Целями стандартизации, в частности, является
Система органов государственной власти и органов местного само-
Управления, осуществляющих функции управления в сфере приро-
Допользования и охраны окружающей среды в Республике Башкор-
Тостан.
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (Минэкологии РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование, контроль и надзор в следующих областях государственного управления:
управление фондом недр;
использование и охрана водного фонда;
организация и функционирование особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
охрана и использование объектов животного мира, организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов;
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
охрана атмосферного воздуха;
обращение с отходами;
обеспечение радиационной безопасности;
государственная экологическая экспертиза.
Министерство является специально уполномоченным государственным органом Республики Башкортостан, осуществляющим полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан (далее - Управление), сокращенное наименование - Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также - Росприроднадзор) регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Республики Башкортостан.
2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также настоящим Положением.
3. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями.
|
Стандартизация
– это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Целями стандартизации, в частности, является
повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, а также объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Экологические стандарты
– это нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных к исполнению требований, правил, норм по охране окружающей среды и природопользования.
Хотя стандарты закрепляют преимущественно технические правила, они обладают всеми чертами правовых актов, входят в систему права, занимают свое собственное место в иерархии правовых актов.
Комплекс документов по стандартизации, кроме национальных стандартов, составляют правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, а также иные документы, определяющие в соответствии с законодательством обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг.
По субъекту принятия (утверждения)
среди экологических стандартов в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» выделены следующие виды:
– государственные стандарты (ГОСТы);
– международные (региональные);
– отраслевые (ОСТы);
– стандарты предприятий.
Они, в свою очередь, разделяются на международные и национальные
, т. е. принятые международной организацией; утвержденные национальным органом РФ по стандартизации.
Государственные стандарты по своему значению разделяются на основные и вспомогательные.
Основные подразделяются на собственно экологические и производственно-хозяйственные
33. 36 Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) —термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.
ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.
Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Участники ОВОС
В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.
Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.
Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.
Процедура
Требования к разработчику
- определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
- анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
- выявление характера, объема и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
- описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;
Принципы ОВОС
- применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
- рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
- альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
- ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.
Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.
ОВОС включает:
- определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
- разработку программы ОВОС;
- оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
- оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
- мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
- разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
- общественные слушания [2] и экологическую экспертизу;
- подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.
В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний [3].
Этапы проведения ОВОС
В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:
1. Скрининг (screaning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта
1. Составление отчета о проведении ОВОС
2. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
3. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.
Экологический мониторинг
|