Другая особенность проявляется в применении поправочных коэффициентов, которые устанавливаются законодателем ежегодно с 2007 года.

3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные в 2007 году, применяются: в 2011 г. - с коэффициентом 1,30 (Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; в 2010 году - с коэффициентом 1,30 (Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"); в 2009 году - с коэффициентом 1,30 (Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ); в 2008 году - с коэффициентом 1,15 (Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов").

Согласно Постановлению Правительства РФ поправочные коэффициенты применяются также к ставкам в отношении: эксплуатационных лесов и защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях; защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах; защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов; защитных ценных лесов. Если для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них (см. примечания, которые следуют за таблицами 14 - 16).

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Пример расчета платы │

│ Условие │

│ Организация в 2010 году заключила договор купли-продажи лесных│

│насаждений, которые находятся в федеральной собственности. На основании │

│данного договора организация осуществила выборочную вырубку в Московском│

│лесотаксовом районе 250 куб. м дровяной древесины березы при ликвидном│

│запасе древесины на 1 га в количестве 163 плотных куб. м на га. Участок│

│лесосеки расположен в 82 км от погрузочного пункта. Так как участок│

│расположен на слонах с крутизной 31 градус, использовались │

│канатно-подвесные установки. Всю деятельность организация осуществляла в│

│рамках реализации инвестиционного проекта. Необходимо рассчитать сумму│

│платы. │

│ Решение │

│ Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставка платы за│

│единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной│

│собственности, а также корректирующие коэффициенты к ним установлены│

│в Постановлении Правительства РФ N 310. Первоначально обратимся к│

│таблице N 1 "Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений│

│(основные породы)". Находим по этой таблице Московский лесотаксовый│

│район, затем породу лесных насаждений - березу, а с учетом условия задачи│

│- также графу, которая указывает на дровяную древесину (в коре). Таким│

│образом, ставка за 1 куб. м березы с учетом расстояния вывозки составляет│

│2,7 руб. за 1 плотный куб. м. │

│Вспомним, что минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных│

│насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема│

│древесины и объема подлежащей заготовке древесины (2,7 x 250 = 675 руб.).│

│Применим все корректирующие и поправочные коэффициенты. По │

│корректирующим коэффициентам необходимо обратиться к примечаниям│

│Постановления Правительства РФ N 310. │

│ В рассматриваемом случае к ставке платы за единицу объема древесины│

│применяются следующие корректирующие коэффициенты: на 50% уменьшается│

│ставка при выборочной рубке; 1,05 - при ликвидном запасе древесины от│

│150,1 и более плотных куб. м на 1 га; 0,7 - при использовании │

│канатно-подвесных установок; 0,5 - так как деятельность осуществлялась в│

│рамках инвестиционного проекта; поправочный коэффициент (коэффициент│

│индексации), установленный на 2010 год - 1,30. │

│ Рассчитаем сумму платы: │

│ 675 x 0,5 x 1,05 x 0,7 x 0,5 x 1,30 = 161,2 руб. │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ.

В этой сфере субъекты РФ осуществляют активное нормотворчество и интенсивно реализуют полномочия, установленные ЛК РФ. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, которые регулируют договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, можно классифицировать по видам актов на законы <1> и постановления правительства (администрации) субъектов РФ <2>. Второй вид нормативных правовых актов наиболее распространенный, и в большинстве субъектов РФ приняты такого рода акты, устанавливающие ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

--------------------------------

<1> См., например: Закон Московской области от 12.07.2007 N 104/2007-ОЗ "Об использовании лесов на территории Московской области"; Закон Алтайского края от 10.09.2007 N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края"; Закон Мурманской области от 10.07.2007 N 878-01-ЗМО "О ставках платы за древесину, заготавливаемую по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в лесах на территории Мурманской области"; Закон Томской области от 09.08.2007 N 165-ОЗ "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд" и др.

