Значение сотрудничества в АС для арктических государств

Многолетнее сотрудничество арктических государств в рамках АС позволяет им совместно определять основные угрозы и вызовы, существующие в Арктике, а также оптимальные варианты их преодоления.

Совместная реализация проектов27 обеспечивает выработку практических механизмов взаимодействия арктических государств, профильных ведомств и региональных властей в таких областях, как охрана окружающей среды, устойчивое развитие и культура и традиции коренных народов Севера.

Разработка руководств рабочими группами АС способствует обмену передовым национальным опытом и его гармонизацией прежде всего в таких областях, как управление природными ресурсами и судоходство.

Принятие Панарктического соглашения привело к созданию правовых механизмов сотрудничества арктических государств в области морского и авиационного спасания в Арктике. В свою очередь, соглашение о готовности и реагировании на морские нефтяные разливы в Арктике обеспечит правовые основы взаимодействия арктических государств в соответствующей области. Учитывая, что все арктические государства уже приступили к разработке морских нефтегазовых ресурсов в Арктике и возможности стран по реагированию на данные угрозы ограничены, принятие данного документа представляется крайне важным и своевременным. Кроме этого, принятие данного соглашения в такой «чувствительной» области, как нефтяные разливы, продемонстрирует мировому сообществу способность и готовность арктических государств сотрудничать и брать на себя ответственность за защиту окружающей среды Арктики.

От межправительственного форума к международной организации

Одним из наиболее дискуссионных вопросов относительно будущего развития АС является вопрос о придании ему статуса международной организации. Несмотря на то что данный вопрос в настоящее время не стоит на повестке дня ввиду того, что не все арктические государства поддерживают такое «укрепление» АС, в частности: США28 и скандинавские страны – Дания и Швеция. Определенные шаги в этом направлении сделаны на министерской сессии АС в 2011 г., где арктические государства договорились о создании постоянного секретариата АС в норвежском городе Тромсё и специальной целевой группы по подготовке предложений по дальнейшему укреплению АС. На этой же встрече были согласованы положения, регламентирующие роль текущих наблюдателей и критерии приема новых. Принятие данных критериев29 позволит обеспечить баланс между сохранением региональной идентичности АС, с одной стороны, и расширением его взаимодействия с нерегиональными государствами и организациями – с другой30.

Выводы

За более чем 15 лет своего существования АС стал основной международной площадкой для практического многостороннего сотрудничества в Арктике33. Это сотрудничество охватывает широкий круг вопросов устойчивого развития Арктики – от экономики и экологии до обеспечения социальных нужд проживающих там людей.

Отсутствие статуса международной организации сегодня не позволяет АС принимать обязательные решения. Придание АС такого статуса могло бы вывести АС на качественно новый международный уровень, однако к практической реализации данного вопроса в настоящее время готовы не все арктические государства. В то же время увеличение количества реализуемых проектов, их масштаб объективно требуют укрепления АС, его организационной структуры, системы финансирования34, и такая работа в настоящее время ведется. Основные направления такой работы – развитие институциональной структуры, расширение объема и глубины реализуемых проектов, поступательное придание решениям АС обязательной силы35.

В 2011 г. арктические государства обозначили свой подход в отношении участия нерегиональных государств, который заключается в том, что все субстантивные решения, касающиеся Арктики, будут приниматься самими арктическими государствами, а нерегиональные государства могут рассчитывать на статус наблюдателей и кандидатов в наблюдатели, уважая и соблюдая суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств в Арктике36.

В целом успешный опыт функционирования АС, обусловленный общностью интересов арктических государств, прежде всего в области охраны окружающей среды Арктики, позволяет рассчитывать на дальнейшее плодотворное сотрудничество арктических государств на благо всего Арктического региона, что позволит сохранить низкий уровень конфронтации и высокий уровень сотрудничества.

С Сайта самого Совета.

Арктический совет – это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике.

Работа Совета главным образом осуществляется в рамках шести Рабочих Групп.

 Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP) выступает в роли механизма поддержки, способствующего национальным действиям по сокращению выбросов и других видов проникновения в среду загрязняющих веществ, присутствующих в Арктике.

 Рабочая группа по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) осуществляет мониторинг арктической среды, экосистем и населения, а также предоставляет научные рекомендации с целью поддержки правительств в борьбе с загрязнением и неблагоприятными последствиями изменения климата.

 Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) занимается сохранением арктического биоразнообразия, стремясь обеспечить устойчивость биологических ресурсов Арктики.

 Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR) занимается защитой арктической среды от угрозы и воздействия аварийных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов.

 Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME) является координационным центром всей деятельности Арктического совета, связанной с защитой и рациональным использованием арктической морской среды.

 Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG) занимается продвижением устойчивого развития в Арктике и улучшением условий жизни арктических общин в целом.

Совет также может учреждать целевые и экспертные группы для осуществления конкретной работы. В период председательства Соединенных Штатов (2015-2017) будут работать следующие целевые группы:

 Целевая группа по вопросам арктического морского сотрудничества (TFAMC)

 Целевая группа по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры в Арктике (TFTIA)

 Целевая группа по укреплению научного сотрудничества в Арктике (SCTF)

Каковы достижения Совета?

Арктический совет – посредством своих рабочих групп – регулярно выпускает комплексные передовые оценочные исследования, посвященные экологическим и социальным проблемам. Совет также стал площадкой для ведения переговоров по составлению двух важных юридически обязывающих соглашений, заключенных между восемью арктическими государствами. Первое из них, Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, было подписано в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второе, Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, было подписано в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года.

Как он функционирует?

