Базовые понятия китайского искусства фэн-шуй .

Восточные религиозно-филосовские концепции построены на основе единства человека и природы. Поэты, художники, и философы востока во все времена одинаково стремились быть созвучными космическим законам, гармонии и бессмертию природы. Из этого почитания природы родились восточные религии (даосизм, ждайнизм, буддизм), науки (астрономия, геология, алхимия), оккультные знания (астрология, ясновидение), а затем их специфическая комбинация – фэн-шуй.

Фэн-шуй (ветер и вода) – это китайское искусство гармонизации пространства и души (психического состояния) человека с помощью объектов природы. Древние китайцы видели связь между человеком и окружающим его ландшафтом: рассматривали мир и себя как часть единой системы, где каждая вещь зависит от всех остальных. Они считали, что природа реагирует на любое действие со стороны людей, и эта реакция отражается на психическом состоянии и судьбе человека.

Корни искусства фэн-шуй – в тех пластах времени, когда жизнь и судьба человека была непосредственно связана с природными стихиями, среди которых ветер символизировал разрушение, а вода- созидание. Удержание равновесия между Небом и Землей и умение управлять созидательными и разрушительными силами имело решающие значение для жизни человека. Когда же единство человека (как вида) и природы стало разрушаться, возникло искусство фэн-шуй как попытка восстановить гармонию человека с окружающей средой.Фэн-шуй поддерживает современные идеи экологии, его девиз: быть в гармонии с природой, не разрушать ее. На религиозном же уровне фэн-шуй – это попытка общения с первопредком – Землей; стремление получить её благословение и силу, используя ее ресурсы и некую мистическую власть.

Фэн-шуй базируется на философии даосизма, которая принимает природу за образец.Любовь к природе является основой жизненных принципов даосов. Они считают, что действия человека не могут быть правильными, если он не научится отражать в себе гармонию природы. Человек Дао – это микрокосмос во Вселенной, подчиняющийся единым с природой законам.

В даосизме есть два ведущих понятия, позволяющих соблюдать гармонию во всем: Инь – Ян и Ци. Инь и Ян – два первоначала, являющие собой противоположности: Инь(- -) – женское начало, Ян (-) – мужское начало; Инь – темное, таинственное, Ян – светлое, ясное; Инь – пассивна, Ян – активен. Эти начала взаимозависимы и взаимодополняемы: так без темноты нет света, без холода нет тепла, без смерти нет жизни. Инь и Ян в различных пропорциях есть в каждой вещи (вспомните о гормональном балансе в организме человека!..). Взаимодействуя, они порождают циклический изменения в природе. Согласно фэн-шуй, если Инь и Ян дома будут в равновесии, это позволит гармонировать состояние его жильцов.

Ци – это энергия, жизненная сила природы. Она вздымает поверхность Земли, образуя горы, направляет движение водных потоков, вдыхает жизнь в животных и растения. Ци определяет меру любой вещи и явления, их потенциал: высоту гор, рост растений, здоровье и творческие способности человека. Это понятие лежит в основе таких китайских искусств, как акупунктура (иглоукалывание) и гунфу ( кунг-фу). Иероглиф «Ци» имеет два значения: космическое (энергия, сила, воздух) и человеческое (дыхание, аура, энергия человека, его душа). На Ци человека влияет Ци Неба и Земли, они должны быть уравновешены. Слишком сильный или слишком слабый поток космической Ци может повредить человеку, изменив его судьбу. Одно из важнейших знаний в фэн-шуй – умение направлять к человеку положительную и отклонять или трансформировать отрицательную Ци.

Фэн-шуй ландшафта.

В древнем Китае никакие изменения территории не проводились без специалистов по фэн-шуй, определявших, где можно провести дорогу, построить дом или вырыть колодец так, чтобы не нарушить гармонию ландшафта. По мнению С. Россбах «китайцев можно назвать одними из первых защитников окружающей среды, для которых вторжение в природу было кощунством».

По канонам фэн-шуй дом в горной или холмистой местности должен располагаться ввиде «кресла». «Спинкой» его служит высокий холм «Черная черепаха», справа – холм пониже, «Белый тигр»; слева – «Зеленый дракон», а «скамеечкой для ног» служит невысокий холм «красная птица» (феникс). Феникс привлекает «хорошую Ци», которая устремляется к ней и оказывается «пойманной» полукружьем более высоких холмов. Дом ставят на южном склоне высокого холма на полдороге к вершине. Между холмами проводят от реки канал, повернув выпуклую часть его изгиба к дому. Такое расположение жилища в Северном Китае было рациональным, т.к. защищало от северных ветров и спасало от наводнений. В наши дни эта схема символически сохраняется при застройке участка. При этом роль 3-х холмов с северной, восточной и западной сторон может выполнять высокая каменная ограда с разной высотой стен, роль реки – ручей или водоем в виде полумесяца, а роль «феникса» крупная глыба природного камня.

Большое значение в фэн-шуй ландшафта имеют деревья, привлекающие положительную Ци. Нередко, когда на обитателей дома обрушиваются беды, они отвечают судьбе посадкой новых деревьев, чтобы отвести от себя несчастье. Но нельзя сажать деревья у самого входа – не пустят в дом хорошую Ци.

При взаимодействии Инь и Ян возникают пять проявлений энергии Ци – пять стихий или первоэлементов: огонь, земля, вода, дерево и металл. При этом имеется ввиду не физическая субстанция, а сила связанная со временем, направлением, цветом, чувствами человека и т.д. Так элемент «дерево» символизирует весну, зеленый цвет и Восток, «огонь» – лето, красный цвет и Юг, «металл» – осень, белый цвет и Запад, «вода» – зиму, черный цвет и Север; «Земля» символизирует центр и связана с желтым цветом и «межсезоньем». Природа каждого человека, согласно фэн-шуй, так же определяется соотношением этих элементов, при этом один из них, в зависимости от года рождения, будет ведущим.

Еще одно ключевое понятие в фэн-шуй – это карта Багуа: восьмиугольник, каждая сторона которого символизирует стороны света, времена года, стихии, аспекты человеческих отношений. Расположение предметов в доме должно соответствовать карте Багуа. С точки зрения психологии это означает, что расположив предметы согласно «инструкции», мы настраиваемся на «правильный» ход ожидаемых событий и более мягко, спокойно и адекватно воспринимаем все, что нам преподносит жизнь. Конечно, искусство фэн-шуй во-многом условно, но его приемы действуют на психологическом уровне, а многие рекомендации связывают нас с нашей колыбелью – природой.

Наши рекомендации