<2> См., например: Постановление администрации Архангельской области от 26.01.2009 N 16-па/3 "Об утверждении ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд по договору купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области, и признании утратившим силу Постановления администрации Архангельской области от 20.08.2007 N 152-па"; Постановление правительства Хабаровского края от 03.08.2007 N 153-пр "Об установлении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Хабаровского края"; Постановление администрации Приморского края от 26.12.2007 N 360-па "Об установлении для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд"; Постановление правительства Московской области от 13.09.2007 N 675/31 "О ставках платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области"; Постановление администрации Алтайского края от 26.06.2007 N 283 "Об установлении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Алтайского края"; Постановление администрации Тульской области от 05.03.2008 N 112 "Об установлении для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" и др.

Например, законодатель Ярославской области заготовку гражданами древесины для собственных нужд определяет как деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений и вывозом древесины из леса, которая может также включать трелевку, частичную переработку и хранение древесины. Жители Ярославской области вправе осуществлять заготовку древесины самостоятельно либо привлекать иных лиц для выполнения отдельных операций при заготовке древесины. Платежи за невырубленную либо вырубленную, но не вывезенную до окончания срока действия договора древесину гражданину не возвращаются <1>.

--------------------------------

<1> См.: Закон Ярославской области от 27.06.2007 N 55-з "О некоторых вопросах регулирования лесных отношений" (вместе с Порядком заготовки гражданами древесины для собственных нужд).

Согласно нормативным правовым актам субъектов РФ заготовка гражданами древесины для собственных нужд не является предпринимательской деятельностью. Анализ законодательства субъектов РФ позволяет нам определить процедуру осуществления заготовки древесины гражданами для собственных нужд. В этой деятельности в разных субъектах РФ больше сходств, чем различий, а некоторые характерные особенности связаны с обычаями и традициями хозяйственной деятельности и индивидуального жилищного строительства. Граждане имеют право заготавливать древесину для целей отопления, строительства и ремонта жилых домов, жилых строений и хозяйственных построек, а также для восстановления этих построек и строений, поврежденных в результате стихийных бедствий и пожаров. Заготовка дров для отопления осуществляется в первую очередь в порядке очистки лесных насаждений от захламленности, уборки ветровальных, буреломных, усыхающих, сухостойных, поврежденных болезнями и вредителями деревьев, при проведении выборочных рубок, а также при проведении сплошных рубок в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, в перестойных насаждениях.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такие договоры заключаются без проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Граждане, желающие осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, направляют заявление в письменной форме в лесничество или лесопарк, на территории которого предполагается заготовка древесины. Для рассмотрения заявлений граждан в лесничестве или лесопарке создается комиссия, состав которой утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления.

В заявлении гражданина, желающего осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, указываются:

- фамилия, имя и отчество гражданина, место жительства;

- цель использования древесины;

- объемы заготовки древесины с указанием древесных пород;

- место предполагаемой заготовки.

К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность заявителя, и документы, подтверждающие права на земельный участок, на котором осуществляется строительство или ремонт, а в случаях, установленных федеральным законодательством, - также разрешение на строительство и проектно-сметная документация. Все документы представляются в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы, а оригиналы возвращаются гражданину.

Комиссия определяет обоснованность заявки на заготовку древесины для собственных нужд. Заключение комиссии о выделении древесины для собственных нужд оформляется в течение 15 календарных дней с даты поступления заявления. Комиссия осуществляет учет заявителей и учет выделенной древесины. Заключение комиссии с приложением заявления гражданина и вышеуказанных документов направляется в орган, уполномоченный правительством (администрацией). С учетом заключения комиссии уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней (с даты поступления заключения) принимает решение о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан или направляет заявителю мотивированный отказ. В решении уполномоченного органа о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан указывается срок действия договора, цель заготовки древесины, место заготовки и объем заготавливаемой древесины с указанием древесных пород.

