гражданских правоотношений

ü Познакомиться с порядком заключения и расторжения сделок

ü Охарактеризовать право собственности и другие вещные права

ü Выявить сущность гражданско-правового обязательства, познакомиться с мерами гражданско-правовой ответственности

ü Определить особенности наследования в Российской Федерации.

Примерный объем темы: 4 ч.

Содержание темы:

Понятие и источники гражданского права. Основные принципы гражданского права.

Гражданское правоотношение. Физические лица как субъекты гражданского права. Понятие гражданской правосубъектности. Юридические лица как субъекты гражданского права: понятие, виды, признаки. Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления как субъекты гражданского права. Объекты гражданских прав. Защита гражданских прав. Сроки. Исковая давность.

Основания возникновения гражданских правоотношений. Сделки: понятие, классификация. Договоры. Заключение и расторжение сделок. Признание сделки недействительной.

Право собственности. Формы собственности (общественная, коллективная, частная). Режим общей собственности. Способы приобретения и основания прекращения права собственности. Понятие вещных прав. Ограниченные вещные права. Защита права собственности и других вещных прав.

Право интеллектуальной собственности. Субъекты и объекты интеллектуальной собственности. Защита интеллектуальной собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Способы обеспечения исполнения обязательств.

Наследственное право. Наследование по завещанию и по закону. Порядок принятия наследства.

Методы: устного обучения, наглядного обучения.

Литература: 2, 12, 13, 14, 15, 29, 49, 50, 55, 62.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите особенности гражданского права как отрасли права.

2. Охарактеризуйте правосубъектность физических лиц в гражданских правоотношениях.

3. Назовите основные признаки и виды юридических лиц.

4. В каких случаях сделка может быть признана недействительной? Каковы юридические последствия признания ее недействительной?

6. В чем отличия права собственности и ограниченных вещных прав? Какие формы собственности вам известны?

7. Как в Российской Федерации осуществляется защита интеллектуальной собственности?

8. Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение гражданско-правовых обязательств?

9. Каковы особенности наследования в Российской Федерации?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Определите основные отличия Российской Федерации от других субъектов гражданско-правовых отношений.

2. В каких случаях использование авторских произведений не будет являться нарушением авторских прав?

Тема 4. Семейное право.

Цель: Охарактеризовать особенности семейных правоотношений.

Задачи:

ü Определить особенности семейного права как отрасли права

ü Обсудить порядок заключения и расторжения брака, признания брака недействительным

ü Охарактеризовать правовой статус супругов, обсудить роль брачного договора в регулировании имущественных прав супругов.

ü Определить правовой статус родителей и детей

ü Познакомиться с алиментными обязательствами членов семьи, ответственностью за их неисполнение

ü Охарактеризовать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Примерный объем темы:

Содержание темы:

Понятие и источники семейного права. Принципы семейного права.

Брачно-семейные отношения. Понятие брака и семьи. Заключение брака. Признание брака недействительным. Расторжение брака. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор: понятие, порядок заключения.

Взаимные права и обязанности родителей и детей. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Порядок установления материнства и отцовства.

Алиментные обязательства членов семьи. Размер алиментов и порядок их предоставления.

Ответственность по семейному праву.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Права и обязанности органа опеки и попечительства. Процедура усыновления (удочерения), ее правовые последствия.

Методы: устного обучения, работы с документами.

Литература: 9, 12, 13, 14, 15, 29, 31, 35, 52, 68.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите особенности семейных правоотношений.

2. Каковы условия и порядок заключения брака в Российской Федерации? Какие особенности заключения брака в других странах вам известны?

3. Где может быть расторгнут брак? От каких обстоятельств это зависит?

4. Охарактеризуйте особенности законного и договорного режимов имущественных прав супругов.

5. Определите основные права и обязанности родителей и детей. Назовите причины лишения родительских прав.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Сопоставьте международное и Российское законодательства о правах ребенка.

2. Определите особенности алиментных обязательств членов семьи. Считаете ли вы справедливыми данные нормы?

3. Охарактеризуйте формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оцените их соответствие принципам семейного права.

Доклады по теме:

1. Международные документы о правах ребенка.

2. Права и обязанности родителей в Российской Федерации.

3. Права и обязанности детей в Российской Федерации.

4. Алиментные обязательства членов семьи.

5. Формы воспитания детей, оставшихся без родителей.

Тема 5. Трудовое право.

Цель: Охарактеризовать особенности трудовых правоотношений.

Задачи:

ü Определить особенности трудового права как отрасли права

ü Познакомиться с порядком приема на работу и увольнения с работы.

ü Охарактеризовать правовой статус работодателя и работника.

ü Выявить особенности правового регулирования профессиональной

деятельности учителя.

ü Определить меры дисциплинарной и материальной ответственности по трудовому праву.

Примерный объем темы:

Содержание темы:

Понятие и источники трудового права. Принципы трудового права.

Социальное партнерство и его принципы. Коллективный договор, его стороны, структура и содержание.

Прием на работу. Трудовой договор (контракт): понятие, его стороны, порядок заключения. Виды трудовых договоров. Основания прекращения трудового договора. Увольнение работника. Правовой статус безработного. Трудоустройство граждан.

Рабочее время: понятие, виды. Понятие и виды времени отдыха. Отпуск: понятие, виды, продолжительность, порядок предоставления.

Заработная плата. Системы оплаты труда. Гарантийные и компенсационные доплаты и выплаты.

Трудовые обязанности работника и работодателя. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания. Меры поощрения за успехи в труде. Материальная ответственность работника и работодателя.

Охрана труда. Права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда. Индивидуальные и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения. Право работников на забастовку.

Особенности правового регулирования профессиональной деятельности учителя.

Методы: устного обучения, наглядного обучения, работы с документами.

Литература: 10, 38, 46, 48, 51, 54, 59, 60, 63, 72, 77, 82.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое социальное партнерство? Какова роль коллективного договора в регулировании трудовых правоотношений?

2. Охарактеризуйте порядок приема на работу.

3. На каких основаниях может быть расторгнут трудовой договор?

4. Перечислите виды рабочего времени и времени отдыха.

5. Какие системы оплаты труда вам известны?

6. Охарактеризуйте порядок привлечения работник к дисциплинарной ответственности.

7. Как разрешается коллективный трудовой спор? В каких случаях коллектив имеет право на забастовку?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Определите роль трудового договора в регулировании трудовых правоотношений.

2. Охарактеризуйте особенности правового статуса учителя (прием на работу и увольнение с работы, время труда и отдыха, оплата труда, права и обязанности, основания привлечения к дисциплинарной ответственности) на основании Трудового кодекса РФ (гл. 52) и закона РФ «Об образовании» (ст. 53-56).

3. Перечислите меры охраны труда, применяемые в образовательном учреждении.

Доклады по теме:

1. Рабочее время: понятие, виды.

2. Понятие и виды времени отдыха.

3. Отпуск: понятие, виды, продолжительность, порядок предоставления.

4. Заработная плата. Системы оплаты труда.

5. Гарантии и компенсации работникам.

6. Понятие и значение трудовой дисциплины. Трудовые обязанности работника и работодателя.

7. Меры поощрения за успехи в труде.

8. Дисциплинарная ответственность. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания.

9. Материальная ответственность работника и работодателя.

Наши рекомендации