Как определить, какая будет погода?
Комарики-толкунчики — признак наступления хорошей погоды. Маленькие тонкие крылышки комариков набухают при малейшей влажности воздуха, и они не могут летать. Вот и появляются они только тогда, когда воздух абсолютно сух. Если вокруг муравейника муравьев мало и большая часть ходов плотно закрыта — жди дождя. Если же вокруг муравейника кипит жизнь, значит, дождь не предвидится.
Появление жука-навозника над лесными дорожками предвещает хорошую погоду, если даже моросит дождь.
Верным барометром погоды может служить клен. В том месте, где листья прикрепляются к веткам, к ненастью капают «слезы» — клен как будто плачет. Потекли у него «слезы», значит, через несколько часов начнется дождь. «Плачет» дерево с вечера — отложи поход, намеченный с утра. «Заплакало» с утра — в поход отправляйся, но к вечеру возвращайся, иначе вымокнешь до нитки.
В хвойных сырых лесах свой барометр — папоротник. Если листья закручиваются книзу — это признак хорошей погоды, перед ненастьем они раскручиваются.
Листья костянки, как и листья папоротника, закручиваются вниз к хорошей погоде, раскручиваются или даже загибаются
вверх — к дождю.
Полевой вьюнок встречается не только в поле. И всюду, где он растет, служит барометром: перед дождем он закрывает свои цветы — граммофончики. Если же граммофончики открыты,
погода будет хорошая.
О погоде может рассказать также белая кувшинка. Ее цветы даже издали видны в хорошую погоду, а к дождю белые бутоны кувшинки не раскрываются.
Сейчас известно более 400 растений, подсказывающих погоду.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ
* Найти в лесу забавный сучок, кусок пня, засохший ствол дерева, нарост на стволе и сделать свою неповторимую лесную диковинку. Придумать ей название и представить на выставку.
* Составить из сухой травы, камыша, причудливой ветки, живого цветка свою композицию, найти ей оригинальное название.
* Сделать простой лесной скворечник, кормушку для птиц или лесных зверьков и вывесить это в зоне экологической заботы .Составить красивый букет из лесных или полевых цветов (используются только цветы, не занесенные в Красную книгу). Придумать ему название. Найти и красочно оформить сосуд для букета.
* Провести конкурс лучших знатоков песен и стихов о цветах, или деревьях, или о птицах, или о лете. Можно провести и «кольцовку песен».
* Провести конкурс «Найди самое красивое место в округе лагеря».
* Конкурс кроссвордов на экологическую тему.
* Творческое задание: из спичек, чешуинок шишек и желудей «нарисовать» на песке какое-либо животное, или птицу, или рыбу, которые водятся в нашем лесу.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
Их может быть несколько. Одна тропа носит экскурсионный, познавательный характер. Ее открыли члены отряда самостоятельно в районе лагеря. На такой тропе ребята обнаружили интересные объекты: крупный муравейник, муравейники с разными видами насекомых, редкие породы деревьев, кустарников, цветов и трав, занесенных в Красную книгу, гнезда птиц и норы животных, лесные диковинки (причудливые деревья, пни, композиции из камней), небольшие болотца и озера с живностью, красивые места округи, места подкормки диких животных и птиц и т.д. Хорошо иметь карту экологической тропы. Неплохо у всех интересных объектов поставить таблички с эмблемой отряда.
По такой тропе водят ребят специально подготовленные дети (вожатые, воспитатели).
Второй вид экологической тропы — охранный. Ребята «прокладывают» свою тропу, по маршруту которой находятся объекты их заботы: деревья, которые нуждаются в лечении; муравейники, обнесенные специальным заборчиком; кормушки для птиц и зверьков; участки леса, которые отряд расчищает; участки рек и озер, где дети подсаживают кустарник или очищают их от мусора; участки леса, где идет плановая подсадка молодняка; территории лесных зон, где ведется учет муравейников, гнездовий птиц, где идет плановый сбор валежника и вырубка сухостоя, где ведется облагораживание лесных родников. И у первого, и у второго вида экологических троп могут быть свои, иные объекты изучения и заботы. К примеру, ребята могут сооружать на просеках, вдоль дорог небольшие скамеечки, столики, могут вывешивать свою экологическую наглядность.
Отряд может придумать и третий вид — шуточной (проверочной) экологической тропы, своеобразные тропы-викторины. На деревьях и кустарниках дети развешивают шишки и желуди, словом, путают тип дерева. И путешествующие по такой тропе должны заметить эти несоответствия.