Некоторые субъекты РФ устанавливают понижающие коэффициенты к ставкам платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для льготных категорий граждан. Кроме того, в регионах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Сибири и ведущих традиционный образ жизни, предоставляется право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, исходя из установленных нормативов.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений имеет смешанную публично-частноправовую конструкцию, что проявляется в особенностях установления, исчисления и уплаты. Порядок установления и исчисления данной платы регулируется ЛК РФ с учетом положений гражданского законодательства, а ставки и корректирующие коэффициенты устанавливаются Постановлением Правительства РФ N 310. Бюджетный кодекс РФ устанавливает нормативы перечисления доходов от всех видов плат за использование лесов в бюджеты бюджетной системы РФ.

Так, плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (по нормативу 100%) поступает в доход федерального бюджета. Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (по нормативу 100%) является доходом бюджетов субъектов РФ.

Например, в Омской области в 2008 году доход в областной бюджет от платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд составил 4403,5 тыс. руб., или 16,8% от платежей, направленных в областной бюджет (Указ губернатора Омской области от 26.01.2009 N 10 "Об утверждении Лесного плана Омской области").

6. Платность использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства. Однако при активном использовании лесов следует помнить и другие основные начала лесного законодательства. К ним относятся принципы устойчивого управления лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, и др.

Следование этим принципам, закрепленным в ЛК РФ, позволит сохранить леса России для будущих поколений. Россия богата лесами, но их интенсивное, а порой варварское и браконьерское использование приводит к быстрому сокращению их запасов. Необходимо, чтобы механизмы, касающиеся платы за использование лесов, способствовали их рациональному и бережному использованию, а не преследовали только экономические цели в виде получения прибыли.

Статья 95. Оценка лесов

Комментарий к статье 95

1. Оценка лесов находится в стадии становления и формирования. Необходимо разработать критерии такой оценки исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи оценка лесов предполагает:

а) оценку лесных участков;

б) оценку имущественных прав, возникающих при использовании лесов.

Фактически это два вида оценки, связанные между собой только целью денежной оценки имущественных прав. Имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку, могут быть вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества (ст. 66 ГК РФ). В первом случае необходимость оценки вытекает из возможности заключения договора купли-продажи лесных насаждений, во втором - при аренде лесных участков для различных видов лесопользования, предусмотренных ЛК РФ.

Комментируемая статья содержит прямую отсылку к специальному Закону с формулировкой, что оценка лесов "осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Согласно этому Закону оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. К иным также отнесена кадастровая стоимость (см. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2")).

2. Надо сказать, что ч. 2 комментируемой статьи утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 143-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Она гласила, что "для целей настоящего Кодекса может определяться кадастровая стоимость лесных участков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

Однако ст. 81 "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений" ЛК РФ сохраняет положение о том, что "установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков" является как раз полномочиями названных органов. Следует ли рассматривать это как внутренние противоречия норм комментируемого Кодекса, или же это всего лишь техническая помарка? Другой причиной такой неопределенности может быть определение лесного участка как земельного участка, что, вне всякого сомнения, размывает определение права собственности на лесные участки. Законодатель не предусматривает право частной собственности на лесной участок, однако данная конструкция хлипка, если даже Конституцией РФ предусматривается частная собственность на землю (а в ГК РФ и ЗК РФ уточняется - на "земельный участок").

3. В ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный кадастровый учет лесных участков предусматривается для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними (ст. 4.1 этого же Закона до 1 января 2015 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета).

Однако кадастровый учет лесов может служить основой и для определения кадастровой стоимости лесов, а затем и кадастровой оценки лесов. В целях проведения аналогии, можно обратиться к Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (ред. от 17.09.2007), согласно п. 13 которых при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

В нашем же случае, видимо, по замыслу федерального законодателя и Правительства РФ, до момента подготовки документов по реализации мероприятий по определению критерий кадастровой стоимости - оценки (если вообще планируются такие мероприятия) будет применяться оценка лесов на основе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Правда, остается один вопрос - кем будут оплачиваться мероприятия по оценке лесов?

