Тезисы против мусоросжигательных заводов

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 20

Каждый имеет право на жизнь.

Статья 34

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. (Таковым можно считать принятие решение о создании единого оператора по обращению с отходами. прим. автора)

Статья 38

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.(Таковыми можно считать право на здоровье, и право иметь здоровых детей. прим. автора)

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Часть 2.

Хронология совершения преступления:
1. а) 2.06.2016г. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев исполняет Указ Президента РФ В.В. Путина от 5.01.2016г. № 7 ''О проведении в РФ года экологии'';
б) 2.06.2016г. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подписывает Распоряжение № 1082-р, которым утверждает "План основных мероприятий года экологии".

в) 26.09.2016 постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждается "Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан"

г) 21 декабря 2016 г. Утверждается президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Паспорт приоритетного проекта "Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов"
2. Однако, этот План мероприятий является федеральной целевой программой, которая не прошла ни Государственную экологическую экспертизу, ни публичные слушания, которые обязательны в соответствии:
а) со ст. 13 п.п. 2, 3 ФЗ 7 ''Об охране окружающей среды'' - При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума;
б) со ст.ст. 3; 5 ч. 3 ФЗ "Об экологической экспертизе" - Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
в) со ФЗ "Об экологической экспертизе" - Правительство РФ в области экологической экспертизы осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;
г) со ст. 11 п. 2 ФЗ "Об экологической экспертизе" - Объектами ГЭЭ федерального уровня являются проекты федеральных целевых программ (каковой является Распоряжение Правительства РФ от 2.06.2016г. N 1082-р и его п. 5), предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду.
3. А в пункте 5 Плана мероприятий (федеральной целевой программы) в качестве цели этой программы-проекта значится ''запуск пилотного проекта ''Нулевое захоронение отходов", в котором под "нулевым захоронением" в Плане-программе предусматривается ... строительство четырех МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНЫХ ЗАВОДОВ (МСЗ) в Московской области и одного МСЗ в Казани.
3.1. Как видим, в красивую и массово одобряемую вербальную обёртку "нулевое захоронение отходов" - завернут план строительства экологически смертельно опасных (презумпция экологической опасности) "мусоросжигательных заводов" (МСЗ), которые:
а) вначале лживо были названы "заводами термической обработки ТКО" (ЗТО);
б) затем не менее лживо это название заводов было заменено на название "мусороперерабатывающие заводы", которыми в действительности могут быть названы только заводы по сортировке и изготовлению новой продукции или "вторсырья" (то есть заводы по "рекуперации" согласно ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", принятый Межгосударственным Советом по стандартизации метрологии и сертификации).
3.2. Но у МСЗ-ЗТО на выходе в любом случае - ещё более ядовитые, ещё более опасные для здоровья и самой жизни населения и детей Татарстана, газы и зола в атмосферу и в мусорные отвалы.
3.3. Ведь как ни назови кучу смертельно опасных выбросов (диоксины, ПАУ, метанол, ртуть, висмут, серебро, олово, свинец, кадмий, сурьма, медь, цинк, хром) в воздух (даже после "очистки" продуктов сжигания) при сжигании мусора на МСЗ - от переназвания этих выбросов (к примеру, "комплексом витаминов") их смертельно опасное содержание не меняется.

Часть 3.

Тезисы против мусоросжигательных заводов

-Согласно «Информационному бюллетеню Всемирной организации здравоохранения от октября 2010 года – «диоксины и их воздействие на здоровье людей» - диоксины вызывают особое беспокойство в связи с их высоким токсическим потенциалом. Диоксины могут вызывать проблемы в области репродуктивного здоровья и развития, поражения иммунной системы, гормональные нарушения и раковые заболевания. Наиболее чувствителен к диоксину развивающийся плод. Основными источниками выбросов диоксинов в окружающую среду часто являются мусоросжигательные установки

-Резолюция Европарламента от 24.05.2012 – О необходимости введения запрета на сжигание мусора, пригодного для повторного использования, вторичной переработки и компостирования во всех государствах-членах ЕС, заявил комиссар евросоюза по вопросам окружающей среды Янез Поточник.

