Конспект совместной познавательной деятельности с детьми средней группы

План-конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе.

ВЕСНА

1. Тема: Посадка цветочной рассады.

Точки экологической тропы: «Березовая аллея», «Поляна Доктора Айболита», «Черепаха»

Программное содержание: продолжать развивать бережное отношение к природному окружению. Вызвать интерес к выращиванию однолетних декоративных растений способом посадки рассады. Закреплять знания детей о жизненном цикле растения (от семени до бутона). Рассмотреть строение корневой системы у ростков. Формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности. Закрепить правила ухода за растениями во время посадки рассады. Продолжать учить детей читать схематичные изображения.

Материалы и оборудование: алгоритм роста растения от семени до цветка, фотографии цветущей петуньи, схема экологической тропы с отмеченным маршрутом, рассада петуньи 2-3 сортов, семена петуньи в прозрачной баночке для рассматривания, схематичное изображение последовательности посадки рассады, письмо от Гриба Боровика. Садовый инвентарь для посадки рассады.

Ход.

Воспитатель - (читает письмо от Гриба Боровика) «Здравствуйте, ребята! Большое спасибо вам за помощь в посадке семян настурции. Я знаю, что ростки уже начали просыпаться и скоро дадут всходы. Сегодня у меня для вас новое задание. У некоторых семян очень мелкие семена и их очень трудно посадить на нужном для хорошего роста растения расстоянии. Поэтому семена этих цветов я посадил в ящик с почвой и вырастил рассаду. Она находится на полянке Доктора Айболита. Пожалуйста, отнесите ее к Черепахе и посадите в почву. Не забудьте узнать у доктора Айболита как правильно пересаживать ростки растений. Если все сделаете правильно, то на клумбе расцветут вот такие прекрасные цветы. До свидания. Ваш Гриб Боровик.» (Воспитатель достает из конверта фотографии цветущей петуньи, рассматривает с детьми.)

Воспитатель– Этот цветок называется петунья. Родом она из Южной Америки. Родственниками петуньи являются картофель и томаты. Цветы у нее похожи на воронку, бывают разной расцветки: голубые, красные, фиолетовые, розовые, сиреневые, белые; бывают цветы с волнистым краем, бывают махровые. Запах цветущих растений очень приятный, привлекает насекомых.

Воспитатель с детьми изучают схему маршрута, выходят на исходную точку, определяют направление движения, доходят до точки «Полянка Доктора Айболита». Находят коробку с рассадой петуньи, прозрачную баночку с семенами, карточки с алгоритмом роста растения от семени до цветка.

Воспитатель– (Показывает баночку с семенами) Ребята, посмотрите. Какие мелкие семена у этого растения. Из таких семян выросли вот такие ростки. Давайте разложим карточки с теми изображениями, которые эти ростки уже прошли. (Воспитатель с детьми раскладывают карточки с изображением алгоритма роста растения до образования 4-го листа). Семечко выросло и превратилось в росток. (Показывает один росток петуньи.) Без чего не сможет жить этот росток? (Ответы детей) Без тепла он замерзнет, без воды и почвы высохнет. С помощью чего растение питается? (Ответы детей) Правильно, корень растения всасывает из земли влагу и питательные вещества, они поднимаются вверх и цветок растет. Сам корень похож по форме на дерево, только растет во внутрь почвы. Очень важно, чтобы при посадке рассады не обломился хрупкий корешок. (Воспитатель ставит перед детьми Схему посадки рассады.) Доктор Айболит оставил нам послание – это правила посадки рассады. Но оно зашифровано. Давайте попробуем его прочитать. Для каждого ростка нужно сделать ямку-лунку, чтобы поместился корешок растения. Затем нужно взять росток за стебелек корешком вниз, одной рукой опустить корешок в лунку, другой рукой засыпать лунку землей по кругу. Чтобы росток не упал, землю вокруг лунки нужно немного придавить. И в конце нужно полить росток водой. Теперь мы с вами можем продолжить свой путь.

Воспитатель с детьми проходят вторую часть маршрута. Приходят к точке «Черепаха».

Воспитатель– Давайте вспомним правила посадки рассады. (Воспитатель напоминает детям правила посадки рассады, раздает детям по одному ростку, небольшим совком делает лунки по краю клумбы. Дети садят рассаду в готовые лунки.) Что осталось еще нам сделать? Правильно, полить растение.Сейчас каждый из вас польет свой росток из лейки, а потом все вместе будем поливать и ухаживать за всеми растениями.

Воспитатель с детьми моет руки, убирает садовый инвентарь.

