Особенности государственного управления эколого-правовым режимом недропользования: понятие, органы, функции.

В сфере управления эколого-правовым режимом недропользования различают государственное управление,которое осуществляется го­сударственными органами от имени государства, и внутрихозяйствен­ное управление, осуществляемое недропользователями (изучение и учет недр, передача недр во вторичное пользование и т.д.).

Государственное управление эколого-правовым режимом недропользованияпредставляет собой деятельность государства, на­правленную на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

В задачи государственного регулирования входят:

а) определение объемов добычи основных видов полезных иско­паемых на текущий период и на перспективу по Российской Федера­ции в целом и по регионам;

б) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

в) установление квот на поставку добываемого минерального сы­рья; введение платежей1, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

г) установление стандартов (норм, правил) в области геологиче­ского изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Государственное управление отношениями недропользования осу­ществляется посредством управления, лицензирования, учета и контро­ля. Эти функции реализуются органами государственной власти раз­ных уровней (федеральной, региональной, муниципальной) в соответ­ствии с представленной им компетенцией.

Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума Федераль­ного Собрания РФ, органы государственной власти и управления субъектов РФ, а также орган управления государственным фондом недр (Федеральное агентство по недропользованию) и его территориальные подразделения составляют систему органов государственного управ­ления отношениями недропользования.

Государственная экспертиза запасов полезных ископае­мых.В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ис­копаемых разведанных месторождений, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участ­ках недр подлежат государственной экспертизе.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов по­лезных ископаемых.В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональ­ных программ геологического изучения недр и размещения предприя­тий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для ре­шения других народнохозяйственных задач ведется государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и составляются государ­ственные балансы запасов полезных ископаемых.

Государственный мониторинг геологической среды — система регу­лируемых наблюдений за состоянием недр с целью своевременного вы­явления изменений в их состоянии, оценка этих изменений, предупреж­дение и устранение последствий негативных процессов и явлений.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых включает в себя сведения о количестве и качестве основных и совме­стно с ними залегающих полезных ископаемых и о содержащихся в них компонентах; о горнотехнических, гидрогеологических, экологиче­ских и других условиях разработки и геолого-экономическую оценку по каждому месторождению, а также сведения по каждому проявле­нию полезных ископаемых.

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая дается на право добычи полезных ископае­мых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооруже­ний, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Наши рекомендации