На уровне субъектов РФ по-прежнему сохраняется кадастровая оценка лесов - через оценку земель лесного фонда.

Так, Постановлением правительства Ленинградской области от 15.08.2005 N 202 "Об утверждении результатов первого этапа государственной кадастровой оценки земель лесного фонда на территории Ленинградской области" кадастровая стоимость одного гектара лесных земель в составе земель лесного фонда на территории Ленинградской области устанавливается в размере 2060 руб. как основа определения показателей кадастровой стоимости лесных земель в пределах территории Ленинградской области.

Можно также привести примеры разнохарактерных нормативных правовых актов, регулирующих порядок кадастровой оценки земель лесного фонда: Постановление губернатора Хабаровского края от 31.03.2003 N 99 "О мероприятиях по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Хабаровском крае на 2003 - 2011 годы"; Постановление администрации Архангельской области от 09.12.2008 N 268-па/46 "Об утверждении удельного показателя кадастровой стоимости земель лесного фонда Архангельской области" ("Утвердить удельный показатель кадастровой стоимости земель лесного фонда Архангельской области по состоянию на 1 января 2008 года в размере 3010 рублей за 1 гектар"); распоряжение правительства Тюменской области от 01.08.2005 N 447-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Тюменской области"; Постановление администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области".

Платежи за пользование лесами и лесной налог. С отменой Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" <1> (далее - Закон об основах налоговой системы Российской Федерации) из действовавшей системы налогов и сборов Российской Федерации исчезли лесные доходы, так как НК РФ не предусмотрены никакие виды платежей за пользование лесным фондом. Статьей 13 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, лесной налог был отнесен к федеральным налогам, взимаемым на всей территории Российской Федерации. Однако с момента принятия части первой НК РФ эта статья так и не была введена в действие, а с 1 января 2005 года вступила в силу в иной редакции, уже не предусматривающей установление лесного налога в системе налогов и сборов Российской Федерации. С этого момента все аргументы в пользу налоговой природы лесных платежей утратили как обоснованность, так и видимую на первый взгляд актуальность. Вместе с тем такой подход является механическим. Учитывая многие факторы - социальные, экономические и экологические, - мы ощущаем необходимость вновь вернуться к этому вопросу.

--------------------------------

<1> Российская газета. 10.03.1992. N 56.

Если обратиться к эволюции лесных платежей, то можно говорить о значительных изменениях в этой области.

Ныне утративший силу Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ <1> (далее - ЛК РФ 1997 года) устанавливал два вида платежей за пользование лесным фондом: лесные подати и арендную плату.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 610.

ЛК РФ 1997 года определял, что размеры (ставки) лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда, а размер арендной платы устанавливался на основе ставок лесных податей. В соответствии с положениями ЛК РФ 1997 года Правительство Российской Федерации устанавливало минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Такие ставки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 года N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 10. Ст. 958.

В отсутствие четкого законодательного определения правовой природы лесной подати представлялось целесообразным обратиться к судебной практике.

В то время отсутствовала единая позиция судов о правовой природе лесной подати. В постановлениях судов можно было встретить следующие определения данного платежа: как федерального налога <1>; как регионального налога <2>; как налогового платежа <3>; как платежа за пользование лесным фондом, не входящего в систему действующих налогов и сборов <4>; как сбора <5>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 4 июня 2002 года N КАС02-233; решение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2002 года N ГКПИ2001-1827; Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2002 года N А19-11689/02-43-Ф02-3759/02-С1; ФАС Северо-Западного округа от 1 октября 2002 года по делу N А56-10865/02, от 14 января 2003 года N А26-5843/02-26, от 2 февраля 2004 года N А44-2411/03-С10, от 2 марта 2004 года N А56-25559/03; ФАС Северо-Кавказского округа от 5 августа 2003 года по делу N Ф08-2752/2003-1026А.

