Источники загрязнения атмосферы

Естественные источники загрязнения Антропогенные (искусственные) источники загрязнения
Пыльные бури Промышленные предприятия
Вулканические извержения Транспорт
Лесные пожары Теплоэнергетика
Выветривания Отопление жилищного фонда
Разложение живых организмов Сельское хозяйство

В настоящее время выделяются три основных источника загрязнения атмосферы: промышленные предприятия, транспорт, теплоэнергетика.

Слайд 8

Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха.

Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами около 800 кг оксида углерода, примерно 49 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов, продуктов полного и неполного сгорания топлива, основные из них: оксид азота, оксид углерода, сажа, соединения свинца, углеводороды различных групп, наиболее токсичным среди которых является бенз(а)пирен.

Наиболее токсичными компонентами отработавших газов бензиновых двигателей являются: оксид углерода (СО), оксиды азота (NОx), углеводороды (СН).

Бенз(а)пирен – вещество наиболее опасное, которое образуется при сгорании углеводородного топлива. С20Н12 опасен для человека, т.к. вызывает образование злокачественных опухолей.

Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью. Такой скоростной режим соответствует многим крупным городам и населенным пунктам.

В г.о. Самара выбросы от автотранспорта достигли 76% от общего количества выбросов ЗВ в атмосферу.

Слайд 9

На территории Самарской области наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы проводятся Приволжским межрегиональным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), на 32 стационарных постах в 6 городских округах – Жигулевск, Новокуйбышевск, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск.

Слайд 10

Степень загрязнения атмосферного воздуха оценивается посредством безразмерной величины, называемой индексом загрязнения атмосферы (ИЗА).

Наиболее загрязненные городские округа области по итогам наблюдений 2007 года располагаются в следующем порядке, составленном на основании ИЗА:

Источники загрязнения атмосферы - student2.ru

Слайд 11

Городской округ САМАРА – крупнейший промышленный центр Среднего Поволжья, административно-территориальный и культурный центр, речной порт, крупный узел шоссейных и железнодорожных линий.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются предприятия строительной, топливно-энергетической, нефтеперерабатывающей промышленности, а также автомобильный и железнодорожный транспорт.

Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы осуществляются на 15стационарных постах (см. Картограмму №1).

Загрязнение районов городского округа различно, что связано, в первую очередь, с неравномерным распределением в пределах городской черты промышленных предприятий. В районах старой застройки – Самарском, Ленинском – их сравнительно немного. В то же время Промышленный, Кировский, Советский районы являются, по существу, единой промышленной площадкой, имеющей на своей территории крупные промышленные объекты и мощные источники теплоснабжения.

Слайд 12

Основными источниками загрязнения атмосферы Октябрьского района является завод «СИЛК», автотранспортные предприятия. Экологическая обстановка района характеризуется следующим образом: содержание формальдегида превысило норму в 3,9 раза, бенз(а)пирена – в 2,5 раза. Загазованность атмосферы остальными определяемыми веществами в целом находилась в пределах допустимых значений.

Слайд 13

Самарский лицей информационных технологий располагается в Октябрьском районе г.о. Самара по адресу: ул. Больничная, 14а (Приложение №2). Рядом с территорией данного учебного заведения располагается перекресток ул. Больничной и ул. Клинической, данные улицы относятся к категории – улицы в жилой застройке

Слайд 14

Обследование уличного движения и расчет выбросов ЗВ проводились в октябре. В этот период времени транспортная нагрузка на трассы города, а, следовательно, и количество выбросов в атмосферу выхлопных газов, достаточно велики, т.к. широко используется индивидуальный автотранспорт, в отличие от зимы, и нет спада интенсивности движения связанного с летним периодом.

Изучение интенсивности, структуры автотранспортного потока и расчет количества выбросов ЗВ проводилось согласно «Методике определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов» .

Обследование проводилось в период наибольшей транспортной активности: утром (с 8.00 до 9.20), в обед (с 12.00 до 13.20) и вечером (с 17.30 до18.50).

Слайд 15

Анализ интенсивности и состава транспортного потока (Таблица №1), позволяет сделать вывод о том, что в транспортном потоке преобладают легковые автомобили (60,1 %).