-Директива европарламента по отходам от ноября 2008 - мусоросжигательные предприятия могут вести к выбросам опасных загрязнителей воздуха

-Директива европарламента по менеджменту отходов от февраля 2012 - акцент на мусоросжигательных технологиях получения энергии является более расточительным и нерациональным методом управления отходами, нежели переработка и повторное использование

По мусоросжигающим заводам Москвы

-Руководитель лаборатории физико-химических исследований ФГБУ «НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина», доктор биологических наук, профессор Малышева А.Г. на заседании V международного форума по профилактике неинфекционных заболеваний, проходившего 8-12 декабря 2014 года на площадке экспоцентра г.Москва, а также пленума научного совета РФ по экологии человека и гигиене окружающей среды, проходившего 11-12 декабря в «НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им.А.Н.Сысина» отметила, что «исследованиями установлено наличие в выбросах мусоросжигающих заводов Москвы наличие 81 наименования опасных химических веществ, а уровень загрязнения атмосферного воздуха в районе мусоросжигающего завода составил 127 ПДК.

-По словам председателя комитета по экологической политике московской городской думы Зои Зотовой, сказанным на заседании московской городской Думы 20 января 2017 ( видео этого – программа «7 дней» на канале тнв от 22.01.2017) – мониторинг выбросов из мсз идет всего лишь по 26 показателям. Измерения обновляются каждые 20 мин и жители онлайн могут их контролировать.

-Согласно информационному бюллетеню – «Неинфекционная заболеваемость населения Москвы и административных округов в 2011году», выпущенному в 2012 году издательством центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в г.Москва, данные по южному административному округу, в котором располагается МСЗ номер 3,такие-« Южный административный округ (ЮАО) в 2011 году остается одним из неблагополучных по состоянию здоровья детского населения. Показатели, как первичной заболеваемости, так и распространенности практически по всем ведущим классам болезней выше, чем в других округах и городу Москве в целом. Региональной особенностью ЮАО является высокие уровни заболеваемости детей врожденными аномалиями развития, превышающие как средний по городу показатель, так и показатели в ряде других округов. Распространенность врожденными аномалиями выше показателя по Москве на 20,5% . По данным маршрутных постов филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в ЮАО средние за 2011 год концентрации формальдегида превышают ПДКсс в 3 раза, диоксида азота в 1,4 раза, диоксида серы в 1,6 раза. Суммарные канцерогенные риски от воздействия бензола и формальдегида определяются во всех районах ЮАО на сигнальном уровне, требующем осуществления мер по оздоровлению атмосферного воздуха. Основной вклад в формирование канцерогенного риска приходится на долю загрязнения атмосферного воздуха бензолом. Суммарный канцерогенный риск при одновременном воздействии канцерогеноопасных металлов и хлорорганических соединений, обнаруживаемых в питьевой воде, находится в ЮАО на неприемлемом для населения уровне, требующем осуществления мер по оздоровлению питьевой воды, за счет высоких концентраций мышьяка.

-Технология сжигания ТКО, применяемая на МСЗ номер 3 г. Москвы в западном Бирюлево (описанная в программе «7 дней» телеканала ТНВ в выпуске от 22.01.2017, информация получена во время командировки на этот завод и подкрепляется видеоматериалами), состоит в сжигании их при температуре 1000 градусов в котле. Однако по данным Федорова Л.А.- доктора химических наук, профессора института геохимии и аналитической химии им В.И. Вернадского - описанным им в книге «Диоксины как экологическая опасность - ретроспектива и перспективы», выпущенной в 1993 году:"Представления об условиях термического образования и распада диоксинов претерпели значительную эволюцию. Первоначально считалось, что необратимое термическое разложение хлорорганических диоксинов происходит при температурах, несколько превышающих 750oС (Stehl R.H., Lamparsky L.L. // Science. 1977. Vol.197, N 4307. P.1008-1009)

В дальнейшем, однако, было показано (Karasek F.W., Viau A.C. // J. Chromatogr. 1983. Vol.265, N 1. P.79-88),

что даже при температурах до 1200oС их терморазложение - процесс обратимый. Только выдерживание в течение 4-7 с при 1200oС и выше приводит к необратимой фрагментации диоксинов. В настоящее время считается надежно установленным, что при температурах от 750 до 900оС идет главным образом образование 2,3,7,8-тетрахлордибензоn-диоксинов, тогда как его эффективное разрушение происходит лишь в температурном диапазоне 1200-1400оС.

