Понятие и признаки правоотношений
Правоотношение-это юр.связь между носителями прав и обязанностями (двухсторонняя связь)
Признаки:1.участники правоотношений наделяются едиными правами.2.отличаются индивидуализированностью субъектов,строгой определенностью их взаимного поведения,персонализацией их прав и обязанностей.3.имеют сознательно-волевой характер.4.гарантируются гос-вом и охраняются.
Состав правоотношений.
1.Объект:мат,дух,соцблаго,которое служит удовлетворению интересов и потребностей людей
2.Субъект:Индивиды и организации которые на основании юр.норм имеют конкретные субъективные права и несут юр.обязанности.
3.Содержание правоотношений: субъективные права и юридические обязанности.
А)Правовой статус-вся совокупность прав и обязанностей принадлеж.субьетку права
Б)Правоспособность-это способность лица иметь юр.права и обязанности.
В)Дееспособность- признанная гос-ом, способность лица самостоятельно приобретать, осуществлять,прекращять, изменять юр.обязанности для себя и для других лиц,а так же отвечать за неправомерную реализацию прав или не исполнению обязанностей(18;м.б.16,14),эмансипация - дееспособность наступает раньше.
Г)Деликтоспособность-это способность лица отдавать отчет свои действиям и отвечать за них.
Понятие и виды источников права.
Право- закрепленное в законах и иных правовых актов и обеспеченное гос-ом система общеобразовательных норм и принципов выступающих общесодержательной мерой свободой и пов.людей.Цель,и назначение-предоставить цивилизованные ср-ва упр-ия гос-ом.
Источник права — способ, с помощью которого закрепляются нормы права;официально-документальные формы выражения и закрепления норма права,исходящие от гос-ва.
Виды источников:1)перерастание мононорм(первобытные обычаи-в нормы обычного права).2)правотрворчество гос-ва.3)прецедентное право(когда у нас есть решение по делу,и похожие дела решаются на основе этого решенного)
Понятие и признаки нормы права.
Н.п.-это обще обязательное, формально определенное предписания и исходные нормативы, устанавливающие меру должного и возможного поведения участников регулируемых отношений и выступающие критериям правомерности такого поведения.
Признаки н.п
1.Формальная определенность – очень точное указание;В н.п даны точные указания какие именно действия должны совершать адресаты, а от каких воздержаться
2.Принудительно обеспечение действия – Это деятельность спец.органов
3.Представительнообязывающий характер – у этих норм основная задача – регулирование; права порождают обязанности
4.Структурность нормы:
А.Диспозиция – указывает на возможное должное поведение.
Б.Гипотеза – говорит об условиях.
В.Санкция – устанавливает неблагоприятные последствия нарушения норм.
Виды норм права.
1.Нормы предписания – указывают на должное поведение
2.Норма принципы – закрепляет основные руководящие начала(ФЗ 5ст(о ветеранах и инвалидах);ФЗ об образовании)
3.Дефинитивные – которые в целом дают определение какого-то понятия
4.Регулятивные – определяют субъективные права и обязанности
5.Охранительные нормы – нормы которые устанавливают опред.санкции(УК)
Разные степени строгости- могут запрещать; разрешать:
1.Управомочивающие – порождают право совершать те или иные действия
2.Обязывающие – возлагают обязанности(Оплатить квартиру)
3.Запрещающие – Обязанность воздержаться(УК)
4.Императивные – вне зависимости от воли субъекта права(Служба в армии –УК за уклонение)
5.Диспозитивные – если в договоре пусто,то отсылка к н.п.
6. Коллизионные (нормы-арбитры) — призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями(КРФ 73,76)
Закон и подзаконные акты.
Закон-нормативный правовой акт,принятый представителем органа власти в особом процессуальном порядке,регулирующие наиболее важные для общества отношения и обладающие высшей юр.силой.
Виды:конституция,федеральные конституционные законы,фед.законы,законы субъектов федерации.
Подзаконные акты-это акты,которые принимаются на основе его иполнения.Издаются президентом(указы,распоряжения),правительством(постановления и распоряжения),фед.министерством.
Виды:указы президента РФ,постановления привительства рф;приказы,инструкции,положения министерств,гос.комитетов и др.;решения и постановления местных органов гос.власти.;решения,распоряжения,постановление местных органов гос.управления;нормативные акты муниципальных органов;локальные нормативные акты.
Прекращение действия закона:истечение срока,на кот.был принят закон;отмена закона или объявление об утрате им юр.силы;признание не конституционным;не сооответствует международным законам.