Семинар 2. Тема: Правовой режим особо охраняемых
ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка к семинарским занятиям. Задачей студентов на семинарских занятиях является не повторение лекционного курса, в котором освещаются основные положения и наиболее спорные вопросы, а более широкое и глубокое изучение темы с использованием дополнительных источников, попытка предложить свое собственное видение и разрешение проблемы.
Помимо теоретических вопросов задания к семинарским занятиям включают взятые из практики судов, арбитражных судов, органов прокуратуры и органов государственной власти конкретные дела и правовые акты, обработанные в виде учебных задач и определенным образом систематизированные. Решением задач достигается приобретение навыков работы с нормативной базой для решения аналогичных ситуаций, возникающих в юридической практике и практике государственного и муниципального управления. Каждую задачу следует оценивать не только в контексте темы семинара, но и всего курса, а также с точки зрения уже изученных дисциплин. Прежде чем приступить к решению задач, необходимо глубоко усвоить содержание темы семинарского занятия, овладеть соответствующим нормативным материалом.
Планы семинарских занятий
Семинар 1. Тема: Оценка воздействия на окружающую
Среду и экологическая экспертиза
Теоретические вопросы:
1. Понятие, цель и задачи оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
2. Принципы ОВОС.
3. Объекты и субъекты ОВОС.
4. Порядок проведения ОВОС.
5. Формы участия общественности в ОВОС.
6. Понятие, цель и задачи экологической экспертизы.
7. Принципы экологической экспертизы.
8. Объекты и субъекты экологической экспертизы. Соотношение экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации.
9. Виды экологической экспертизы.
10. Заключение экологической экспертизы: понятие, виды, значение.
Задачи.
№ 1.В декабре 2002 г. в г. Благовещенске были проведены общественные слушания по проекту размещения на космодроме «Свободный» космического ракетного комплекса «Стрела». В слушаниях приняли участие представители НПО Машиностроения, Министерства обороны, Росавиакосмоса, Администрации Амурской области, государственных и общественных организаций Амурской области и Республики Саха (Якутии).В ходе слушаний к ОВОС КРК «Стрела» были предъявлены претензии по обеспечению безопасности данного комплекса. В основном, они касались вопросов возникновения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, которые, по мнению участников, раскрыты недостаточно полно, обеспечения безопасности при подготовке к пуску, воздействия запусков на окружающую природную среду Амурской области и сопредельных регионов, последствий для экономики области. На большинство из этих вопросов удовлетворительных ответов так и не было получено. Как результат, участники слушаний признали представленные материалы крайне недостаточными для проведения экологической экспертизы и потребовали от НПО Машиностроения внести дополнения и изменения в ОВОС КРК «Стрела».Что такое общественные слушания? Каков порядок их проведения? Как должны быть оформлены результаты общественных слушаний?№ 2.
Три городских комбината по производству железобетонных изделий договорились о совместном строительстве на условиях долевого участия цементного завода. Был разработан проект строительства завода, под строительство был отведен земельный участок.
В каком порядке определяется соответствие проектной документации экологическим требованиям? Требуется ли проведение государственной экологической экспертизы проекта строительства?
№ 3.
3.10.96 г. Правительство РФ своим постановлением утвердило Федеральную целевую программу “Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997-2010 гг.” Общественная организация предъявила жалобу в Верховный Суд РФ об отмене постановления на том основании, что государственная экологическая экспертиза Программы не проводилась. В ноябре 1996 года экспертиза была назначена и 11.03.97 г. Госкомэкологией РФ было утверждено заключение экспертной комиссии. В ходе экспертизы были высказаны 59 существенных замечаний, в связи с этим в своем заключении комиссия рекомендовала доработать. Суд, считая заключение экспертизы положительным, отказал в удовлетворении иска.
Каковы принципы проведения экологической экспертизы? Были ли они соблюдены? Оцените законность решения суда.
№ 4.
Общественная организация приняла решение провести общественную экологическую экспертизу проектной документации строительства внутрипромыслового нефтепровода. С этой целью она обратилась к нефтедобывающей компании с просьбой предоставить технико-экономическое обоснование и проект строительства трубопровода. Компания отказала в предоставлении документации, ссылаясь на то, что содержащиеся в ней сведения представляют коммерческую тайну.
Какие требования должна соблюсти общественная организация для проведения общественной экологической экспертизы?
Законен ли отказ компании в предоставлении документации?
Возможно ли проведение в этой ситуации общественной экологической экспертизы?
