Требования к исходному уровню знаний
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Автор: Климович С.В.
ГОМЕЛЬ, 2010
Тема: Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы.
Экологические и медицинские последствия загрязнения гидросферы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Знание ранних признаков хронического токсического действия основных веществ, загрязняющих гидросферу, необходимо для целенаправленного выявления и устранения источников загрязнения гидросферы и профилактики неблагоприятных последствий воздействия ксенобиотиков на организм человека.
Острой проблемой современности стало загрязнение пресных вод. Рост численности населения и прогрессивное развитие различных отраслей промышленности ведут к нарастающим масштабам загрязнения рек, озер и др. водоемов. Многие из веществ, входящих в состав сточных вод, токсичны для человека и живых организмов.
Экологической проблемой оказывается нормирование допустимого уровня антропогенной нагрузки на конкретные экосистемы. Теоретическая база решения этой задачи лежит в изучении адаптивных возможностей конкретных видов по отношению к различным воздействиям на уровне организмов, их популяций и целых сообществ.
Разработка принципов экологического нормирования только начинается с учетом накопленных материалов о реакции организмов разных видов на отдельные экологические факторы и их комплексы.
Цель занятия: усвоить причинно-следственные связи между состоянием гидросферы и качеством питьевой воды и развитием патологии у человека.
Задачи занятия:
1) усвоить экологические и медицинские последствия загрязнения гидросферы;
2) усвоить особенности действия загрязнителей, поступающих с водой, на детский организм и организм взрослого человека.
ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Охарактеризовать экологически опасные антропогенные загрязнители, разобрать их превращения под влиянием различных факторов. Составить таблицу «Вредные вещества и их воздействия на организм», показывающую взаимосвязь между загрязнителями, присутствующими в окружающей среде, и болезнями. Показать наличие связи между характером и степенью загрязнения окружающей среды и заболеваемостью населения.
Выполнение рефератов на темы:
1. Влияние химических факторов окружающей среды на иммунологическую реактивность организма ребенка.
2. Экологические проблемы Республики Беларусь.
3. Экологические и медицинские последствия загрязнения окружающей среды соединениями металлов (свинца, никеля, кадмия, меди, цинка, ртути, марганца, хрома).
4. Эндемическая патология в Республике Беларусь.
5. Государственная программа «Чистая вода».
6. Экологические и медицинские последствия загрязнения окружающей среды диоксинами.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить:
из «Общей и биоорганической химии»:
- химические вещества, загрязняющие воду; методы качественного и количественного определения; этапы минерализации органических веществ; свойства окислителей.
из «Физиологии человека»:
- основные физиологические функции воды, роль в обеспечении жизнедеятельности организма, водно-солевой обмен.
из «Микробиологии, вирусологии и генетики»:
- вода – среда обитания микроорганизмов, источники контаминации; санитарно-микробиологические методы исследования воды.
Контрольные вопросы из смежных дисциплин
- Гидросфера: определение понятия, состав.
- Влияние деятельности человека на состояние гидросферы.
- Понятия: «тяжелые металлы», «микро- и макроэлементы», «удобрения», пестициды».
- Источники поступления тяжелых металлов в питьевую воду.
- От чего зависит растворимость металлов в воде?
Контрольные вопросы по теме занятия
1. Происхождение и функции воды на Земле. Общая характеристика и разновидности гидроэкосистем.
2. Факторы и источники естественного и антропогенного загрязнения гидросферы.
3. Эвтрофикация водоемов: понятие, причины развития, последствия.
4. Экологическая оценка состояния водных ресурсов РБ. Заболевания, связанные с загрязнением воды живыми организмами.
5. Характеристика и особенности действия ксенобиотиков, поступающих в организм человека с водой, в том числе особенности нейротоксичности и нефротоксичности.
6. Характеристика основных ксенобиотиков, содержащихся в воде: свинец, кадмий, фтор, хлор, летучие органические соединения. Специфические ранние признаки их воздействия на организм человека.
7. Заболевания, связанные с потреблением химически загрязненной воды. Основные способы снижения содержания ксенобиотиков в питьевой воде.
8. Экологически зависимая заболеваемость населения. Критерии качества питьевой воды: эпидемиологическая безопасность, безвредность по химическому составу, благоприятные органолептические свойства, радиационная безопасность.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