Производственный экологический контроль

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в ст. 30 указывает: Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны

· обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

· осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

· немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

· предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Ст. 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством (Приказ Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду"). Государственному учету подлежат следующие объекты негативного воздействия:

· Объекты негативного воздействия, в отношении которых хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию объекта негативного воздействия (далее - хозяйствующий субъект), представлено в управление заявление о выдаче разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, об установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления.

· Объекты негативного воздействия, в отношении которых хозяйствующий субъект обратился в управление по иным вопросам, связанным с ограничением негативного воздействия на окружающую среду.

· Объекты негативного воздействия, указанные в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленных в управление.

· Объекты негативного воздействия, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, реестр промышленно опасных объектов.

· Объекты негативного воздействия, указанные в разрешениях на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитах на размещение отходов производства и потребления.

· Объекты негативного воздействия, указанные в протоколах об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды, составленных уполномоченными должностными лицами управления.

· Объекты негативного воздействия, указанные в актах проверок по итогам мероприятий по государственному экологическому контролю, составленных уполномоченными должностными лицами управления.

· Объекты негативного воздействия, указанные в обращениях органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и т.д., представленных в управление.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Общественные организации могут проводить общественные слушания, могут информировать органы государственной власти о наблюдаемом нарушении экологического законодательства либо о возможности совершения экологического правонарушения. По таким сообщениям проводятся неотложные действия и проверки, а заявителям направляются ответы о принятии мер по полученной информации.

17.04.12

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Понятие

В общесоциологическом смысле юридическую ответственность как один из видов социальной ответственности принято различать как позитивную (проспективную) и негативную (ретроспективную). Позитивная ответственность характеризует отношение лица к совершаемым им поступкам, подразумевает ответственность за будущее поведение. Ретроспективная предусматривает ответственность за уже совершенное правонарушение. Соответственно, ретроспективная ответственность связана с правонарушением. Правонарушение как юридический факт порождает правоотношение между государством и правонарушителем в целях реализации обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия, связанные с фактом совершения им правонарушения, его воспитанием и предупреждением правонарушений в дальнейшем.

Ретроспективная юридическая ответственность – ей посвящена статья закона «Об охране окружающей среды». Она выполняет несколько функций:

· Восстановительная.

· Карательная.

· Воспитательная.

· Превентивная.

· Организующая – организовывает соблюдение требований.

Такая ответственность выражается в применении к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения личного, организационного или имущественного характера. Экологическое правонарушение – это противоправное деяние, результатом которого является причинение или угроза причинения вреда окружающей среде, экологической безопасности либо нарушение прав субъектов экологического права.

Состав экологического правонарушения включает в себя 4 элемента:

· Объект – совокупность общественных отношений по поводу охраны окружающей среды в целом и отдельных ее компонентов, а также по поводу обеспечения экологической безопасности. Сама окружающая среда и ее компоненты – это предмет правонарушения.

· Объективная сторона – деяние, последствия (для материального состава) и причинно-следственная связь, а также место, способ, время, орудия. Эти признаки служат критерием разграничения уголовной и административной ответственности.

· Субъекты – физические лица, юридические лица (кроме уголовной и дисциплинарной ответственности). Это могут быть и иностранные граждане или лица без гражданства.

· Субъективная сторона – отношение нарушителя к совершенному деянию – вина, мотивы и цели.

Вина является условием наступления эколого-правовой ответственности. Вред, принесенный деятельностью повышенной опасности, компенсируется независимо от вины владельца источника повышенной опасности.

Экологические правонарушения по степени общественной опасности можно разделить на преступления и проступки (а не правонарушения ли? – прим. автора).

Уголовная ответственность – ст. 2 закрепляет как задачу охрану окружающей среды. Кроме главы 26, это еще и экоцид – ст. 358 УК РФ, нарушение правил безопасности при проведении при проведении горных, строительных или иных работ, нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса – ст. 271.1, незаконное обращение с радиоактивными материалами и др.

Необходимо иметь в виду, что в ряде случаев бывает сложно разграничить преступление и административное правонарушение.

Взять 2 пары составов и провести их разграничение по разным критериям: формальный или материальный состав. Постановление ВС РФ 2008 года о практике применения судами законодательства об экологических правонарушениях – дает определение существенного вреда окружающей среде.

В числе критериев также в литературе называют степень общественной опасности деяния, наличие или отсутствие тяжких последствий, размер ущерба, место и способ совершения правонарушения.

Административная ответственность – имеет ряд особенностей, например, тот факт, что ее может применять достаточно широкий круг лиц. Глава 8 КоАП РФ содержит составы правонарушений, которые наносят как окружающей среде в целом, так и ее отдельным объектам и компонентам. Это также некоторые составы из главы 7, например, самовольное занятие лесного или земельного участка, пользование объектами животного мира без разрешения и др.

Дисциплинарная ответственность – реализуется в рамках норм трудового права. См. нормы ТК РФ об ответственности работника.

Дисциплинарное взыскание – это право работодателя, не обязанность (ст. 192 ТК РФ). Порядок применения ответственности – ст.ст. 193-194 ТК РФ. Материальная ответственность – гл. 39 ТК РФ.

Гражданско-правовая ответственность – ФЗ «Об охране окружающей среды» - возмещается в полном объеме. Вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, истощение ее природных ресурсов. Вред может быть возмещен в виде возмещения причиненных убытков, либо в натуре – посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств ответчика. Как посчитать вред? Это затраты по восстановлению нарушенной окружающей среды, которые рассчитаются по таксовому методу.

05.05.12

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об особо охраняемых природных территориях".

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

· государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

· национальные парки;

· природные парки;

· государственные природные заказники;

· памятники природы;

· дендрологические парки и ботанические сады;

· лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

Задачи государственных природных заповедников:

1. осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

2. организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

3. осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

4. экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;

5. содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

1. сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

2. поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

3. предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

4. осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

5. выполнение научно-исследовательских задач;

6. ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

7. осуществление контрольно-надзорных функций.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Особый статус имеют биосферные заповедники. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Национальные парки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

· сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

· сохранение историко-культурных объектов;

· экологическое просвещение населения;

· создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

· разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

· осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

· восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

· заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

· особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

· рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

· зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

· зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

· зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

· разведка и разработка полезных ископаемых;

· деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

· деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

· предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

· строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

· заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

· движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

· организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

· вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства:

· от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;

· в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;

· от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

· в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Природные парки

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На природные парки возлагаются следующие задачи:

· сохранение природной среды, природных ландшафтов;

· создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

· разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

· комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

· биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

· палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

· гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

· геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Наши рекомендации