Слайд 16

Средняя интенсивность транспортного потока для легковых автомобилей составляет 569 авт./час; для грузовых автомобилей и микроавтобусов грузоподъемностью < 3 тонн 87 авт./час; для грузовых автомобилей грузоподъемностью > 3 тонн 3 авт./час; для внедорожников 285авт./час (Диаграмма №2).

Слайд 17

Максимальная интенсивность движения автотранспорта отмечается в утренние часы - 1098 авт./час (Диаграмма №3). Высокая интенсивность потока связана с тем, что этот участок дороги соединяет более удаленные территории города с его центром.

Интенсивность потока в обеденные и вечерние часы совпадает.

Слайд 18

Протяженность исследуемого участка составляет 330 метров.

Проведенный анализ интенсивности и состава транспортного потока позволяет определить количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Расчет проводился по На основе данных, полученных в результате изучения интенсивности потока, его состава и расчета выбросов ЗВ в атмосферу, можно сделать вывод о том, что автотранспорт оказывает существенное влияние на состояние атмосферного воздуха.

Таким образом, наибольшее количество выбросов от автотранспорта приходится на долю легковых автомобилей. Более всего в атмосферу выбрасывается СО - 5822,45 г (Диаграмма №4).

В ходе исследований выявлено время, на которое приходится максимальная нагрузка от автотранспорта - это утренние часы.

Проведенные расчеты наглядно показывают степень негативного воздействия выбросов от автотранспорта на состояние атмосферного воздуха. трем веществам: СО, СН, NОх.

Слайд 19
Экологические требования к современному автомобилю являются в настоящее время приоритетными.

Экологическая безопасность – это свойство автомобиля снижать негативные последствия влияния эксплуатации автомобиля на участников движения и окружающую среду. Она направлена на снижение токсичности отработанных газов, уменьшение шума, снижение радиопомех при движении автомобиля.

Экологичность выпускаемой продукции – это главная тенденция современного автомобилестроения.

Современным автопромышленным комплексам предлагаются электромобили, которые характеризуются нулевой выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, что соответствует современным экологическим требованиям.

Недостатки электромобилей:

 небольшой пробег без подзарядки;

 электромобили требуют создание соответствующей инфраструктуры для подзарядки аккумуляторов.

Слайд 20

Предлагаются и гибридные автомобили.

Гибридный автомобиль – это высокоэкономичный автомобиль, который включает в себя двигатель внутреннего сгорания и электропривод. Главной причиной начала производства гибридных автомобилей является ужесточение норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Недостатки гибридных автомобилей:

- высокая техническая сложность автомобиля;

- дорогое обслуживание гибридного автомобиля;

- снижение выбросов ЗВ в атмосферу осуществляется только в «городском» режиме управления автомобилем.

Слайд 21

Основные меры по охране атмосферного воздуха.

Законодательные меры - это государственные меры регулирования и управления в сфере охраны окружающей среды:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

3. Закон Самарской области от 04.05.2001 №29-ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области».

Архитектурно – планировочные меры – это меры, направленные на регламентацию строительства предприятий, планирование городской застройки с учетом экологических требований, строительство современных транспортных развязок, озеленение населенных пунктов.

Технологические меры – это меры, которые направлены на прекращение или ограничение поступления вредных веществ в атмосферу. Для транспортной области это: применение более «чистого» вида топлива; совершенствование рабочего процесса двигателя; замена двигателя на более экономичный и экологичный.

Санитарно - технические меры – это меры, которые предусматривают очистку (снижение содержания) выбросов по определенным группам веществ. Санитарно – технические мероприятия осуществляются с тем, чтобы воздух, выбрасываемый в атмосферу очистить от вредных включений до уровня, при котором содержание вредных веществ в воздушной среде жилой застройки не превысило пределов, допустимых санитарными нормами.

Слайд 22

ЗАКЛЮЕНИЕ

На основе проведенного расчета интенсивности автотранспортного потока и изучении его состава можно сделать вывод о том, что существующий высокий уровень плотности транспортного потока, который с каждым годом увеличивается, ведет к существенный росту выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, что негативно сказывается на состоянии экологической обстановки и здоровье населения.

В настоящее время вводятся жесткие экологические требования к содержанию вредных веществ в отработавших газах, что заставляет крупных автопроизводителей работать над созданием и выпуском экологически безопасных автомобилей.

На наш взгляд, разработанные в настоящее время гибридные автомобили и электромобили позволят значительно снизить негативное воздействие эксплуатации автомобиля на окружающую среду.

Наши рекомендации