Закрепление изученного материала

Задания для игры «Укажи лишнее»:

- дуб, клен, орешник, липа (кустарник орешник, остальные деревья);

- ландыш майский, майник двулистный, калина, ветреница дубравная ( кустарник калина, остальные травы);

- дуб, осина, сосна, береза (хвойное дерево – сосна, остальные - лиственные);

- калина, орешник, ежевика, малина, можжевельник (хвойный кустарник можжевельник, остальные - лиственные);

- малина, ежевика, осина, орешник (дерево осина, остальные - кустарники);

– зверобой, сон-трава, ветреница лесная, лилия кудреватая (зверобой, остальные растения занесены в Красную книгу Республики Беларусь).

Задания для игры “Какого растения не достаёт?” или “Доставь нужное”:

Какое растение из расположенных в нижнем ряду вы бы перенесли в верхние строки – вместо вопросительного знака? Объясните свой выбор.

Береза Осина Дуб ?
Ель Яблоня Черемуха Липа
Орешник Калина Шиповник ?
Береза Сосна Смородина Малина
Ландыш Майник двулистный Зверобой ?
Ветреница Рябина Лиственница Дуб
Сон-трава Венерин башмачок Лилия кудреватая ?
Черника Ветреница лесная Земляника Майник двулистный

Задания распределяются по микрогруппам или выполняются в парах, т.е. каждая микрогруппа выполняет часть из предложенных здесь заданий. Объем заданий учитель определяет в зависимости от темпа работы детей.

Подведение итогов

7.Домашнее задание Стр. 51 - 52 ответы на вопросы

Тема: Животные леса

Цели: расширить и углубить знания о животных леса, их особенностях строения, питания, поведения, значении в природе; о взаимосвязях между растения и животными; учить устанавливать особенности строения и поведения животных как приспособления к условиям жизни; создать условия для формирования у младших школьников гуманного отношения ко всем животным, содействовать развитию интереса к изучению природы, умений работать самостоятельно с различными источниками информации, а также творческих способностей учащихся.

Ход урока

Организационный момент

2. Проверка знаний и уменийПисьменный опрос по карточкам:

Карточка 1.

1. Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Дубу:

могучий, долгоживущий, мощный ствол; гладкий, отполированный плод, шляпка; листья крупные, жестковатые, удлиненные, с глубокими выемками; мощные корни, корни поверхностные; невысокий, великан; листья распускаются рано, поздно.

Липе:

стройная, высокая, теневыносливая, светолюбивая, светлоствольная, темноствольная, листья крупные, мелкие, сердцевидные, резные, цветки желтые, белые, плод орешек с крылышком, поздноцветущая, раннецветущая.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Два крупных овальных листа, цветки белые колокольчатые с нежным ароматом, расположенные один за одним на тонком стебельке, ягоды красные, ядовитые.

Карточка 2.

1. Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Березе:

светолюбивая, теневыносливая; белоствольная, темноствольная; ветви поникшие; листья крупные, мелкие; поздноцветущая, раннецветущая; неприхотливая, быстрорастущая; семена орешки, по форме напоминают бабочку.

Осине:

поздноцветущая, раннецветущая; листья округлые, выямчатые, сердцевидной формы, на длинных сплюснутых с боков черешках, на коротких черешках; осенью листья багряные, красноватые, ярко желтые.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Довольно высокий кустарник, с листьями по форме похожими на листья липы, листья, черешки и веточки растения покрыты жесткими волосками; зацветает первым в лесу, плод орех.

Карточка 3.

Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Сосне:

стройная, высокая, низкая; крона высоко над землей, ветки касаются земли; светолюбивая, теневыносливая, неприхотливая; корни глубокие, иголки короткие, длинные; шишки треугольной формы, цилиндрические.

Ели:

крона пирамидальная, раскидистая; теневыносливая, светолюбивая; ветви до самой земли, высоко над землей; шишки цилиндрические, иголки длинные, короткие, колючие.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Маленькие ярко-голубые звездочки цветков, реже белые или розовые, необычные листья, зимующие зелеными и по форме напоминающие печень.

Карточка 4.

Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Ландышу:

листья от земли, высоко над землей, крупные, мелкие, продолговатые, круглые; цветки колокольчатой формы, состоят из множества отдельных лепестков, синие, белые; ягоды черные, красные, ядовитые, неядовитые.

Лилии кудреватой:

Листья широкие, узкие; стебель прямой, на верху ветвистый, стелющийся по земле; цветки фиолетово-розовые, неправильной формы, правильной формы; лепестков много, шесть, закрученные вовнутрь, кверху.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Ствол зеленоватый, гладкий, листья округлые с выемками, сверху темно-зеленые, снизу – серовато-зеленые, на длинных сплюснутых с боков черешках, дрожат даже при слабом ветре.

Устный фронтальный опрос проводится в парах по методике «Взаимопроверка» по вопросам и заданиям:

1. Какие леса встречаются на территории Беларуси?

2. Какие из них занимают большую площадь?

3. Назовите, какие растения образуют верхний ярус.

4. Назовите растения, изображенные на рисунках (на доске помещаются рисунки деревьев).

5. Какие растения образуют второй ярус?

6. Назовите растения, изображенные на рисунках в нижнем ряду (на доске открывается ряд рисунков кустарников леса).

7. Из рисунков следующего ряда (или из перечня растений) выберите растения, которые встречаются в третьем ярусе хвойных лесов.

8. Какие растения образуют самый нижний ярус в лесу?

На первые 4 вопроса отвечает один из учеников пары, на остальные 4 – отвечает второй. После этого учитель отвечает сам или предлагает эталон ответа, ученики оценивают друг друга на основании сравнения с эталоном. Предлагаемые отметки ученики подают на карточке учителю.

3.Сообщение темы и целей урока.

3.Физкультпауза «Лесная история»

– Я расскажу вам историю, которая случилась в лесу, а вы покажете ее с помощью движения рук.

– Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг – скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков).

– Пришла лиса. Она шла тихо-тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты).

– Лиса шла тихо и незаметно. Свои хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистями рук то в одну, то в другую сторону).

– Зайцы увидели ее и бросились в рассыпную. (Ударами сразу обеих рук дети имитируют заячьи прыжки в разные стороны).

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, кто гуляет в этот час. (Дети изображают при помощи пальцев, как выходят мыши).

Тут раздался громкий крик,

Разбежались мышки вмиг. (Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей).

Как можно одним словом назвать всех животных этой истории? После этого дети знакомятся с темой урока, его задачами.

Наши рекомендации