-(Ahling B., Lindskog A. // Chemosphere. 1977. Vol.6, N 8. P.461-468)

-(Junk J.A., Richard J.J. // Ibid. 1981. Vol.10, P.1237-1241)

-(Redford D.P., Haile C.L., Lucas R.M. // Human and environmental riscs of chlorinated dioxins and related compounds / Ed. R.E.Tucker, A.L.Young, A.P.Gray. N.Y.: Plenum press, 1983. P.143-152)

-По данным С.М. Гордышевского - Председателя Комитета по экологической. промышленной и технологической безопасности СПП СПб и Председателя правления НП «Экологический союз», указанным в его работе «Аналитический обзор по проблеме мусоросжигания: экологические аспекты» от мая 2008 – «самый «убедительный» аргумент поставщиков МСЗ – высокая температура горения (более 1200 градусов Цельсия) обеспечивает полное сгорание диоксинов. Данная версия является если не обманом, то заблуждением: диоксины, все равно вновь возникают в холодной зоне. Кроме того, чем выше температура, тем больше образуется окислов азота.То есть очень высокие температуры при сжигании приводят к очень высоким выбросам окислов азота, а для того, чтобы их заметно уменьшить, приходится заметно увеличивать количество промывающих растворов, что приводит, как уже было сказано, к проблеме загрязненных стоков.

- В письме министра природных ресурсов и экологии РФ Трутнева Ю.П. председателю Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Э.А.Памфиловой, написанному в 2010 году – три мусоросжигающих завода Москвы вырабатывают 161 ГРАММ диоксина в год. Это 500 миллионов годовых допустимых доз для человека

- Собянин в начале 2015 года под давлением общественного мнения жителей близлежащих районов отменил постройку комплекса термической переработки отходов в ЮВАО, а в июне 2015 отменил постройку МСЗ в Дмитровском районе Москвы.

-Согласно экологической стратегии до 2030 года, в Москве больше не будут строить новых МСЗ. Три имеющихся МСЗ Москвы проработают еще 5-10 лет до выработки ресурса, а потом их перепрофилируют - новости на телеканале Россия-1 от 16 августа 2015 года.

- По данным журнала « Твердые бытовые отходы» от января 2010 – экономическая эффективность МСЗ крайне сомнительна. Сжигание ТКО - самый дорогой способ обращения с ними. Три мусоросжигающих завода Москвы сжигают всего 19% от общего объема ТБО, а затраты на эксплуатацию этих заводов равны 50%суммарных годовых затрат на обращение со всеми отходами города»

-В Вене (где в центре города стоит МСЗ) перерабатывается 63% отходов, предварительно сортированных населением.

-по словам Дмитрия Артамонова – руководителя токсической программы Гринпис России –«очистные сооружения составляют больше половины стоимости мусоросжигательных заводов и есть риск, что на них захотят сэкономить»

-Федеральный закон номер 89 от 22.05.1998 « Об отходах производства и потребления» гласит о первоочередном возврате отходов в хозоборот. Также 25 января 2017 года Путин поручил внести в законодательство РФ изменения, направленные на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления и разработать при участии ведущих предпринимательских объединений предложений о применении механизмов экологической ответственности. Также президент поручил предоставить предложения о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды.

- Федеральный закон об отходах статья 3 пункт 2 - определена иерархия методов обращения с отходами, сжигание относится к наименее предпочтительным

- По ответу из Минстроя на наше обращение – в ходе вторичной сортировки из общего потока отходов (600 тыс.тонн) планируется извлекать около 50 тыс. тонн вторсырья. Это 8,5%. На этапе до завода сортировка происходит на 2 мусоросортировочных станциях Казани, отсортировывается 20%( по данным территориальной схемы в области обращения с отходами в Татарстане (газета «Реальное время» от 18.01.2017). Таким образом, в печь завода планируется отправлять 71,5% несортированных ТКО.

- Также по ответу из Минстроя – согласно гарантии на оборудование, предоставленной компанией «Хитачи», максимальное значение выбросов диоксинов и дибензофуранов составляет не более 0,1 нанограмм на кубический метр. Мощность завода – 550 тыс. тонн в год, значит, в день сжигается 1500 тонн отходов. Согласно закону сохранения массы, сформулированному Лавуазье в 1789 году – масса физической системы сохраняется при всех природных и искусственных процессах, во всякой химической реакции имеется одинаковое количество материала до и после.

