Особенности государственного управления эколого-правовым режимом недропользования: понятие, органы, функции.
В сфере управления эколого-правовым режимом недропользования различают государственное управление,которое осуществляется государственными органами от имени государства, и внутрихозяйственное управление, осуществляемое недропользователями (изучение и учет недр, передача недр во вторичное пользование и т.д.).
Государственное управление эколого-правовым режимом недропользованияпредставляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.
В задачи государственного регулирования входят:
а) определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;
б) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
в) установление квот на поставку добываемого минерального сырья; введение платежей1, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
г) установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Государственное управление отношениями недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. Эти функции реализуются органами государственной власти разных уровней (федеральной, региональной, муниципальной) в соответствии с представленной им компетенцией.
Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, органы государственной власти и управления субъектов РФ, а также орган управления государственным фондом недр (Федеральное агентство по недропользованию) и его территориальные подразделения составляют систему органов государственного управления отношениями недропользования.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых.В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых.В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведется государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и составляются государственные балансы запасов полезных ископаемых.
Государственный мониторинг геологической среды — система регулируемых наблюдений за состоянием недр с целью своевременного выявления изменений в их состоянии, оценка этих изменений, предупреждение и устранение последствий негативных процессов и явлений.
Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых включает в себя сведения о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и о содержащихся в них компонентах; о горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки и геолого-экономическую оценку по каждому месторождению, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.