Структура содержания учебной дисциплины

Изучение дисциплины «Методика преподавания предмета «Человек и мир»» для специальностей1-01 02 02 Начальное образование, дополнительная специальность 1-01 02 02-04 Начальное образование. Белорусский язык и литература;1-01 02 02 Начальное образование, дополнительная специальность 1-01 02 02-06 Начальное образование. Физическая культура;

рассчитано на 132 часа (в том числе аудиторных — 60 часов: лекции —26 ч.; практические занятия — 30 ч.)

Методы (технологии) обучения

Основными методами обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

- лекционные занятия с элементами проблемного обучения (проблемное изложение материала, обучающе-исследовательский метод);

- элементы учебно-исследовательской деятельности, реализуемые на семинарских занятиях и в самостоятельной работе студентов;

- метод учебных ситуаций, реализуемых на семинарских занятиях;

- групповые технологии при проведении семинарских занятий.

Организация самостоятельной работы студентов

При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

- контролируемая самостоятельная работа в аудитории;

- выполнение индивидуальных заданий методического характера;

- подготовка внеаудиторных вопросов к темам курса с консультациями преподавателя;

- подготовка рефератов.

Диагностика компетенции студентов

Оценка учебных достижений студента на экзамене, промежуточных учебных достижений производится по 10-балльной шкале. Для оценки учебных достижений студента используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для оценки учебных достижений студентов используется следующий дагностический инструментарий:

- проведение тестирования (АК-1, ПК-1, 2, 7, 8);

- защита выполненных самостоятельных заданий в рамках КСР (АК-1—3);

- защита выполненных на практических занятиях индивидуальных заданий (АК-1, ПК-1, 2, 7, 8);

- сдача экзамена по дисциплине (АК-1, ПК-1, 2, 7, 8).

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в курс.

Методика преподавания предмета «Человек и мир» - одна из педагогических наук. Ее предмет, задачи и методы исследования. Методологические основы, связь с другими науками.

Зарождение и развитие методики преподавания природоведения в России и Беларуси. Становление естественно-географических предметов и методики преподавания в XIX-XXI в. Основные идеи реформирования школьного образования в Беларуси на рубеже XX-XXI ст.

Тема 2. Цель, задачи, содержание и структура интегрированного предмета «Человек и мир» в современной начальной школе. Значение естественнонаучного образования для развития младшего школьника.

Предмет «Человек и мир» — интегрированный учебный предмет начальной школы. Его цель и задачи. Содержание и структура курса, объединяющего биологические, географические, социально-экономические и общественно-исторические знания. Взаимосвязь образовательных компонентов «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Связь с учебным предметом «Мая Радзіма – Беларусь». Характеристика основных разделов. Система природоведческих и обществоведческих знаний по компонентам и классам. Преем­ственность и внутрипредметные связи. Элементарные научные знания об объектах неживой и живой природы, связях и взаимосвязях в приро­де, между природой и человеком, обществом; о человеке как части при­роды, здоровье и жизнь которого зависят от состояния окружающей сре­ды; о личности как саморазвивающемся субъекте природы и общества, продолжателе национальной культуры и общечеловеческих ценностей. Требования к знаниям и умениям учащихся. Стандарт - образовательной области «Человек и мир» начальной школы. Моделирование и опыт разработки авторских программ.

Экологическое образование младших школьников. Значение системы экологического образования в начальной школе. Формы и методы экологического образования: экскурсия в природу, работа на экологической тропе, полевые практикумы, беседы экологического содержания, решение экологических задач и анализ экологических ситуаций. Экологические игры как форма экологического образования.

Эстетическое, духовно-нравственное и патриотиче­ское воспитание младших школьников. Воспитание высших нравствен­ных качеств: доброты, сопереживания, милосердия, ответственности.

Наши рекомендации