Теоретического тура муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии. 2010-11 уч. год
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ
Учащиеся 9 –х классов выполняют задания 1-30, 31, 35
Учащиеся 10 –х классов выполняют 1-30, 31, 32, 34, 35
Учащиеся 11 –х классов выполняют все задания.
Продолжительность: теоретический 2,5 часа; защита проектов 10 мин. на одного учащегося.
1. 1-30 задания состоят из тестовых заданий, каждое содержит один правильный и три неправильных, ошибочных ответа. Они предназначены для того, чтобы замаскировать правильный ответ. Ошибочность ответов может заключаться в неправильности или неполноте толкования содержания, объёма или связей экологических понятий.
2. 31-35конкурсное задание теоретического тура заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в специально отведённом на бланке месте правильный ответ, но и письменно обосновать свой выбор, опираясь на свои знания и опыт.
31-33 – необходимо выбрать и обосновать только правильный ответ
34-35 - необходимо выбрать и обосновать правильный ответ, обосновать неверные ответы
3. Для решения тестовой задачи используйте такой алгоритм:
а) разборчиво впишите свою фамилию, имя и класс в специальную графу в верхней части бланка с тестовой задачей;
б) внимательно прочитайте тестовую задачу, включая все варианты ответа;
в) проанализируйте все ответы и выберите правильный и самый полный;
г) на черновике напишите всё, что объяснит выбор правильного ответа и отказ от ошибочных вариантов ответа. Например, это может быть определение использованных в задаче понятий, которое включает признаки экологического объекта или явления. Сравнив с определением ошибочные ответы, Вы сможете объяснить свой отказ от ошибочных вариантов в пользу единственно правильного ответа;
д) соразмерьте объём написанного на черновике текста и место на бланке ответа. Выделите подчёркиванием на черновике то, что следует переписать на бланк. При необходимости сократите написанный Вами текст, вычеркнув несущественные слова;
е) впишите в специально отведённое на бланке место букву, соответствующую выбранному Вами правильному ответу;
ж) аккуратно и разборчиво перепишите из черновика на бланк, отредактированный Вами текст. Для удобства проверки Вашего обоснования текст желательно разбить желательно на четыре коротких абзаца – по числу проанализированных Вами вариантов ответа. Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]».
ЗАДАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2010-11 УЧ. ГОД
Выберите один правильный ответ из 4 предложенных
индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов
1. Биотические факторы делятся на …
а) химические, физические, космические
б) фитогенные, зоогенные, микробиогенные
в) климатические, почвенные, орографические
г) периодические, циклические, ритмические
2.Среди почвенных факторов важнейшим свойством, влияющим на рост и продуктивность растений, является ее …
а) влажность
б) пористость
в) давление
г) плодородие
3.Совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, живущие в них, так и на корневую систему растений, называется ____________ факторами.
а) биотическими
б) эдафическими
в) лимитирующими
г) орографическими
4.К абиотическим факторам среды не относятся ________________ факторы.
а) климатические
б) антропогенные
в) эдафические
г) орографические
5.«Оптимальная зона и пределы выносливости организмов по отношению к какому-либо фактору среды могут смещаться в зависимости от того, с какой силой и в каком сочетании действуют одновременно другие факторы» - эта закономерность получила название _________ факторов.
а) усиления
б) ослабления
в) взаимодействия
г) несовпадения
6.К проявлениям действия биотических факторов среды не относят …
а) перенос пыльцы растений ветром
б) выделение токсинов бактериями
в) затенение местообитания деревьями
г) разложение органических веществ в почве
7.Представитель почвенной среды жизни представлен на рисунке …
а б в г
8.В зависимости от способа передвижения и пребывания в определенных слоях, морские обитатели подразделяются на такие экологические группы, как …
а) криофилы, геофилы, фотофилы
б) геобионты, гидробионты, петробионты
в) мезофиты, гидрофиты, ксерофиты
г) нектон, планктон, бентос
9.Особенность водной среды обитания организмов заключается в том, что она является ________________ средой жизни
а) первичной
б) вторичной
в) разреженной
г) гетерогенной
10.Для наземно-воздушной среды жизни важнейшим экологическим фактором, оказывающими влияние на развитие и распространение организмов, является…
а) высокая плотность
б) атмосферное давление
в) органические вещества
г) хорошая электропроводность
11.В кишечнике большого количества животных, в том числе человека, содержится микрофлора, необходимая им для нормальной жизнедеятельности, такой вид взаимоотношений называется …
а) паразитизм
б) мутуализм
в) конкуренция
г) хищничество
12.Крупные насекомые, дождевые черви, подвижные членистоногие, живущие между подстилкой и почвой, другие животные, а также роющие млекопитающие, относятся к экологической группе …
а) макробиота
б) микробиота
в) мезобиота
г) фитобиота
13.Биотическое взаимодействие двух видов, при котором один вид причиняет вред другому, не получая при этом для себя ощутимой пользы, называется … …
а) нейтрализм
б) комменсализм
в) мутуализм
г) аменсализм
14.Эволюция многих групп водных животных шла в направлении формирования формы тела и типов движения, снижающих лобовое сопротивление для снижения энергозатрат на плавание, в результате сформировалась …
а) развитая мускулатура
б) система заякоривания в среде
в) обтекаемая форма тела
г) основа для опорного скелета
15.Животные, у которых наблюдается редукция зрения, пищеварительной системы и происходит усиление полового размножения, являются представителями ___________ среды жизни.
