Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки
Послепроектные стадии ЭО наименее формально и методоло-
гически проработаны. Однако сегодня требования о проведении
мониторинга на этих стадиях достаточно распространены во мно-
гих странах. Разработка и включение ПЭМ в ОВОС более редки.
Еще более редкими являются требования о создании СЭМ. Напри-
мер, проект закона Эстонии называется «Об экологической оцен-
ке и экологическом аудите». Положения проекта этого закона, ка-
сающиеся экологического аудита, могут звучать и в смысле после-
проектного анализа, хотя основное содержание аудита трактуется
как источник данных для ОВОС.
Среди других примеров требований к послепроектным стадиям
ЭО в национальных законодательствах можно привести болгарс-
кую систему, в которой проекты, прошедшие ее, также проходят
обязательный экологический аудит через пять лет после одобре-
ния проекта. В Чили собственник предприятия, бывшего объектом
ЭО, обязан провести независимый экологический аудит за свой
счет и представить его результаты государственным органам. При
этом предлагается три альтернативные фирмы, специализирую-
щиеся в области экологического аудита, а государственный орган
выбирает одну из них и назначает в качестве аудитора.
Как уже отмечалось, наиболее продвинутые требования к пос-
лепроектным ЭО предъявляются Всемирным банком, который тре-
бует не только составления подробного плана экологического ме-
неджмента, но и формального подтверждения наличия средств на
его осуществление. Неотъемлемой частью экологических оценок,
проводимых для проектов Банка, являются программы обучения и
укрепления организационных возможностей участников экологи-
ческой оценки.
Большинство других международных организаций, в том числе
Агентство международного развития США и ЕБРР,предъявляют
к своим клиентам только требование представлять в составе ЗВОС
план мониторинга. «Конвенция об оценке воздействия на окружа-
ющую среду в трансграничном контексте» указывает на возмож-
ность включения в ЗВОС «краткого содержания программ монито-
ринга и управления и всех планов послепроектного анализа», од-
нако только «при необходимости».
Контрольные вопросы
1. На каких правовых актах основано законодательство Российской
Федерации об экологической экспертизе?
2. Каковы принципы экологической экспертизы, установленные Фе-
деральным законом «Об экологической экспертизе»?
3. Перечислите объекты государственной экологической экспертизы
федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, опре-
деленные Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
4. Каков порядок проведения государственной экологической экспер-
тизы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об экологи-
ческой экспертизе»?
5. Перечислите виды нарушений законодательства Российской Феде-
рации об экологической экспертизе, установленные Федеральным зако-
ном «Об экологической экспертизе».
6. Какие организации могут проводить экологическую экспертизу?
7. Дайте определение государственной экологической экспертизы.
8. Проведите анализ объектов государственной экологической экспер-
тизы на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.
9. На каком уровне проводится экологическая экспертиза материалов
комплексного экологического обследования участков территорий, обо-
сновывающих придание этим территориям правового статуса особо охра-
няемых природных территорий федерального значения, зоны экологи-
ческого бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а так-
же утверждения программы реабилитации этих территорий?
10. Какие объекты экологической экспертизы подлежат ГЭЭ на уровне
субъекта Российской Федерации?
11. Каков порядок ГЭЭ по созданию предприятий с иностранными
инвестициями?
12. Каково место государственной экологической экспертизы при про-
ведении государственной экспертизы градостроительной, предпросктной
и проектной документации?
13. Какими органами организуется и проводится ГЭЭ?
14. На какие этапы условно можно разделить процесс организации и
проведения ГЭЭ?
15. Какие требования к составу представляемых на ГЭЭ материалов?
16. Куда поступают материалы, предоставленные ГЭЭ?
17. В какие сроки проводится ГЭЭ?
18. Перечислите права и обязанности эксперта ГЭЭ.
19- С чего начинается работа экспертной комиссии ГЭЭ?
20. По какой процедуре утверждается экспертной комиссией заключе-
ние ГЭЭ?
21. В каких случаях положительное заключение ГЭЭ теряет юридиче-
скую силу?
22. Каковы правовые последствия отрицательного заключения ГЭЭ?
23. Каковы особенности проведения повторной ГЭЭ?
24. Каков порядок финансирования ГЭЭ?
Упражнения
1. Опишите схему экспертизы воздействия комбината «Североникель»
на окружающую среду Кольского Заполярья.
Исходные данные:
добыча руды осуществляется открытым способом с использованием
взрывчатых веществ;
транспортируется автомобильным транспортом;
обогащают флотацией;
очищенные воды сбрасывают в рыбохозяйственный водоем;
также осуществляется выплавка металла;
местоположение комбината — северная тайга на пределе ареала;
трансграничное воздействие на Норвегию и Финляндию.
Вариант ответа включает в себя идентификацию факторов и источни-
ков воздействия на компоненты окружающей среды, определение уязви-
мых компонентов окружающей среды, оценку защищенности жилых мас-
сивов, перечень возможных экологических ущербов, предложение ком-
пенсационных мероприятий и мониторинговых программ.
2. Предложите способы оценки воздействия на окружающую среду при
освоении алмазного месторождения в Архангельской области. Исходные
данные по основным элементам природно-техногенной системы включа-
ют в себя следующие объекты:
карьер, обогатительная фабрика;
хвостохранилище;
водоем-отстойник;
извлекательный цех;
энергоцентр, автохозяйство;
жилой поселок;
буферная лесозащитная зона.
Вариант ответа: по периметру карьера организовать мониторинг со-
держания пыли в атмосферном воздухе, в буферной зоне разместить пло-
щадку интегрального мониторинга, на хвостохранилище создать произ-
водство по обезвоживанию отходов, их брикетированию и утилизации в
промышленности строительных материалов.
Список литературы:
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95
№ 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных произ-
водственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ.
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 2.01.02
№ 22-ФЗ.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите ин-
формации» от 20.02.95 № 24-ФЗ.
«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Утвержде-
но Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.
Письмо Госкомэкологии России «О рекомендациях по оформлению
заданий и заключений экспертной комиссии, экспертной группы (под-
комиссии) и эксперта государственной экологической экспертизы» от
21.02.00 № 13-1/25-279.
Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Регламента прове-
дения государственной экологической экспертизы» от 17.06.97 № 280.
Приказ Минприроды России «Об утверждении единой формы Заклю-
чения государственной экологической экспертизы» от 28.09.95 № 392.
Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положения о по-
рядке определения стоимости проведения государственной экологической
экспертизы документации» от 22.04.98 № 238.
Постановление Правительства РФ«Об утверждении Положения о по-
рядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11.06.96
№ 698.
Справочное пособие по экологической опенке. В 3 т. — Вашингтон:
Всемирный банк, 1991.
Приказ Госкомэкологии России «Перечень нормативных документов,
рекомендуемых к использованию при проведении государственной эко-
логической экспертизы, а также при составлении экологического обо-
снования хозяйственной и иной деятельности» от 25.09.97 № 397.
ГЛАВА 9