План-конспект организованной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе

ВЕСНА 1.Тема: Посадка семян настурции.

ВЕСНА

1. Тема: Посадка семян настурции.

Точки экологической тропы «Березовая аллея», «Старый пень», «Черепаха».

Программное содержание: развивать бережное отношение к природному окружению. Вызвать интерес к выращиванию однолетних декоративных растений, дать понятие о жизненном цикле растения (от семени до бутона). Формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности. Закрепить правила ухода за растениями во время посадки. Продолжать учить детей читать схематичные изображения.

Материалы и оборудование: алгоритм роста растения от семени до цветка, фотография цветущей настурции, схема экологической тропы с отмеченным маршрутом, «волшебный сундучок» с семенами настурции, письмо от Гриба Боровика. Садовый инвентарь для посадки семян.

Ход:

Воспитатель(читает письмо от Гриба Боровика) – «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и наступила весна. Растаял снег, земля прогрелась солнечными лучами. Наступило время посадки растений. Осенью я собрал семена настурции и спрятал их под старым пнем. Ключ к волшебному сундучку, где хранятся семена я зашифровал, а дорогу отметил на карте. Пожалуйста, найдите семена настурции и отнесите Черепахе, и посадите в землю. Если сделаете все правильно, то летом «болото» Черепахи превратится в цветущую поляну. До свидания. Ваш Гриб Боровик.»

Воспитатель с детьми изучают схему маршрута, выходят на исходную точку «Березовая аллея», определяют направление движения, доходят до точки «Старый пень».

1. Точка «Березовая Аллея»- определение маршрута.

2. Точка «Старый пень»

Воспитатель– Вот мы и пришли к Старому пню. Посмотрите. Возле пня начинает пробиваться зеленая трава, муравьи начали строить свои домики. Но где же волшебный сундучок? (Дети находят волшебный сундучок и карточки с изображением алгоритма роста растения от семени до цветка.)

Воспитатель– Чтобы открыть волшебный сундучок, нужно разложить карточки в том порядке, как растет растение.

(Воспитатель рассказывает и вместе с детьми раскладывает карточки.)

Воспитатель- Сначала нужно посадить в землю семечко. В теплой влажной почве малыш-росток, который был спрятан внутри семечка, начинает просыпаться. Он выпускает корешок и начинает расти вверх к солнцу. Вот он уже выглянул из земли и выкинул два маленьких листочка. Но это еще только росток. Дальше росток продолжает расти. Стебель его крепнет, на нем появляются листья, их становится больше и больше. И вот появляется бутон. Еще немного и бутон раскрывается и появляется цветок.

(Воспитатель открывает сундучок, достает мешочек с семенами и фотографию цветущей настурции).

Воспитатель – Ребята, посмотрите, семена какого растения мы нашли. (Рассматривают фотографию) Это настурция – очень красиво цветущее растение. Рассматривая настурцию, одни видели, что ее листья очень похожи на щиты воинов, а цветки на шлемы побежденных врагов, другие видели в форме чашечки цветка капюшоны монахов капуцинов. Поэтому другое название у этого растения – капуцин. Настурция – это не только красивое, но и съедобное растение! Молодые листья и цветки настурции можно добавлять в салаты, украшать ими разнообразные блюда при сервировке стола. Плоды настурции можно мариновать.

Воспитатель – Теперь мы можем продолжить свой путь.

Воспитатель с детьми проходят вторую часть маршрута. Приходят к точке «Черепаха».

1. Точка «Черепаха»

Воспитатель– Яркие красивые цветки появляются не сразу. Сначала будущий цветок спит, набирается сил в колыбели, укутанный в растительные «пеленки», совсем как маленький ребенок (рассматривают семена настурции). Чтобы растение росло, его нужно напоить, накормить, согреть. Потрогайте почву в клумбе – она уже согрета солнцем. В почве много витаминов нужных растению. Нужно посадить семечко в почву и полить. Тогда в теплой влажной почве малыш-росток начнет просыпаться и расти.

Воспитатель с детьми садят семена настурции на клумбе.

Воспитатель – Вот мы и справились с заданием Гриба Боровика. Уже через две недели появятся первые всходы. Ребята, но у нас остались еще семена. Давайте посадим их на клумбе нашего участка.

Воспитатель с детьми досаживают семена на участке, убирают инвентарь.

Старший воспитатель МБДОУ ДС №39

Кононова Ирина Федоровна

Пос.Сенной, Темрюкского района, Краснодарского края.