а) почвенной
б) организменной
в) водной
г) наземно-воздушной
16.Распространение плодов, семян, спор и других зачатков растений воздушными течениями, проиллюстрированное на рисунке, называется …
|
17.Вальковатую форму тела, слизистые покровы или гладкую поверхность, а так же копательный аппарат и развитую мускулатуру имеют обитатели ________________ среды жизни.
а) водной
б) почвенной
в) организменной
г) наземно-воздушной
18.По типу терморегуляции организмы с непостоянной температурой тела (холоднокровные) называются …
а) пойкилотермными
б) гомойотермными
в) гетеротермными
г) мезотермными
19.Виды, живущие в сухих местообитаниях с недостатком воды как в воздухе, так и в почве, называются …
а) гидрофитами
б) гигрофитами
в) ксерофитами
г) мезофитами
20.На рисунке показаны …
|
21.На схеме представлены межвидовые взаимоотношения в природном сообществе, иллюстрирующие …
|
22.Пирамида биомасс, которая имеет перевернутый (обращенный) вид
(см. рисунок), характерна для …
а) океана б) поля в) пустыни г) леса
23.Популяции разных видов в экосистеме распределены определенным образом – они образуют пространственную структуру, различают ________________ структуры экосистемы.
а) прямую и обратную
б) вертикальную и горизонтальную
в) абиотическую и антропогенную
г) первичную и вторичную
24.Для агороэкосистем характерны самые _________________ пищевые цепи.
а) многовидовые
б) разнообразные
в) длинные
г) короткие
25.В.И. Вернадский назвал качественно новое состояние в эволюции биосферы, когда человечество берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие …
а) экосферой
б) ризосферой
в) ноосферой
г) техносферой
26.Зеленые растения, которые в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород, участвуют в осуществлении _______________ функции живого вещества биосферы.
а) газовой
б) энергетической
в) концентрационной
г) деструктивной
27.Биосфера, как глобальная экосистема является …
а) мезоэкосистемой
б) мегаэкосистемой
в) макроэкосистемой
г) микроэкосистемой
28.Самая высокая биологическая продуктивность характерна для таких экосистем, как …
а) хвойные леса
б) степи и саванны
в) тропические леса
г) пустыни и полупустыни
29.Животные, обитающие в областях с преобладающими низкими температурами (см. рисунок), имеют, как правило, более крупные размеры тела по сравнению с обитателями более теплых зон и областей – эта закономерность, применяемая для теплокровных животных близкородственных видов, получила название правило …
|
30.Санитарно-гигиеническими нормативами качества природной среды считают …
а) ДНК б) АТФ в) РНК г) ПДК
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным
ШИФР | заполните здесь | ФАМИЛИЯ | ИМЯ | КЛАСС | ||||||
Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний | ||||||||||
После обширных верховых лесных пожаров в хвойных лесах исходные экосистемы … | ||||||||||
а | через 1-2 года частично восстановятся - появится прежний травяно-кустарниковый ярус | |||||||||
б | не восстановятся, но через 10 лет появятся заросли сосны и ели | |||||||||
в | полностью восстановятся через 20-30 лет | |||||||||
г | восстановятся в виде, схожем с первоначальным, примерно через 100 лет | |||||||||
ответ | выберите и обоснуйте правильный ответ (за границы бланка не выходить!) | |||||||||
ШИФР | заполните здесь | ФАМИЛИЯ | ИМЯ | КЛАСС | ||||||
Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний | ||||||||||
Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного происхождения, называются … | ||||||||||
а | памятники природы | |||||||||
б | заповедники | |||||||||
в | национальные парки | |||||||||
г | курорты | |||||||||
ответ | выберите и обоснуйте правильный ответ (за границы бланка не выходить!) | |||||||||
ШИФР | заполните здесь | ФАМИЛИЯ | ИМЯ | КЛАСС | ||||||
Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний | ||||||||||
В ряде стран (Канада, Норвегия, США) в настоящее время обнаружены тысячи безжизненных озер, причинами их деградации являются … | ||||||||||
а | кислотные осадки | |||||||||
б | озоновые дыры | |||||||||
в | лесные пожары | |||||||||
г | пыльные бури | |||||||||
ответ | Выберите и обоснуйте правильный ответ (за границы бланка не выходить!) | |||||||||
ШИФР | заполните здесь | ФАМИЛИЯ | ИМЯ | КЛАСС | ||||||
Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний | ||||||||||
Почвы агроэкосистем наиболее подвержены химическому загрязнению, основными загрязнителями которых являются … | ||||||||||
а | фреоны | |||||||||
б | энзимы | |||||||||
в | диоксины | |||||||||
г | пестициды | |||||||||
Обоснуйте неверные ответы | ||||||||||
ответ | Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте неверные ответы (за границы бланка не выходить!) | |||||||||
ШИФР | заполните здесь | ФАМИЛИЯ | ИМЯ | КЛАСС | ||||||
Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний | ||||||||||
Экологически чистые ресурсы для получения электроэнергии НЕ используются в ___________ электростанциях. | ||||||||||
а | солнечных | |||||||||
б | ветровых | |||||||||
в | атомных | |||||||||
г | приливных | |||||||||
Обоснуйте неверные ответы | ||||||||||
ответ | Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте неверные ответы (за границы бланка не выходить!) | |||||||||