Обработка результатов и выводы. Постройте график по всем полученным результатам.

Постройте график по всем полученным результатам.

Сделайте вывод о влиянии климата на диапазон адаптивных возможностей.

Задание 2. Выявите физиологические механизмы адаптации к условиям высокогорья.

Изучение общих механизмов адаптации к условиям высокогорья возможно на лабораторных животных. С этой целью барокамеру соединяют с насосом Камовского. В барокамеру помещают лабораторное животное.

Понаблюдайте за поведением животного в условиях нормального атмосферного давления. Отметьте характерные черты ориентировочного безусловного поведения. Подсчитайте частоту дыхательных движений за 10 с. Затем начинайте откачивать воздух. Регистрируйте изменение поведенческих реакций на определенных высотах (см. таблицу перевода атмосферного давления в камере и высоты – таблица 27). Подсчитайте частоту дыхательных движений в условиях среднегорья и высокогорья. Отметьте изменение микроциркуляции по окраске ушных раковин. Зафиксируйте, на какой высоте происходит нарушение процессов адаптации к условиям гипоксии и пониженного атмосферного давления. Наблюдайте процессы реадаптации по мере повышения атмосферного давления.

Таблица 27

Атмосферное давление, парциальное давление вдыхаемого кислорода (О2) и парциальное давление О2 в альвеолярном воздухе у людей на различных высотах над ур. м.

Высота, м Давление воздуха, мм рт. ст. Парциальное давление О2 во вдыхаемом воздухе, мм рт.ст. Парциальное давление О2 в альвеолярном воздухе, мм рт.ст.  

Обработка результатов и выводы

Начертите кривую дыхательных движений по мере подъема животного на высоту. Сделайте соответствующие выводы.

Контрольные вопросы

Что такое среда обитания?

В чем заключается классификация сред обитания человека в соответствии с широтой местности?

Чем обусловлена многочисленность современных популяций в двух резко отличных географических зонах - в тропических лесах и кустарниковых зонах и в областях умеренного пояса?

Какова взаимосвязь среды обитания человека и хозяйственной деятельности?

Каким может быть результат внедрения человеческих сообществ в природные экосистемы? (Состояние устойчивого или динамического равновесия).

Какие типы адаптации человеческого организма к температурной среде вы знаете?

Как у человека проходит акклиматизация к холоду и к высоким температурам?

От каких физических признаков зависит температурная реакция организма?

Какое влияние оказывает климат на состояние здоровья?

Каково воздействие ионизирующего излучения на организм?

Как проходит адаптация организма человека в высокогорных условиях?

Решите задачу. Группа спортсменов перед ответственными соревнованиями была направлена для тренировки на спортивную базу. К концу тренировочного процесса у спортсменов отмечали возрастание количества эритроцитов и гемоглобина в крови, повышение величины пульсового давления и систолического объема крови, возрастание минутного объема дыхания за счет глубины дыхания. В каких условиях, по вашему мнению, находилась тренировочная база, судя по изменению функционального состояния кардиореспираторной системы и биохимических показателей крови?

Литература

1. Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. – М.: Крук, 1994.

2. Географические аспекты экологии человека. – М.: Изд-во ИГАН АН СССР, 1975.

3. Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – М.: Медицина, 1991.

Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. – М.: Высш. шк., 1994.

Косицкий Г.И. Сердце как саморегулирующаяся система. – М.: Медицина, 1969.

Медицинская география и экология человека. – М.: Изд-во Моск. фил. ГО СССР, 1987.

Общий курс физиологии человека и животных /Под ред. Ноздрачева. – М.: Высш. шк., 1991.

Основы физиологии функциональных систем /Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1983.

Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение,1978.

Физиология человека /Под ред. Н. В. Зимкина. – М.: ФиС, 1972.

Наши рекомендации