По данным С.М. Гордышевского - Председателя Комитета по экологической. промышленной и технологической безопасности СПП СПб и Председателя правления НП «Экологический союз», указанным в его статье-«Сжигать или дышать» -доля золы от сжигания ТБО составляет 10 % (А по некоторым данным может доходить до 30%). Это значит, что каждый день после сгорания 1500 тонн ТКО в атмосферу будет поступать 1350 тонн продуктов сгорания.На одну тонну мусора при сгорании приходится 500 куб метров выделяемого газа. Значит, в день в атмосферу будет выбрасываться 1500*500*0,1=75000 нг диоксина в день. Не будем утруждать Вас, приводя все расчеты, но именно 27 500 000 000пикограмм в год будет образовывать завод. Этого будет достаточно, чтобы у каждого жителя Казани и ближайших поселков кратно увеличился риск онкологии, детской смертности, врожденных аномалий развития.

- Документ под названием “Роль энергетической утилизации отходов в циклической экономике”, опубликован 26 января европейской комиссией. Он рекомендует Европарламенту, Совету, Европейскому социально-экономическому комитету и Комитету регионов:

А) Введение моратория на строительство новых мусоросжигательных заводов и выведение из эксплуатации более старых и менее эффективных.

Б) Государственная поддержка производства энергии из смешанных отходов должна сокращаться

В) В иерархии управления отходами ЕС (перевернутой пирамиде) сверху вниз предотвращение образования отходов стоит на первом месте, подготовка к повторному использованию, а процессы по сжиганию и попутному сжиганию отходов с высоким уровнем вырабатываемой энергии, а также переработке отходов в материалы, которые будут использованы в качестве твердого, жидкого или газообразного топлива, стоят на предпоследнем месте.

Г) Опыт некоторых стран-членов ЕС показывает, что риск обесценивания активов в отношении мусоросжигательных заводов реален. Южной и Восточной части Евросоюза, практически лишенных МСЗ, еврокомиссия рекомендует отдавать приоритет дальнейшему развитию схем раздельного сбора мусора и инфраструктуры вторичной переработки в соответствии с законодательством ЕС.

Д) Для утилизации органического мусора предлагается развитие комбинированных производств по получению энергии и переработке материалов в форме аэробного разложения, которые соответствуют климатическим целям Евросоюза. Строительство новых МСЗ рассматривается документом как крайний случай.

Е) Постепенное сокращение проектов поддержки сжигания мусора и переадресовывание поддержки на процессы более высокого уровня в иерархии управления отходами

Ж) В будущем большее внимание должно уделяться таким процессам, как анаэробное разложение биоотходов с получением биогаза и дигестата, из которого потом можно изготавливать удобрения. Потенциал данной технологии виден в Милане. С 2014 года город достиг почти 100% сбора пищевых и органических отходов, что составляет почти 120 тысяч тонн биоразлагаемых отходов в год. На полной мощности городской биогазовый завод может производить около 35,9 тысяч МВт/ч электричества в год, достаточного для обеспечения 24 тысяч человек, а также 14,4 тысяч тонн удобрений. Население Милана примерно 1,3 млн. человек(2015)

Материал опубликован в газете idel-реалии 30 января 2017 года

- Филиппины стали первой в мире страной, где сжигание отходов законодательно запрещено в связи с принятием «Филиппинского акта чистого воздуха» (Доклад Гринпис – Сжигание отходов и здоровье человека – 8 апреля 2008)

- Воздух в России по данным от июня 2015 года, намного чище – чем в Европе. По данным Всемирного банка (Worldbank) уровень загрязнения воздуха в России соответствует рекомендуемому Всемирным банком – 10 мкг/куб.м. В европе он составляет 16 мкг/ куб.м., в Японии (оборудование которой как самое экологичное хотят поставить на МСЗ Казани) – 22 мкг/куб.м.. Наивысший показатель – в Китае – 73 мкг/куб.м. (China*s air is much worse than India*s, world bank report shows/ 23.06.2015)

