Разрядка негативных эмоций

Билет №25

Отстраненное (диссоциированное) состояние.

Отстраненное (диссоциированное) состояние - когда вы в уме создаете картинку, воспоминания или воображаемой ситуации, и наблюдаете себя, вы “отстранены” от происшествия. Отстранение удаляет эмоциональное содержание из переживания. Терапевты используют эту технику, когда хотят, чтобы клиент воспроизвел травматическое происшествие, не переживая заново эмоциональное содержание. В технике “Взмах” используется отстраненное воображаемое внутреннее представление, для того чтобы заменить нересурсное состояние на ресурсное.

Состояние конгруэнтности

Конгруэ́нтность в психологии — мера соответствия Я-реального Я-идеальному. Имеет непосредственное отношение к Я-концепции. Оказывает влияние на формирование самооценки.
Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной».

3. Техники НЛП: техника комментария в неконгруэнтности

Техника комментария.

Пример. Терапевт комментирует замеченную им несогласованность: «Вы говорите, что хотите измениться, но поза и тон вашего голоса не согласуются с этим сообщением...»

Билет №27

Измененное состояние сознания в НЛП.

Глазные сигналы доступа

Движения глаз вверх сигнализирует обращение к визуальному каналу восприятия, т.е. человек сейчас использует образное мышление. Также для данного вида мышления характерен расфокусированный взгляд прямо перед собой, но здесь присутствует также легкая трансовая компонента, т.е. человек на несколько мгновений может как бы выпасть из реальности.

Если же человек перемещает глаза в горизонтальной плоскости, от уха, до уха, то это верный признак того, что он обращается к аудильному каналу восприятия, т.е. слышит звуки (музыку, речь и др.).

Если глаза направлены вниз, то это означает, что человек обратился к своим телесным ощущениям, либо же, сейчас в его голове происходит внутренний диалог. Это зависит от того, в какой именно нижний угол смотрит человек, правый или левый. Так, для большинства правшей типично следующее: глаза направлены вниз и вправо — обращение к ощущениям, вниз и влево — внутренний диалог. Для левшей характерна противоположная ситуация.

Хотя, я должна отметить, что вышесказанное отнюдь не является догмой. Каждый человек индивидуален, и может по-разному «вращать» глазами, т.е. правша, также как и левша, может смотреть вниз и влево, обращаясь к ощущениям, а вправо — ведя внутренний диалог.

Поэтому всегда для того, чтобы более точно считывать реакции человека, нужно их вначале откалибровать, т.е. предварительно определить, как именно данный конкретный человек получает доступ к информации.

Глазные сигналы доступа:

  • Глаза перемещаются вверх и влево (по отношению к человеку) – визуализация из прошлого опыта.
  • Вверх и вправо – конструирование зрительного образа.
  • По горизонтали влево – припоминание звуков.
  • По горизонтали вправо – конструирование звуков.
  • Вниз вправо – доступ к ощущениям.
  • Вниз влево – внутренний диалог.
  • Расфокусированный взгляд прямо перед собой - визуализация.

3. Техники НЛП: разрядка негативных эмоций

Разрядка негативных эмоций

· Если есть повторяющиеся эмоции и просто хотим убрать их. Быстрее и проще, чем реимпринтинг или изменение личной истории. Больше работа с подсознательным.

· Просим представить образ обобщённой линии времени (достаточно и 4-5 точек на ней, возможно, даже не соединяя – “представь себе линию времени, соединяющую самое начало твоей жизни и самую дальнюю ее точку, которую можешь представить”)

· Поднимись над ней как на вертолёте и перенесисть в самую раннюю точку, когда негативная эмоция появилась, приблизительно 30 минут после того, как ситуация произошла. Посмотри на неё, что там происходит, что тогдашний чувствует в ней, дисассоциированно. Если очень плохо / ассоциированно – чуть дальше.

· Переносимся над самой точкой события. Необязательно вспоминать досконально, достаточно ощущений и чувств.

