Тема: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина
Задачи:формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека, учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты; развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при проведении практической работы и опытов.
Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага.
Ход урока
Вводная беседа: С какими природными богатствами мы уже познакомились? Почему равнинный рельеф считается природным богатством? Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики? Как вы думаете, можно ли считать природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами? После ответа на этот вопрос, учитель называет тему урока, говорит о том, что узнают дети на уроке, чему научатся.
Изучение нового материала. Ученики отвечают на вопросы учебника на стр. …. Чтобы сформировать представление о том, что такое полезные ископаемые, читается текст «Полезные ископаемые», выполняются задания к нему.
Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника. По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:
Свойства | Гранит |
Строение (зернистое, сыпучее) | зернистое |
Цвет | Розоватый, серый, … |
Твердость | твердый |
Прочность | прочный |
Другие свойства | хорошо полируется |
Дальше проводится практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств. Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования.
В результате практической работы, а также анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:
Свойства | Песок | Глина |
Строение | сыпучее | несыпучее |
Размеры частиц | крупнее | Мельче, как пыль |
Цвет | разнообразный | также |
Твердость | твердый | мягкая |
Запах | – | + |
Отношение к воде | Не растворяется | также |
Пластичность | – | + |
Как пропускает воду | хорошо | плохо |
После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде).
Учитель просит учащихся установить, что объединяет гранит, песок и глину; делается вывод, что это строительные материалы.
Для закрепления знаний используется игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):
1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой?
2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?
3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?
4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?
5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?
Подведение итогов. Итоговая рефлексия (см. предыдущие уроки).
Домашнее задание. Прочитать статьи на стр. … учебника, ответить на вопросы после них. Задание на выбор (необязательное): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».