Этап 3. Выбор соответствующего метода оценки

Метод оценки выбирает лицо или комиссия по таблице 2. При использовании таблицы 2 необходимо обратить внимание на следующее:

- описанные методы представляют диапазон возможностей и не могут быть применимы во всех ситуациях;

- различные описанные методы могут отличаться по своей надежности;

- обычно для достижения того, чтобы результат был объективным, согласующимся, беспристрастным и достоверным, выбирают сочетание методов.

Таблица 2 - Методы оценки

Метод оценки Цель Примеры
Анализ записей (документов) Проверка квалификации аудитора Анализ записей (документов) об образовании, обучении, производственном опыте и опыте по аудиту
Положительная и отрицательная обратная связь Обратная связь обеспечивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора Инспектирование деятельности, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализ деятельности, отзывы коллег
Собеседование Оценка личных качеств и навыков по умению взаимодействовать, уточнение информации и знаний по тестам и получение дополнительной информации Собеседование с глазу на глаз и по телефону
Наблюдение Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита, деятельность на рабочем месте
Тестирование Оценка личных качеств и их применение Устные и письменные экзамены, психометрические тесты
Анализ деятельности после аудита Получение информации там, где прямое наблюдение невозможно или неприемлемо Анализ отчета по аудиту и обсуждение с заказчиком аудита, проверяемой организацией, коллегами и с аудитором

Этап 4. Проведение оценки

Собранную информацию о персонале сравнивают с критериями, установленными на этапе 2. Если персонал не соответствует критериям, указывают на необходимость дополнительного обучения, опыта работы и (или) участия в аудите, после чего проводят повторную оценку.

В таблице 3 приведены примеры использования и документирования этапов оценки для гипотетической программы внутреннего аудита.

Таблица 3 - Применение процесса оценки аудитора в гипотетической программе внутреннего аудита

Область компетентности Этап 1 Личные качества, знания и навыки Этап 2 Критерии оценки Этап 3 Методы оценки
Личные качества Этичность, открытость, дипломатичность, наблюдательность, восприимчивость, многосторонность, упорство, решительность, уверенность Удовлетворительная деятельность на рабочем месте Оценка деятельности
Общие знания и навыки  
Принципы аудита, процедуры и методы аудита Способность проводить аудит согласно внутренним процедурам, обмен информацией с коллегами на рабочем месте Завершенный курс обучения по внутреннему аудиту. Участие в трех аудитах в качестве члена группы по внутреннему аудиту Анализ записей по обучению. Наблюдение. Отзывы коллег
Документы систем менеджмента и ссылочные документы Умение применять подходящие части Руководства по системе менеджмента и связанные с этим процедуры Чтение и понимание процедур в Руководстве по системе менеджмента применительно к целям, области и критериям аудита Анализ записей по обучению. Тестирование, собеседование
Организационные ситуации Способность эффективно функционировать с учетом уровня культуры организации, организационных структур и структуры отчетности Работа в организации, по крайней мере, один год в качестве наблюдателя Анализ записей по работе
Применяемые законы, технические регламенты и другие требования Способность идентифицировать и понимать применение соответствующих законов и норм, относящихся к процессам, продукции и/или обязательствам по охране окружающей среды Полный курс обучения по законам, нормам, относящимся к деятельности и процессам, подвергающимся аудиту Анализ записей по обучению
Конкретные знания и навыки в области качества  
Методы и способы, имеющие отношение к качеству Способность описывать внутренние методы управления качеством, умение отличать требования к испытаниям (тестированию) во время процесса производства и к заключительным испытаниям Полный курс обучения по применению методов управления (контроля) качества. Демонстрация на рабочем месте использования процедур испытаний во время процесса производства и при заключительных испытаниях Анализ записей по обучению. Наблюдение
Процессы и продукция, включая услуги Способность идентифицировать продукцию, процессы производства, технические условия и конечное пользование Работа при планировании производства в качестве служащего. Работа в отделе по предоставлению услуг Анализ записей по работе
Конкретные знания и навыки в области охраны окружающей среды (экологии)  
Методы и технологии экологического менеджмента Способность понимать методы для оценки деятельности в области экологического менеджмента Полный курс обучения по оценке деятельности в области охраны окружающей среды Анализ записей по обучению
Наука и технология в области охраны окружающей среды Способность понимать, как методы защиты от загрязнения и контроля выбросов (сбросов), используемые организацией, связаны со значимыми экологическими аспектами организации Шесть месяцев работы в области защиты от загрязнений и контроля выбросов (сбросов) на производстве с аналогичной производственной средой Анализ записей по работе
Технический и экологический аспекты деятельности Умение оценивать воздействие условий производства организации на окружающую среду (например, материалы, их взаимодействие друг с другом и потенциальное воздействие на окружающую среду в случае их утечки или выброса). Умение оценивать процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации в случае инцидентов, связанных с окружающей средой Полный курс внутреннего обучения по хранению материалов, их смешиванию, использованию, утилизации и их воздействию на окружающую среду. Полный курс обучения по плану действий при чрезвычайных ситуациях в качестве члена группы чрезвычайного реагирования Анализ записей по обучению, содержанию курса и результатов. Анализ обучения и записей по работе

Приложение 9

ГОСТ Р 40.003-2005

Наши рекомендации