Меры по устранению причин смерти

Меры по устранению причин смерти - student2.ru

Из перечисленных в табл. 6.1 видов нарушения ЗОЖ трудно выделить главное зло, хотя во многом исходным, провоцирующим звеном в цепи нарушений принято счи­тать алкоголь. Однако важно, не с чего начинают нарушать правила здорового образа жизни, а когда, в каком возрасте? Курить сегодня дети начинают в 11 лет, впервые употреб­лять алкоголь в ряде случаев в этом же возрасте, поэтому

рассмотрение вопросов, связанных с основами ЗОЖ, и зна­комство с последствиями его нарушения необходимо начи­нать в дошкольном возрасте и продолжать в начальных и средних классах школы.

Выбор вида деятельности и местожительства. Для это­го человеку необходима, прежде всего, информация о загряз­нении селитебных зон и о рисках, связанных с профессио­нальной деятельностью и зоной обитания. Эта информация должна предоставляться компетентными государственны­ми органами, а человек должен обладать необходимыми знаниями для ее адекватной оценки. Благоприятное влия­ние на здоровье населения оказывает близкое к естест­венному состояние среды обитания в городах и промышлен­ных центрах.

Личная безопасность каждого человека определяется во многом его знаниями об опасностях, их источниках и мерах защиты. Своевременное выявление опасностей и рациональ­ное использование средств защиты - основы личной безо­пасности.

Коллективная безопасность. Для снижения негативного влияния техники и технологий на людей создателям этих технических средств необходимо соблюдать требования бе­зопасности и экологичности. При невозможности достиже­ния таких решений необходимо предусматривать защитные средства. Все это должны в совершенстве знать творцы тех­носферы - инженеры, градостроители, работники комму­нального хозяйства и многие другие, ответственные за реа­лизацию мер коллективной безопасности.

Каждый человек, переходя из состояния учащегося (по­сле завершения обучения в школе, колледже, вузе) в состо­яние работника - созидателя, должен знать и оценивать возможные последствия своих действий. Поскольку чело­век наделен разумом, он стремится к созидательной жизни, пытаясь, как правило, изменить окружающий его мир в свою пользу. К сожалению, это преобразование, кроме же­лаемого, создает неизбежно и негативные эффекты, порож­дая тем самым отрицательные воздействия на человека и окружающий его мир.

Еще в 1882 г. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» сказал, что наша историческая деятельность имеет «в пер­вую очередь, те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью - совсем другие, непредвиденные, которые очень часто уничтожают значения первых». Он не ошибся. Создавая техносферу, мы получаем не только ком­форт, но и порождаем опасности.

Культура безопасности. Все, что входит в понятие лич­ной и коллективной безопасности, достигается человеком на основе знания и последующего опыта, поэтому первей­шим этапом достижения высоких значений продолжитель­ности своей жизни является овладение каждым субъектом культурой безопасности.

Культура безопасности - качество личности, определя­ющее ее направленность на развитие потребностей в безо­пасности, на постоянное совершенствование знаний, уме­ний и навыков реализации человеко- и природозащитной деятельности. Получить необходимые познания по безопас­ности можно с наибольшим успехом в системе образования.

Современный образованный человек приносит общест­ву пользу, когда максимально полно применяет свои зна­ния, умения и навыки в решении задач безопасности.

Образование является основным звеном в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Оно обеспечивает комплекс необходимых знаний, базирующих­ся на научной основе и методологии, что позволяет поднять безопасность людей на новый, более высокий уровень.

Исходя из вышесказанного, первым и важнейшим шагом государства и общественности в деле достижения здоровой и продолжительной жизни населения России является обу­чение людей основам культуры безопасности.