<2> См.: Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа 6 января 1998 года N А19-6265/97-32-Ф02-1339/97-С1-2/С-1, от 23 апреля 2002 года по делу N А78-2495/01-С2-20/127-Ф02-942/02-С1; ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2003 года N А26-6018/02-25, от 26 декабря 2003 года N А56-13457/03; ФАС Уральского округа от 28 февраля 2001 года N Ф09-273/2001-АК, от 9 августа 2001 года N Ф09-273/2001-АК, от 19 января 2005 года N Ф09-5856/04-АК; решение Арбитражного суда Мурманской области от 23 апреля 2001 года N А42-4114/00-5-256/01.

<3> См.: решение Верховного Суда РФ от 25 февраля 2003 года N ГКПИ2002- 1270; Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 5 июля 2004 года N А17-3105/5/14; ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 октября 2001 года N А78-2495/01-С2-20/127-Ф02-2264/01-С1, от 23 апреля 2002 года N А78-2495/01-С2-20/127-Ф02-942/02-С1; ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 года N А56-28407/01, от 26 декабря 2003 года N А56-13457/03.

<4> См.: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 мая 2002 года N Ф04/1918-181/А67-2002; ФАС Северо-Западного округа от 11 февраля 2003 года N А56-27463/02; решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2001 года N А05-10647/00-773/18; решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 ноября 2001 года N А56-28407/2001; Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 февраля 2002 года N А56-28407/01.

<5> См.: Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 августа 2003 года по делу N А10-4813/02-Ф02-2377/03-С2; ФАС Московского округа от 13 ноября 2003 года N КА-А41/8768-03.

Однако необходимо отметить, что все аргументы судов приводились с учетом положений Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2005 года.

Например, при определении лесной подати как федерального налога суды исходили из следующих обстоятельств. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" <1> лесные подати, будучи платежом за пользование лесным фондом, являются платежом за пользование природными ресурсами. Подпунктом "и" п. 1 ст. 19 Закона об основах налоговой системы в Российской Федерации платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам. Следовательно, платежи за пользование лесным фондом (лесные подати) являются федеральным налогом <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4030; текст редакции от 5 августа 2000 года опубликован в издании: Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3338.

<2> См.: решение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2002 года N ГКПИ2001-1827; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2003 года по делу N Ф08-2752/2003-1026А.

Не менее противоречивой была судебно-арбитражная практика в отношении правовой природы арендной платы за пользование лесным фондом. Арендные платежи либо причислялись к налоговым, либо рассматривались как гражданско-правовые.

В ЛК РФ от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ <1> возросла роль договорных и арендных отношений в использовании лесов. Изменилась и система платежей за использование лесов. Данное положение связано с принципом платности использования лесов, отнесенного к основным принципам лесного законодательства. За использование лесов в соответствии с ЛК РФ взимается арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Таким образом, устанавливаются два вида платежей за использование лесов. Существенным основанием взимания платежей за пользование лесами является заключение договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

--------------------------------

<1> Российская газета. 08.12.2006. N 277.

Последовательность установления платы по договору купли-продажи лесных насаждений связана с требованиями лесного и гражданского законодательства, и процедура определения ее итогового размера зависит от многих факторов.

Во-первых, основанием возникновения данной платы является договор купли-продажи лесных насаждений. По указанному договору, в соответствии с ЛК РФ и Гражданским кодексом Российской Федерации <1>, осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать одного года.

--------------------------------

<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс (часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ // Собрание законодательства. 1996. N 5. Ст. 410.

Во-вторых, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начальной цены заготавливаемой древесины). Победители аукциона получают право на заключение такого договора.

В-третьих, при заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Все вышеизложенные положения распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом особенность заключается в том, что граждане имеют право пользования лесами, включая заготовку древесины и другие виды использования, также на основании договора аренды лесных участков. Статья 76 ЛК РФ устанавливает, что плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, установленной в законодательстве. Таким образом, до определения итоговой суммы платы с учетом всех поправочных и иных коэффициентов необходимо установить минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Он определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины (ч. 2 ст. 76 ЛК РФ). Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установлены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" <1>. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 23. Ст. 2787.