Оценки и рекомендации Арктического совета являются результатом анализа и усилий, предпринимаемых Рабочими группами. Решения в Арктическом совете принимаются на основе консенсуса между восемью государствами Арктического совета, с учетом мнения и при активном участии Постоянных участников. Председательство в Арктическом совете переходит от одного арктического государства к другому каждые два года. Первой страной, председательствовавшей в Арктическом совете, стала Канада (1996-1998 гг.), за которой последовали Соединенные Штаты, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательств начался в 2013 году, когда Канада стала председателем во второй раз. 24 апреля 2015 года завершился срок второго председательства Канады и началось второе председательство Соединенных Штатов (2015-2017 гг.). Следующей страной, которая возьмет на себя полномочия председателя, станет Финляндия (2017-2019 гг.).

Чем он не занимается?

Арктический совет – это форум, поэтому у него нет программного бюджета. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами. Некоторые проекты также получают поддержку от других организаций.

Арктический совет не может реализовывать или вводить в действие свои руководства, оценки или рекомендации. Это является ответственностью каждого отдельно взятого арктического государства. Мандат Арктического совета, согласно Оттавской декларации, однозначно исключает вопросы военной безопасности.

Вопрос 23.

Россия и Арктический регион

Российская Арктика представляет собой обширную территорию, в которую входят Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа и северные муниципальные образования Архангельской области, Республики Коми, Красноярского края, Республики Саха (Якутии), а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и входящие в состав РФ. Поэтому эффективное и безопасное освоение Арктики является одним из основных национальных приоритетов России.

Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:

• использование Арктической зоны РФ в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;

• сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;

• сбережение уникальных экологических систем Арктики;

• использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.

Согласно Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, приоритетными направлениями развития российской Арктики являются:

• комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ, в том числе улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;

• развитие науки и технологий;

• создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

• обеспечение экологической безопасности;

• международное сотрудничество в Арктике.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2003г. No 1430-р Минэкономразвития России определено головным по основному направлению деятельности Арктического совета - устойчивому развитию. С 24 ноября 2004 г. на два года председательские функции в Рабочей группе Арктического совета по устойчивому развитию (РГУР) перешли к Российской Федерации. Председателем Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию на этот период избран помощник Министра экономического развития и торговли Б.А. Моргунов. Ныне данный акт заменило Распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 673-р

В России непосредственными кураторами программ Арктического совета выступают профильные федеральные ведомства, в первую очередь Минэкономразвития России, Министерство природных ресурсов России, МЧС России и Росгидромет, на которые возложена функция головных ведомств по участию Российской Федерации в деятельности конкретных рабочих групп Арктического совета и его программ. Так Минэкономразвития России, занимая пост председателя, координирует участие в Рабочей группе по устойчивому развитию; МПР России - в Рабочей группе по сохранению арктической флоры и фауны, Рабочей группе Программы защиты арктической морской среды, а также в Руководящем комитете Плана действий по борьбе с загрязнениями в Арктике; МЧС России председательствует в Рабочей группе по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации; Росгидромет активно действует в Рабочей группе Программы арктического мониторинга и оценки.

Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу) целью является укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;

Россия и Арктический совет

Россия без преувеличения является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС в частности. Связано это в первую очередь с такими объективными преимуществами, как протяженность береговой линии, площадь территории страны за полярным кругом, объем запасов полезных ископаемых и масштабы их разработки (более 70% всех нефтегазовых ресурсов в России добывается в Арктике)31, а также крупнейшим ледокольным флотом32. Вместе с тем обладание данными преимуществами не означает, что Россия может занимать пассивную позицию и наблюдать за деятельностью АС. Наоборот, исходя из того, что все решения в АС принимаются на основе принципа консенсуса, России необходимо принимать активное участие во всех проектах и на всех направлениях работы АС, а также выходить с собственными инициативами.

Таким образом, РФ является активным участником Арктического совета. В его рамках происходит:

- разработка нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в Арктике;

- выделение денежных средств на развитие арктического региона и совета;

- активное участие в форумах.

Кроме того, важно отметить, что Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ) была основана в 1990 г. на Первом Съезде коренных народов Севера. В настоящее время АКМНСС и ДВ РФ – это зонтичная всероссийская организация, которая объединяет 35 этнических и региональных организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации во всех регионах их проживания.

41 коренных малочисленный народ Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации общей численностью более 270 тыс. человек проживает на огромных пространствах от Мурманска до Камчатки общей площадью более 60 % от всей фтерритории Российской Федерации.

Целью Ассоциации является защита прав коренных народов, их законных интересов в области сохранения окружающей среды, социально-экономического, культурного развития, поддержка образования и содействие права на самоуправление.

Высшим органом АКМНСС и ДВ РФ является Съезд всех коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, который проходит раз в 4 года. Президентом Ассоциации является Григорий Ледков. Также он является депутатом Государственной Думы РФ; возглавляет рабочую группу Комитета Государственной Думы по делам национальностей по разработке проектов федеральных законов по защите прав коренных малочисленных народов Российской Федерации; является руководителем постоянной делегации Государственной Думы в Северном Совете – региональной организации сотрудничества парламентариев Северной Европы – Дании, Исландии, Норвегии и Финляндии.

Ассоциация взаимодействует с Государственной Думой Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в области федерального законодательства, регулирующего права коренных народов, в том числе с использованием соглашений с органами государственной власти и организацией мероприятий на федеральном и региональном уровнях.

Ассоциация имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ECOSOC), является активным участником деятельности Совета по правам человека ООН, Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов, является Постоянным Участником Арктического Совета.

Члены Президиума Ассоциации являются членами Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов, Экспертного механизма ООН по правам коренных народов, Общественной Палаты Российской Федерации, а также Рабочей группы ООН по вопросам прав человека, транснациональным корпорациям и другим видам бизнеса.

Наши рекомендации