Каждый россиянин должен:

• обладать знаниями и способностью узнавать опасности в быту, в сфере своей профессиональной деятельности, а также при использовании средств транспорта, т.е. на всех
этапах своей жизни;

• всемерно соблюдать правила здорового образа жизни. Человек, особенно в молодом возрасте, должен знать об опасностях вредных привычек, таких как курение, алкоголизм, наркомания и т.п.;

• правильно выбирать и применять средства личной защиты от опасностей;

• способствовать устранению опасностей коллективного воздействия на людей и природу;

• уметь оказывать помощь и содействие пострадавшим от опасного воздействия.

В нашей стране созданы предпосылки для активного обу­чения всего населения основам культуры безопасности. Для этого, как минимум, достаточно модернизировать курс ОБЖ, читаемый практически всем молодым россиянам в средней школе.

Учение «техносферная безопасность». Завершая ана­лиз современного мира опасностей и человеко- и природо­защитной деятельности в России, необходимо отметить, что основной путь дальнейшего развития БЖД и ЗОС в бли­жайшем будущем и на перспективу - это создание учения о техносферной безопасности.

Для устранения негативного воздействия промышленно­го производства, энергетических комплексов, средств транс­порта и иных объектов экономики на работающих, население и природу необходимо дальнейшее усовершенствование методов и средств превентивного анализа опасностей, дей­ствующих в селитебных зонах и регионах с целью наиболее полного описания их совместного воздействия.

Реализуемые в настоящее время мероприятия (экологи­ческая экспертиза, аттестация рабочих мест, экспертиза промышленной безопасности, декларация промышленной безопасности и др.) проводятся, как правило, разобщенно для каждого источника опасности и опираются лишь на нормативы и правила по безопасности.

Настало время, когда необходимо переходить к ком­плексной оценке воздействия всех негативных территори­альных объектов на работающих, население и окружающую техногенную и природную среды. На региональном уровне это оценка объекта должна проводиться не только на осно­вании нормативных актов, в сложных случаях ее необходи­мо сопровождать научными изысканиями в области безо­пасности.

Создание безопасной техносферы - задача как индиви­дуального, так и всенародного масштаба; задача, непосред­ственно связанная как с действиями каждого человека в сфере деятельности, быта и отдыха (защита от опасностей первого круга), так и с действиями руководителей произ­водственных процессов, отраслей экономики и государства (защита от опасностей первого и второго кругов). Значение этого существенно возрастает еще и потому, что обеспече­ние безопасности техносферы - это одновременно путь к решению и других проблем негативного влияния техно­сферы, фундамент для решения проблем безопасности на более высоких научных уровнях: региональном, межрегио­нальном, трансграничном, континентальном и глобальном.

Анализ причин возникновения техносферы и ее негатив­ного влияния на природу и человека, в ней обитающего сви­детельствует не только о необратимости этого процесса, но и о сложности задачи создания техносферы высокого ка­чества.

Опыт создания техносферы показывает, что ее высокое качество достижимо лишь в условиях неукоснительного со­блюдения требований по совместимости техносферы и от­дельных ее составляющих с человеком и всей биосферой. Достичь этого можно, лишь развивая и совершенствуя безо­пасность всех компонентов, составляющих техносферу (промышленные предприятия, транспорт и т.п.) и приме­няя специальную защитную технику для устранения нега­тивного влияния техносферы на человека.

Создание техносферы высокого качества - насущная по­требность всего урбанизированного населения Земли, путь к реализации учения академика В. И. Вернадского о ноосфе­ре. К началу XXI в. человечеству не удалось решить многие проблемы техносферной безопасности и создать техносфе­ру необходимого качества. Что же нужно сделать для этого сейчас?

Во-первых, необходимо не на словах, а на деле признать важность стоящей перед человечеством задачи по созданию техносферы, качественно близкой к естественной (природ­ной) среде. Создание качественной техносферы - это основа для сохранения человеком своего места на планете Земля.

Во-вторых, нужно признать актуальность разработки на­учного знания о техносферной безопасности.