Базовым размером платы по договору купли-продажи лесных насаждений является минимальный размер платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, как указано выше, установлены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310. Эти ставки действуют также при определении размера арендной платы, чем и объясняется вторая часть названия данного Постановления ("ставках платы за единицу площади лесного участка"). Все минимальные ставки установлены по видам и характеру пользования и разбиты по таблицам с учетом всех необходимых показателей. Всего существует 16 видов использования лесных участков и, соответственно, 16 ставок в зависимости от характера использования лесного участка. Все леса Российской Федерации распределены по лесотаксовым районам, лесничествам и лесопаркам (для основных пород лесных насаждений) и лесотаксовым поясам (для неосновных пород лесных насаждений).

Все примечания к таблицам, расположенные после них, являются неотъемлемой частью Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310. Они содержат корректирующие коэффициенты, которые влияют на итоговый размер платы, и обязательны к применению.

Принцип обязательности применения положений примечаний к таблицам Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310 распространяется на все без исключения примечания, так как они могут существенно изменить размер итоговой суммы не только в сторону увеличения, но и в сторону уменьшения.

Другая особенность проявляется в применении поправочных коэффициентов, которые устанавливаются законодателем ежегодно с 2007 года.

Например, ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные в 2007 году, применяются в 2011 году - с коэффициентом 1,30 (Федеральный закон от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" <1>. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310 поправочные коэффициенты применяются также к ставкам в отношении эксплуатационных лесов и защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях; защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах; защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов; защитных ценных лесов. Если для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2010. N 51 (ч. 1). Ст. 6809 (Закон, приложения 1 - 8, 14); N 51 (ч. 2). Ст. 6809 (приложения 11, 16); N 51 (ч. 3). Ст. 6809 (приложения 20, 23, 26, 27, 30, 31, 34 - 43).

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой сфере субъекты Российской Федерации осуществляют активное нормотворчество и интенсивно реализуют полномочия, установленные ЛК РФ. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, можно классифицировать по видам актов на законы и постановления правительства (администрации) субъектов Российской Федерации. Второй вид нормативных правовых актов наиболее распространенный, и в большинстве субъектов Российской Федерации приняты такого рода акты, устанавливающие ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

Некоторые субъекты Российской Федерации устанавливают понижающие коэффициенты к ставкам платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для льготных категорий граждан. Кроме того, в регионах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Сибири и ведущих традиционный образ жизни, предоставляется право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, исходя из установленных нормативов.

Таким образом, плата по договору купли-продажи лесных насаждений имеет смешанную публично-частноправовую конструкцию, что проявляется в особенностях установления, исчисления и уплаты. Порядок установления и исчисления данной платы регулируется ЛК РФ с учетом положений гражданского законодательства, а ставки и корректирующие коэффициенты устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310. Бюджетный кодекс Российской Федерации <1> устанавливает нормативы перечисления доходов от всех видов плат за использование лесов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

Так, плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (по нормативу 100%) поступает в доход федерального бюджета. Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (по нормативу 100%), является доходом бюджетов субъектов Российской Федерации.

Платность использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства. Данный принцип предполагает не только получение доходов от использования лесов. Этот и другие принципы лесного законодательства, на взгляд автора, являются экологизированными и направлены на рациональное использование лесов. Прежде всего указанные принципы направлены на сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; на сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; на использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного использования, не приводящего к истощению лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах; на воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также на повышение продуктивности лесов; на обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, и др. Поэтому в зависимости от того, какой платеж - лесной налог или плата по договору купли-продажи лесных насаждений - позволит эффективно использовать леса, будет способствовать их сохранению, повысит экономический потенциал "лесных регионов", законодателю нужно будет решать вопрос о том, переводить ли лесные платежи в статус налоговых платежей (федеральных или региональных) или оставить их в статусе неналоговых платежей, установленных ЛК РФ.

Наши рекомендации