Примечание. Экологические тропы могут быть узко конкретизированы. Например: тропа «Лесные кустарники», тропа «Деревья нашего леса», тропа «Зеленая аптека» (лекарственные растения), тропа «Птицы — наши друзья», тропа «Здесь живут зверьки», тропа «Муравьи». Даже можно проложить «злую» тропу «Гибель лесов» (показ мест, испорченных человеком: костровища, туристские привалы и т.п.).
ЭСТАФЕТА-РОМАШКА
Это КТД начала 60-х годов, его любили проводить во Всероссийском лагере «Орленок».
Эстафета-ромашка — веселая игра, участники которой придумывают друг для друга забавные задачи, задания и по очереди показывают их решения.
Для проведения ее вам необходимо разбиться на группы, по нескольку человек в каждой. Для того чтобы силы групп были равными и разбивка не вызвала разногласий, надо сделать следующее. Допустим, в игре принимают участие 15 человек, которых нужно разбить на три группы. На 15 листках бумаги или кусочках картона вы изображаете три разных рисунка, по пять штук каждого типа, а затем сворачиваете листки трубочками и предлагаете всем ребятам вытянуть свою. Получившие одинаковый рисунок попадают в одну команду. Им надлежит выбрать для себя шуточное название и капитана.
1. До начала игры необходимо заготовить и «ромашку» — картонный круг желтого цвета диаметром 15—20 сантиметров и лепестки из белой бумаги с булавкой у основания каждого. Количество лепестков определяется числом задач, которые команды-участники будут задавать друг другу. Задания могут быть самыми различными Придумать и разыграть мимические сценки на темы: «На
рыбалке», «У врача», «На тихом часе» и т.д.
2. Сочинить маленький рассказ по данному началу: «До полета оставалось пять минут...», «Ночь опустилась над лагерем...» и т.д.
3. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему: «Лаокоон», «В зоопарке», «Фонтаны Петергофа» и т.п.
4. Изобразить и «оживить» всем известные картины: «Утро в
сосновом лесу» И. Шишкина, «Богатыри», «Иван-царевич
на сером волке» В. Васнецова.
5. Изобразить пантомимой куплеты популярных песен:
«Веселый рыболов», «Голубой вагон», «Чебурашка».
6. Произнести одно слово или фразу десять раз с разной интонацией, например: «Хорошо», «Иди сюда», «Молодец», «Ну и ну!» и т.д.
7. Исполнить одну и ту же песню на несколько мотивов: «Плакала девчонка», «Казино», «Не сыпь мне соль на рану» и т.д.
8. Театрализовать ситуацию: «Хулиган бьет ребенка. Что ты будешь делать?», «Ты идешь с девочкой, а на пути лужа. Что предпримешь?» и т.п. Список таких заданий можно продолжать до бесконечности.
Перед началом игры жюри из 2~3 наиболее авторитетных и старших ребят выбирает задачи и записывает начало каждой из них на лепестках «ромашки», например: 1. Придумать и показать сценку на тему... 2. Придумать и исполнить рассказ, который начинается так... И так далее.
Многоточием обозначают ту часть задачи, которая будет придумана уже во время игры. После этого можно начинать.
Игра состоит из трех этапов и длится от одного до двух часов. Перед началом все участники садятся в круг, в центр которого кладут «ромашку», прикрепленные булавкой ее лепестки обращены вверх — стороной без текста.
1-й этап.По сигналу ведущих капитаны берут по лепестку или по два, и каждая команда по секрету от других придумывает продолжение задачи, а затем записывает его на лепестках вместо многоточия. На это дается 7—10 минут. После этого капитаны вновь прикрепляют лепестки, а ведущий вращает «ромашку» так, чтобы изменить их расположение.
2-й этап.По сигналу ведущих капитаны берут по лепестку или по два — по уговору, — и каждая команда готовит одновременно с остальными и по секрету от них решение каждой задачи. Время на подготовку — 20-30 минут, после чего команды занимают свои места в кругу.
3-й этап.Один из ведущих вручает любому капитану сердцевину «ромашки». Капитан объявляет свою задачу, после чего команда показывает свое решение. Затем лепесток прикалывается к «ромашке», а эстафета передается другой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из команд не вручит ведущему полностью составленную «ромашку». Если команды готовили по две задачи, эстафета проводится в два тура.
Оценку ответов на задания можно вести в баллах, а можно и просто рассматривать каждый ответ как маленький сюрприз, как подарок всем остальным. В таком случае победителями окажутся
все ребята.
В этой игре могут принимать участие и взрослые и малыши — всем найдется работа по сердцу, важно, чтобы задание было веселым, а настроение — хорошим.