· Переносимся в 30 минут до события, когда ещё всё хорошо. Что чувствует, по возможности ассоциируемся с ощущением. Сохраняя ощущение, переходим в проблематичную событие. Наблюдаем,как меняется событие от привнесения ресурса.

Билет №29

Якорение в НЛП.

Различают несколько систем восприятия, в которых работают якоря, это: кинестетическая (осязание, чувственное восприятие), аудиальная (звуки), визуальная (видимое, воображаемые визуальные образы), а также «система» вкуса и обоняния.

Например, для проверки работы кинестетического якоря, следует дотронуться до человека в определенный момент. К примеру, во время переживания им какой-либо сильной эмоции. В компании с друзьями, во время всеобщего веселья, попробуйте дотронуться несколько раз до человека во время очередной шутки. Дотронувшись до него таким же образом в другой ситуации, вы также вызовете у него подъем настроения, хотя причина для него окажется и не ясна.

Все просто.

Существует также несколько правил, которые следует выполнять для успешного якорения:

  • Активизация должна быть максимально похожа на установку. При этом, должна учитываться сила нажатия, площадь и собственно место, на которое вы нажимаете. Рекомендуется использовать те места, по которым вы с высокой вероятностью «попадете» — кончики пальцев, локти, уши, нос, колени.
  • Установку необходимо производить при максимальной активности раздражителя, вызывающего требуемую реакцию, эмоциональный всплеск. Прекращать установку необходимо незадолго до того, как эмоции пойдут на убыль. При наличии такой возможности, установку следует закрепить повторением.
  • Желательно устанавливать якорь незаметно. В противном случае, сознательное сопротивление может помешать установке.
  • Вполне возможно, что у цели уже есть якорь. Поэтому, к примеру, при выполнении упражнений, повышающих уверенность в себе, вполне уместно вместо сцепления рук использовать нажатие на локоть.

2. Универсальные квантификаторы в НЛП

Такие слова, как "все", "каждый", "всегда", "никогда", "всякий", "никто" и т.п., называются универсальными квантификаторами. Универсальные квантификаторы обобщают опыт человека, сводя его до одного единственного убеждения, тем самым ограничивая его способы реагирования. Например, "Все вокруг лжецы! Никому нельзя верить!". Выявив ограничивающие убеждения и установив универсальные квантификаторы (которые использовал человек в своем утверждении), Вы можете расширить границы его представлений о мире двумя способами. Во-первых, с помощью преувеличения, интонацией голоса и добавлением других универсальных квантификаторов. Во-вторых, задать уточняющий вопрос, не было ли у говорящего опыта, который противоречил бы его заявлению.

Клиент: Я всегда, все делаю неправильно.

Мета-вопрос: Всегда! Правильно ли я Вас понял, что Вы всегда все делаете неправильно?

Клиент: Ну... да.

Мета-вопрос: То есть Вы сейчас мне правильно изложили свою проблему? Хорошо, а не могли бы Вы вспомнить, что еще Вы делаете правильно и когда?

Клиент: Я никому не верю!

Мета-вопрос: Абсолютно никому не верите? Даже себе? А когда Вы едете в автобусе, верите ли Вы водителю? Или Вы не доверяете водителям автобуса настолько, что вынуждены ходить пешком?

3. Техники НЛП: смена субмодальности негативной ситуации

Смена субмодальностей неприятной ситуации

Упражнение выполняется в парах: Оператор и Клиент.

1. Ситуации. Вам нужно выбрать из собственного опыта 2 ситуации: «Рабочую» — отношение к которой вы хотите изменить, и «Эталонную» — ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания. Оператор калибрует внешние невербальные признаки Клиента в каждой ситуации.

2. Субмодальные отличия. Составьте список из 3—5 суб- модальных отличий «Рабочей» и «Эталонной» ситуаций.

3. Изменение. Замените субмодальности «Рабочей» ситуации.

4. Проверка. Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, вернитесь на шаг 2 и найдите еще несколько отличий.

5. Проверка работоспособности. Попросите Клиента вспомнить «Рабочую» ситуацию и проверьте невербальные признаки.

Билет №28

Речевые акценты в НЛП.

Наши рекомендации