Требования к исходному уровню знаний

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ БИОСФЕРЫ

Автор: Климович С.В.

ГОМЕЛЬ, 2010

Тема: Экологические и медицинские последствия загрязнения биосферы.

Экологические и медицинские последствия загрязнения гидросферы

АКТУАЛЬНОСТЬ

Знание ранних признаков хронического токсического действия основных веществ, загрязняющих гидросферу, необходимо для целенаправленного выявления и устранения источников загрязнения гидросферы и профилактики неблагоприятных последствий воздействия ксенобиотиков на организм человека.

Острой проблемой современности стало загрязнение пресных вод. Рост численности населения и прогрессивное развитие различных отраслей промышленности ведут к нарастающим масштабам загрязнения рек, озер и др. водоемов. Многие из веществ, входящих в состав сточных вод, токсичны для человека и живых организмов.

Экологической проблемой оказывается нормирование допустимого уровня антропогенной нагрузки на конкретные экосистемы. Теоретическая база решения этой задачи лежит в изучении адаптивных возможностей конкретных видов по отношению к различным воздействиям на уровне организмов, их популяций и целых сообществ.

Разработка принципов экологического нормирования только начинается с учетом накопленных материалов о реакции организмов разных видов на отдельные экологические факторы и их комплексы.

Цель занятия: усвоить причинно-следственные связи между состоянием гидросферы и качеством питьевой воды и развитием патологии у человека.

Задачи занятия:

1) усвоить экологические и медицинские последствия загрязнения гидросферы;

2) усвоить особенности действия загрязнителей, поступающих с водой, на детский организм и организм взрослого человека.

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Охарактеризовать экологически опасные антропогенные загрязнители, разобрать их превращения под влиянием различных факторов. Составить таблицу «Вредные вещества и их воздействия на организм», показывающую взаимосвязь между загрязнителями, присутствующими в окружающей среде, и болезнями. Показать наличие связи между характером и степенью загрязнения окружающей среды и заболеваемостью населения.

Выполнение рефератов на темы:

1. Влияние химических факторов окружающей среды на иммунологическую реактивность организма ребенка.

2. Экологические проблемы Республики Беларусь.

3. Экологические и медицинские последствия загрязнения окружающей среды соединениями металлов (свинца, никеля, кадмия, меди, цинка, ртути, марганца, хрома).

4. Эндемическая патология в Республике Беларусь.

5. Государственная программа «Чистая вода».

6. Экологические и медицинские последствия загрязнения окружающей среды диоксинами.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить:

из «Общей и биоорганической химии»:

- химические вещества, загрязняющие воду; методы качественного и количественного определения; этапы минерализации органических веществ; свойства окислителей.

из «Физиологии человека»:

- основные физиологические функции воды, роль в обеспечении жизнедеятельности организма, водно-солевой обмен.

из «Микробиологии, вирусологии и генетики»:

- вода – среда обитания микроорганизмов, источники контаминации; санитарно-микробиологические методы исследования воды.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

- Гидросфера: определение понятия, состав.

- Влияние деятельности человека на состояние гидросферы.

- Понятия: «тяжелые металлы», «микро- и макроэлементы», «удобрения», пестициды».

- Источники поступления тяжелых металлов в питьевую воду.

- От чего зависит растворимость металлов в воде?

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Происхождение и функции воды на Земле. Общая характеристика и разновидности гидроэкосистем.

2. Факторы и источники естественного и антропогенного загрязнения гидросферы.

3. Эвтрофикация водоемов: понятие, причины развития, последствия.

4. Экологическая оценка состояния водных ресурсов РБ. Заболевания, связанные с загрязнением воды живыми организмами.

5. Характеристика и особенности действия ксенобиотиков, поступающих в организм человека с водой, в том числе особенности нейротоксичности и нефротоксичности.

6. Характеристика основных ксенобиотиков, содержащихся в воде: свинец, кадмий, фтор, хлор, летучие органические соединения. Специфические ранние признаки их воздействия на организм человека.

7. Заболевания, связанные с потреблением химически загрязненной воды. Основные способы снижения содержания ксенобиотиков в питьевой воде.

8. Экологически зависимая заболеваемость населения. Критерии качества питьевой воды: эпидемиологическая безопасность, безвредность по химическому составу, благоприятные органолептические свойства, радиационная безопасность.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Наши рекомендации