№ 5.Общественная организация Агентство исследования и сохранения тайги - «АИСТ» провела общественную экологическую экспертизу ТЭО разработки Белкинского месторождения фосфоритов, которое располагается на территории Шорского национального парка и в непосредственной близости от места проживания коренного малочисленного народа - шорцев. По результатам экспертизы было вынесено отрицательное заключение, комиссия рекомендовала проект не утверждать. Копии заключения были направлены заказчику ТЭО, органам государственной власти, Комитет природных ресурсов области, Шорский национальный парк. Комитет природных ресурсов Кемеровской области утвердил заключение общественной экспертизы в качестве государственной, о чем и уведомил общественную организацию.Дайте правовую оценку действиям Комитета.Нормативные правовые акты:
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № // СЗ РФ. -1995.- № 48.- Ст. 4556.
Глава 6 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2006 // СЗ РФ. – 2006. - № .- Ст.
Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 // СЗ РФ. - 1996. - № 40. - Ст. 4648.
Регламент проведения государственной экологической экспертизы, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 17.06.1997 № 280 // БНА РФ. -1997.- № 16.
Положение об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372
Семинар 2. Тема: Правовой режим особо охраняемых
Природных территорий
Теоретические вопросы:
1. Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
2. Организация охраны ООПТ.
3. Юридическая ответственность за нарушение режима ООПТ.
4. Государственные природные заповедники.
5. Национальные и природные парки.
6. Государственные природные заказники.
7. Памятники природы.
8. Дендрологические парки и ботанические сады.
9. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
10. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Задачи
№ 1
Орган местного самоуправления обратился в районный комитет по охране природы с просьбой дать заключение по вопросу образования природного парка.
Согласно проекту Положения о данном природном парке включенная в его состав природная территория:
1) отнесена к особо охраняемым природным территориям регионального значения;
2) создается по решению данного органа местного самоуправления и находится в его ведении;
3) является муниципальной собственностью;
4) разбита на функциональные зоны (природоохранную и рекреационную) с различными режимами охраны и использования;
5) полностью исключена из гражданского оборота;
6) на ней запрещается любая хозяйственная деятельность.
Соответствуют ли названные положения требованиям действующего законодательства?
№ 2.
Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории.
Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач.
№ 3.
По решению администрации нескольким сельхозкооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам были выписаны билеты на сенокошение и заготовку сена на территории государственного природного заповедника. Несмотря на протесты дирекции заповедника, было произведено сенокошение на территории общей площадью 10 га. В результате такого вмешательства в природу заповедника оказался нарушенным естественный заповедный режим, уничтожен на большей территории уникальный растительный и животный мир этого природного комплекса.
Каков правовой режим заповедников? Какова ответственность за его нарушение?
Кто осуществляет охрану заповедников?
№ 4.
Глава администрации района издал распоряжение о проведении в феврале 1999 года очередного этапа Кубка России по ледовым гонкам на льду Валдайского озера, входящего в Валдайский национальный парк. Распоряжение было согласовано с Комитетом водных ресурсов области, хотя дирекция национального парка отказала дать свое согласие на проведение автогонок. По требованию общественности природоохранный прокурор вынес протест на распоряжение главы администрации.
Обоснован ли протест прокурора?
№ 5.
Лесопарк был объявлен памятником природы. При этом обязанности по его охране были возложены на ЗАО (бывший совхоз), на землях которого данный лесопарк находился.
Представитель ЗАО против такого решения возражал, мотивируя отказ принять на себя обязанности по охране памятника природы тем, что у нег о нет на это ни денег, ни специалистов.
Какие правовые последствия влечет за собой объявление природного объекта памятником природы?
Решите дело.
Нормативные правовые акты:
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 // СЗ РФ. -1995. -№ 12.- Ст. 1024.
Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 // СЗ РФ.- 1995. № 9.- Ст.713.
Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.2001 // СЗ РФ. -2001. - № 20. - Ст.1972.
Положение о государственных природных заповедниках в РФ, утв. Постановлением Правительства от 18.12.1991 № 48 // СП РСФСР.- 1992. - № 4. - Ст. 25.
Положение о национальных природных парках РФ, утв. Постановлением СМ РФ от 10.08.93 № 769 // САПП. - 1993. - № 34. - Ст. 3180.
Типовое положение о государственных ботанических садах и дендрологических парках, утв Ппостановлением Госплана СССР и ГКНТ от 27.0481 № 77/106 // БНА СССР. -1982.-№ 12
Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 7.12.96 № 1425 // СЗ РФ.-1996.- № 51. -Ст.5798.
Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 7.12.96 № 1426 // СЗ РФ. -1996.- № 51. -Ст.5799.