Научные знания, составляющие основу новой естествен­нонаучной дисциплины «Ноксология», необходимы выпу­скнику вуза - будущему специалисту, бакалавру, магистру.

6.2. «Эра здоровой и продолжительной жизни»

Стратегически важным фактором, определяющим содер­жание человеко- и природозащитной деятельности в будущем, является предстоящая смена акцентов в развитии человече­ского общества, обусловленная приходом «эры здоровой и продолжительной жизни», которая неизбежно последует за «эрой информатизации» уже в XXI в. Эта смена акцентов в развитии человеческого общества неизбежно потребует и смены приоритетов в его развитии. От приоритетной це­почки «эффективность - экономичность - безопасность», характерной для эры НТР, мир неизбежно придет к цепоч­ке «безопасность - эффективность - экономичность» при реализации всего, создаваемого человеком в материальной сфере. Такая смена акцентов развития общества неизбежно потребует дальнейшего развития научного подхода в оцен­ке опасностей окружающего нас материального пространст­ва и поведенческих качеств людей.

При этом человечество неизбежно сменит свою тактику защиты от опасностей за счет соблюдения норм и правил безопасности (подход, часто понимаемый как метод «заты­кания дыр») и перейдет к методу превентивного анализа опасностей всего вновь созидаемого человеком, постоянно помня о том, что все опасности на Земле, кроме естествен­ных, рукотворны.

Неэффективность приоритетной цепи «эффективность - экономичность - безопасность» со всей очевидностью де­монстрирует череда крупнейших аварий и катастроф XX - начала XXI в.: события на Чернобыльской АЭС, Саяно-Шушенской ГЭС, в Мексиканском заливе, в Фукусиме и т.п.

Переход к «эре здоровой и продолжительной жизни» по­требует значительных усилий от государства и прежде всего роста доли ВВП, приходящегося на человеко- и природозащитные меры, в том числе и на развитие медико-биологиче­ских исследований; создание научной базы превентивной оценки опасностей всего вновь создаваемого экономикой стра­ны; усиление мониторинга опасностей урбанизированных территорий и рабочих мест; широкое внедрение неразрушающего контроля состояния машин и агрегатов; совершенст­вование государственного управления органов защиты здо­ровья населения и сохранения окружающей техногенной и природной сред; дальнейшего совершенствования сферы образования в области безопасности человека и охраны природы.

С наступлением «эры здоровой и продолжительной жиз­ни» на нашей планете должна восторжествовать филосо­фия безопасного долголетия человека, основанная на созда­нии безопасной техносферы как среды обитания человека, всецело владеющего культурой безопасности.

Устранение демографического кризиса в России также во многом связано с формированием у ее населения фило­софии и культуры безопасности. Философия безопасности основана на признании людьми важнейшей роли своей за­щиты и защиты окружающего их мира от опасностей, а необходимый культурный уровень достижим при соответст­вующем уровне образования людей, при их развитии и вос­питании в духе глубокого почитания принципов и основ бе­зопасности.

Последние десятилетия общественно-политическая элита, государственные деятели неустанно ищут варианты нацио­нальной идеи развития России. На наш взгляд, заслужива­ют особого внимания высказывания А. И. Солженицына (2005 г.): «В нашем бедственном, неурядливом, ограбленном состоянии я предложил бы национальную идею, которая изложена 250 лет тому назад елизаветинским вельможей Петром Ивановичем Шуваловым. Он предложил Елизавете руководствоваться как главным законом таким - сбереже­ние народа. Какая здесь мысль!».

В послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию (2006 г.) сказано: «Если мы действительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное - предлагаю вам, отодвинув в сторону политические амбиции и не рас­пыляя ресурсы, сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем. И одна из них - демографическая или, как точно выразился А. И. Солженицын, это в широком смысле "сбережение народа". Убежден, что при таком под­ходе вы заслужите слова благодарности миллионов мате­рей, молодых семей, всех граждан нашей страны».

Наши рекомендации