- По ответу из Минстроя, 99% ТКО в Швейцарии сжигается и при этом в Швейцарии самый чистый воздух в Европе. Подтверждающих этот факт ссылок не приведено. А вот по данным швейцарского Гринпис - в стране перерабатывается 50% всех бытовых отходов. И только после этого остальное сжигается. Кроме того фильтры швейцарцы предпочитают захоронять в Германии

http://www.greenpeace.org/switzerland/de/News_Stories/Thoreau/Entsorgung/

(https://de.wikipedia.org/wiki/M%C3%BCllverbrennung#Aschen.2C_Schlacken_und_St.C3.A4ube)

- На заводе Riverside Resource Recovery Ltd. (Великобритания), где Hitachi Zosen Inova - генеральный подрядчик (http://www.hz-inova.com/cms/en/home?page_id=279 ), ТБО сжигаются при температуре свыше 850 ° C (а вовсе не при 1200 и выше, как положено по технологии (см.выше)). Это значит, что диоксины ничуть не разрушаются.

(http://www.iilondon.co.uk/media/6622/riverside-resource.pdf , стр.13)

- Руководитель проекта по сбору вторсырья «Чистая среда» Ян Наумов – в Казани всего 4 пункта приема вторсырья. За 1 кг макулатуры, пластика, алюминиевых банок человек получает от 4 до 35 руб. – газета Реальное время, 18.01.2017

Часть 4.

В связи с вышеизложенным мы считаем, что наши права ущемлены, создается угроза здоровью этого и будущих поколений, и как единственный источник власти мы требуем:

1. Полного запрета на территории Республики Татарстан мусоросжигательных установок и заводов, как бы они не назывались.

2. Пересмотреть направление экологической политики Республики Татарстан в области обращения с отходами.

3. Разработать модель "системы раздельного сбора мусора" обеспечивающую извлечение и использование до 60-80 % от общей массы образующихся отходов, применительно для г. Казани и Республики Татарстан в целом.

4. Разработать модель по сокращению образования отходов.

5. Разработать модель по сокращению одноразовой тары и упаковки и замещение ее на более безопасную в плане захоранивания и легко перерабатываемую.

6. Разработать модель по использованию несортируемых отходов, включая вторичную сортировку.

7. Создать условия для пропаганды раздельного сбора мусора и общего сокращения отходов.

8. Создать благоприятные условия для раздельного сбора отходов промышленных предприятий, его вовлечения во вторичный оборот и общее сокращение отходов.

9. Создание экологически безопасных полигонов ТБО, и полигонов для переработки органических отходов для получения биогаза.

10. Сделать Татарстан пилотным регионом в котором будет внедрена "система раздельного сбора мусора" и "система сокращения отходов" обеспечивающая извлечение и использование до 60-80 % от общей массы образующихся отходов.

11. Привлечь к этой деятельности деятелей науки, общественных, экологических организаций, представителей рынка вторичного сырья и пр., в том числе допустить представителей общественности к контролю за внедрением "системы раздельного сбора мусора".

Часть 5.

Обращаемся к Вам, как к депутату госсовета РТ, с просьбой принять наши предложения, учесть наши опасения, приложить максимум усилий к запрету на территории Республики Татарстан мусоросжигательных установок и заводов, и внедрению "системы раздельного сбора мусора".

Также просим Вас, ответить о вашем отношении к планам о размещении на территории Республики Татарстан мусоросжигательных установок и заводов.

Мы обоснованно предполагаем, что применение подобной не проработанной территориальной схемы обращения с отходами и строительство МСЗ многократно увеличат стоимость коммунальных платежей, не принося взамен никаких значительных изменений в технологии обращения с отходами. Подобный подход к решению проблемы, в принципе, оставляет нас на 20 – 30 лет позади всего остального мира. Даже некоторые страны третьего мира, которых мы превосходим по уровню развития, умудряются решать проблему с мусором, руководствуясь интеллектом.

Просим учесть, что, не отвечая на это письмо, или отвечая двусмысленно, вы подтверждаете согласие на строительство мусоросжигательного завода, а соответственно учитывая возможный риск здоровью и жизни граждан, Вы даете свое одобрение. В таком случае при возникновении первых жертв мусоросжигательного завода на Ваших плечах будет лежать не только моральная ответственность.

Наши рекомендации