Труд в природе «Посев цветочных семян»

Старший возраст

Программный материал: Различать по форме и величине семена астры, уметь правильно сеять их.

Обогащение словаря новыми словами: бороздка, рассада.

Оборудование: земля, ящики, совочки, лейки, семена астры, палочки-мерки, вода, тряпочки.

Ход занятия:

В.: Ребята посмотрите, у меня новая книга. Вы уже догадались о ком она?

Д.: Про Незнайку из Солнечного города.

В.: А вы знаете, что Незнайка и все его друзья жили в цветочном городе?

Д.:Ответы детей.

В.: Давайте посмотрим иллюстрации в этой книге. Посмотрите, какие огромные цветы, они просто прекрасные. Представьте как в этом городке красиво летом. А вы хотите, чтобы у нас летом на участке было также красиво? Д.: Да, хотим.

В.:Тогда давайте мы с вами сегодня посеем цветочные семена; из них вырастет рассада, которую затем мы высадим в клумбы на участке.

Д.: Да, давайте.

В.: Сначала мы с вами рассмотрим семена астры и циннии. Определим их величину и форму. Д.: Ответы – сравнение.

В.: ребята скажите семена, каких цветов мы сейчас рассматривали?

Д.: Садовых, культурных.

В.: Теперь мы с вами рассмотрим технологическую карточку по посадке семян цветов, по которой определим последовательность наших трудовых действий.

В.: На первой карточке изображена цель. Какая у нас сейчас цель?

Д.: Посеять семена для рассады.

В.: На второй карточке изображены материалы, которые мы будем использовать, перечисли Никита.

Д.: Земля, вода, семена.

В.: На третьей карточке мы видим, изображены инструменты, которые пригодятся нам при посеве семян. Назови Оля их.

Д.: Клеёнка, фартуки, ящик, грабли, лейка, палочка-мерка, тряпочки.

В.: На четвёртой карточке мы видим последовательное выполнение работы. Давайте рассмотрим по подробнее.

В.: Что сначала мы будем делать?

Д.: Сначала нужно насыпать землю в ящик.

В.: Правильно, но мы с вами уже заранее насыпали землю в ящик. Для чего?

Д.: Что бы она согрелась до комнатной температуры, и семена не погибли.

В.: Затем мы что делаем?

Д.: Палочкой-меркой проводим бороздки. В них сеем семена астры, заравниваем граблями. Затем поливаем.

В.: На последней картинке изображён результат труда. Какой?

Д.: Из выращенной рассады на участке вырастут красивые цветы.

В.: Ребята мы с вами рассмотрели технологическую карту и теперь можем приступить к работе.

В.: Для начала нам нужно организовать своё рабочее место. Одеваем фартуки, стелим клеёнку на стол. Нам нужно принести материалы и инструменты.

Д.: Подготавливают рабочее место, следуя последовательности технологической карте.

В.: Привожу наглядный пример с проговариванием. Прежде всего, надо провести бороздки. Они должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Для этого я приготовила палочку-мерку, которой вы будете отмерять расстояние между бороздками. Глубина их должна быть в половину этой палочки. Семена сеем редко в бороздку и засыпаем землёй. Когда все семена посеете, польёте землю водой из леек.

В.: Повтори, Данил, как ты сделаешь бороздки для посева, на какую глубину. Спрашиваю 3-4 детей. Д.: ответы детей.

В.: Теперь поочерёдно приступайте к посеву семян астры.

Д.: Последовательно, помогая и уступая друг другу место сеют семена.

В.:Молодцы, все семена посеяли? Хватило места в ящичке?

Д.: Да мы посеяли все семена астры.

В.: Теперь скажите мне, что нам нужно сделать дальше?

Д.: Прибрать рабочее место. Приступают к уборке помогая друг другу.

В.: Молодцы. Мы посеяли с вами семена астры. Кто мне скажет для чего?

Д.:Чтобы выросла рассада и затем мы её высадили в клумбу на участке. И у нас был красивый участок. Похожий на цветочный город.

В.: Хорошо. Давайте мы с вами сравним с технологической картой, всё ли мы правильно выполнили – последовательно?

Д.:Просматривают. Убеждаются в правильности.

В.: А теперь давайте мы с вами сыграем в игру? Д.:Да.

В.:На столе приготовлены карточки с изображением растений, но они выпали из конверта и перепутались. И теперь я не знаю где цветы, деревья и кустарники. Ребята разложите карточки по признакам. У вас должно получиться 3 стопочки. В одной будут цветы, во второй - кустарники, в третьей - деревья.

