Общественные экологические интересы и права граждан

Содержание

Введение. 3

1. Общие положения и принципы. 4

2. Основы разграничения и согласование управленческих полномочий. 5

3. Общественные экологические интересы и права граждан. 5

4. Негативное воздействие и возмещение вреда. 8

5. Нормирование. 10

Заключение. 13

Список использованных источников. 14

Введение

Данный реферат рассматривает некоторые положения федерального закона «Об охране окру­жающей среды» от 10 января 2002г, так как его принятие стало заметным со­бытием общественной жизни и очередным шагом в развитии российского экологического законодательства. За годы действия Закона РСФСР от 19 де­кабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды» произошли ради­кальные изменения в экономической системе, государственном устройстве, практически заново было создано российское законодательство

Выбор объясняется актуальностью соответствующих отношений и социальной востребованостью правовых исследований по тематике экологических прав человека, экономического регулирования в сфере охраны окружающей природ­ной среды, согласования и перераспределения полномочий органов власти по линии «центр - регионы», предупреждения и возмещения экологического вреда

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» состоит из 84 статей, объединенных в 16 глав: I. Общие положения; П. Основы управления в области охраны окружающей среды; III. Права и обязанности граждан, обще­ственных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды; IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; V. Нормирование в области охраны окружающей среды; VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной; X. Го­сударственный мониторинг окружающей среды (государственный эколо­гический мониторинг); XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль); XII. Научные исследования в области охраны окру­жающей среды; XIII. Основы формирования экологической культуры; XIV. От­ветственность за нарушение законодательства в области охраны окружаю­щей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды; XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; XVI. За­ключительные положения.

Общие положения и принципы.

Важной характеристикой Закона является указание в преамбуле на то, что он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение соци­ально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворе­ния потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безо­пасности.

Глава I «Общие положения» включает четыре статьи: ст.1 «Основные понятия»; ст. 2 «Законодательство в области охраны окружающей среды»; ст. 3 «Основные принципы охраны окружающей среды»; ст. 4 «Объекты охраны ок­ружающей среды».

Ст. 1 «Основные понятия» содержит определения тридцати шести ключевых понятий. Вводная статья с определениями основных используемых понятий. Цена легальных определений весьма высока, нередко именно они играют ре­шающую роль в толковании и применении закона. Поэтому появление собст­венного понятийного аппарата в данном нормативном акте существенно повы­шает его общее качество и регулятивные возможности.

Согласно cm. 2, законодательство в области охраны окружающей среды осно­вывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Феде­рального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответ­ствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, зако­нов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Также устанавливает принципы, на основе которых должна осуществляться дея­тельность, оказывающая воздействие на окружающую среду и объекты охраны.

2. Основы разграничения и согласование управленческих полно­мочий.

Глава II «Основы управления в области охраны окружающей среды»

регулирует отношения управления между Российской федерацией субъектами российской федерации органами исполнительной власти и муниципальными образованиями

Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль)» субъектов Российской Федерации» Разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации» должны осуществляться исходя из следующих основных правил. Во-первых, субъекты РФ могут осуществлять правовое регулирование тех отношений, которые отнесены к их ведению ст. 6 данного Закона.

В числе методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды - поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды (ст. 14). Ст. 17 «Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды» декларирует, что такого рода деятельность поддерживается государством. Государственная поддержка осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Однако сама по себе она мало что дает, поскольку имеет, очевидно, отсылочный (к другому законодательству) характер также существуют налоговые льготы

Общественные экологические интересы и права граждан

Экологические права и интересам граждан «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера полномочия «подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании

Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений (ч.2 ст. 15).

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ч.1 ст. 18).

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений (ч. 2 ст. 32).

При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства

природных ресурсов. В случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях (ч.1, 3 ст.35).

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека (ч. 1 ст.44).

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством (ч.З-5 ст.68).

Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами (ч.2 ст.74).

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80).

Наши рекомендации