Д.:Приступают к раскладыванию карточек.

Конспект совместной познавательной деятельности с детьми средней группы

«Чиполино и его друзья»

Программное содержание:

1. Формирование элементарных экологических знаний.

2. Формирование практических навыков по выращиванию и уходу за живым объектом.

3. Уточнить и систематизировать знания о живой и неживой природе.

4. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса.

5. Развивать речь детей, обогащать словарь: луковица, перья, донце, лунка.

6. Учить отвечать на вопросы полным ответом, используя сложные предложения.

7. Развивать познавательную активность.

Оборудование:

- луковицы в стакане (пророщенные и нет),

- карты-схемы условий роста лука,

- поддон с землей, лейки, фартуки,

- алгоритм посадки лука.

Предварительная работа:

Посадка лука

- в землю,

- в воду,

- в пустой стакан,

- в стакан с водой, но в темноту,

- в стакан с водой, в холод.

Ход:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня получили посылку из магазина «Мега», я сделала заказ для нашего уголка природы. Давайте посмотрим, что в ней? (Воспитатель достает палочки, лейку, лук) Для чего же нам это надо?

Воспитатель: Что-то еще лежит в посылке? Что это?

Дети: Чиполино.

Воспитатель: Кто такой Чиполино?

Дети: Чиполино - это мальчик луковка.

Звучит запись голоса Чиполино: «Здравствуйте ребята! Мне сегодня грустно, потому что у меня нет друзей. Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: Поможем Чиполино. Давайте отведем его в наш уголок природы, в нем много зелёных друзей. Посмотрите и найдите в уголке природы зелёных друзей.

Дети: Цветы, рассада, луковицы.

Воспитатель: Ребята, а луковицы какие то разные. Давайте их рассмотрим.

Дети рассаживаются вокруг стола, на котором находятся луковицы в разных стаканчиках: лук в воде, в земле, в пустом стакане, лук, который находился в темноту, в холоде.

Воспитатель с детьми рассматривают лук, делают выводы: чего не хватало каждой из этих луковиц.

Воспитатель (показывает пучок зелёного лука): Что надо чтобы лук вырос вот такой?

Дети: Свет, тепло, вода, уход.

Воспитатель: У луковок в воде и земле появились корешки и перышки. Для чего нужны корешки?

Дети: Чтобы луковка пила воду и питалась витаминами из земли.

Воспитатель: Чтобы луковки не погибли, что им необходимо (свет, тепло, вода, уход).

На мольберте воспитатель выкладывает карты-схемы.

Воспитатель: Все эти условия необходимы только луку?

Дети: Нет, всему живому (деревьям, цветам, животными, людям).

Воспитатель: Давайте мы сейчас посадим и вырастим для Чиполино друзей.

Воспитатель: К нашему огороду надо пройти по дорожке и помять ручки и ножки.

Нам трудиться не лень -

Каждый день, каждый день.

Мы посадим и польем -

Урожай соберём.

Воспитатель: Вот мы и пришли к нашему огороду. Посмотрите на поднос с луковицами. Все ли луковицы можно посадить?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что не у всех луковиц есть корешки, а садить надо корешками в землю.

Воспитатель: Верно. А кто скажет, как правильно садить лук?

Дети: (дети высказывают разные ответы-предложения).

Воспитатель показывает, как правильно садить лук: сделать лунку в земле, донце лука с корешками посадить в лунку наполовину, прижать у корешков пальчиками землю и полить.

Воспитатель: Давайте посмотрим на подсказку (на мольберте выкладывается схема посадки лука).

Дети повторяют схему.

Воспитатель: А сейчас наденем фартуки и приступим к работе, помогайте друг другу.

Дети сажают лук. Может звучать фоновая музыка.

Воспитатель: Давайте теперь спросим у Чиполино - он рад?

Звучит запись голоса Чиполино: « Я теперь веселый мальчик Чиполино. Я теперь счастливый мальчик-луковка. Есть друзья у меня. Очень этому рад. И спасибо вам друзья».

Воспитатель: Нам остается ухаживать за луком и определить ему место.

Дети: На подоконнике, «огород на окне».

Воспитатель: А сейчас Чиполино приглашает вас на танец!

Литература:

1. «Наблюдения и труд в уголке природы». Пособие для воспитателей.

2. Как знакомить дошкольников с природой. Под редакцией Г.Г. Саморуковой.

3. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой. Москва, Просвещение, 1984г.

4.Энциклопедия «Я познаю мир « (Экология). Автор/составитель А.А. Чижевский.

Наши рекомендации