Масло из трансформаторов на напряжение 110 кВ и выше, транспортируемых с маслом, до начала монтажа испытывается по показателям пп. 1—5

Масло из трансформато­ров 1- и 2-го габаритов, прибывающих заполненными маслом, при на­личии удовлетворяющих нормам показателей заводского испытания, проведенного не более чем за 6 месяцев до включения трансформатора в работу, разрешается испытывать только на пробой и отсутствие механических примесей.

14. Испытание включением толчком на номинальное напряжение. В процессе 3—5-кратного включения трансформатора на номинальное напряжение не должны иметь места явления, указывающие на неудов­летворительное состояние трансформатора. Трансформаторы,смонтиро­ванные по схеме блока с генераторами, рекомендуется включать в сеть подъемом напряжения с нуля.

15. Испытание вводов.

16. Испытание встроенных трансформаторов тока.

Приведенный объем приемосдаточных испытаний распространяет­ся на масляные реакторы и дугогасящие катушки. Маслонаполненные трансформаторы мощностью 1600 кВ • А и менее испытываются в объе­ме, предусмотренном пп. 1, 2, 4, 8, 9, 11 —14. Сухие и заполненные совтолом трансформаторы всех мощностей испытываются по пп. 1—8, 12, 14.

Перед началом испытаний необходимо провести внешний осмотр трансформатора, в процессе которого проверить исправность бака и радиаторов, состояние изоляторов, уровень масла, положение ради­аторных кранов и крана на маслопроводе к расширителю, заземление трансформатора.

При проведении наладочных работ может возникнуть необходи­мость в дополнительных испытаниях и измерениях.

Профилактические испытания трансформаторов проводятся в соответствии с требованиями заводов изготовителей и местными инструкциями составленными с учётом требований нормативных документов.

Техническая и эксплуатационная документация.

Эксплуатация трансформаторов осуществляется при наличии и ведении следующих основных документов:

- Паспортов и технической документации заводов изготовителей на трансформатор, устройства регулирования напряжения, вводы и другие комплектующие, обслуживание которых выполняется в соответствии с учётом требованиями изготовителей.

- Акты на монтаж и протоколы предпусковых испытаний в соответствии с ПУЭ.

- Акт включения под нагрузку.

- Эксплуатационный паспорт трансформатора.

- Технические акты выполненных работ по ремонтам, реконструкции и модернизации трансформатора и его узлов.

- Протоколы профилактических и целевых испытаний трансформатора, вводов, переключающих устройств и трансформаторного масла.

- Акты испытания и проверки состояния заземления трансформатора.

- Ведомости нагрузок и температур при экстримальных режимах работы.

- Журнала деффектов и неисправностей при работе трансформатора (возможно совмещение с журналом по всей электроустановке).

Обозначение и маркировка

Условное обозначение различных типов трансформаторов составляют по следующей схеме:

Х - Х / Х - Х

1. Буквенная часть обозначения типа трансформатора

2. Номинальная мощность трансформатора, кВА

3. Класс напряжения стороны ВН, кВ (Для АТ – ВН/СН)

4. Kлиматическое исполнение и категория размещения (перед буквой допускается указывать год разработки конструкции)

В буквенную часть обозначения типа трансформатора общего назначения могут входить (в указанной последовательности) следующие буквы:

А — автотрансформатор

О или Т — однофазный или трехфазный трансформатор

Р — расщепленная обмотка НН;

Условное обозначение вида охлаждения:

С - сухие трансформаторы с естественным воздушным при открытом исполнении

СЗ – Сухие с естественным воздушным при защищённом исполнении

СГ – сухие с естественным воздушным при герметичном исполнении

М — естественная циркуляция масла и воздуха

Д — Принудительная циркуляция воздуха и естественная циркуляция масла

ДЦ — принудительная циркуляция масла и воздуха с ненаправленным потоком масла

Ц — принудительная циркуляция воды и масла с ненаправленным потоком масла

Н — естественное охлаждение негорючим жидким диэлектриком

НД — охлаждение негорючим жидким диэлектриком с дутьем

Т — трехобмоточный трансформатор (Для двухобмоточных тр-ров - отсутствует);

З – исполнение трансформатора с естественным масляным или с охлаждением жидким диэлектриком с защитой при помощи азотной подушки без расширителя.

Г – герметичное исполнение.

Н — трансформатор с РПН;

С — исполнение трансформатора для собственных нужд электростанций

Отсутствие некоторых из указанных букв, свидетельствует об отсутствии обозначаемого ими элемента конструкции.

Примеры условных обозначений:

- Трансформатора трехфазного сухого с естественным воздушным охлаждением при защищенном исполнении, двухобмоточного, мощностью 100 кВ-А, класса напряжения 10 кВ, исполнения У категории 3 по ГОСТ 15150:

ТСЗ-100/10-У3

- Трансформатора трехфазного масляного с охлаждением при естественной циркуляции воздуха или масла, двухобмоточного, с регулированием напряжения под нагрузкой, мощностью 2500 кВ-А, класса напряжения 110 кВ, исполнения У категории1 по ГОСТ 15150:

ТМН-2500/110 - У1

- Автотрансформатора трехфазного масляного с охлаждением при принудительной циркуляции воздуха и масла с ненаправленным потоком масла, трехобмоточного, с регулированием напряжения под нагрузкой, мощностью 200000 кВА, класса напряжения обмотки ВН - 330 кВ, класса напряжения обмотки - СН - 110 кВ, исполнения У категории 1 по ("ОСТ 15150:

АТДЦТН-200000/330/110-У1

Маркировка зажимов (вводов) для внешнего присоединения должна быть нанесена способом, обеспечивающим ее долговечность и стойкость к атмосферным воздействиям. Выводы обмоток силовых трансформаторов маркируются : начало первичных обмоток фаз А, В, С, вторичных - а, в, с; концы первичных Х, Y, Z, вторичных – x, y, z . Обмотки среднего напряжения маркируют так же, как и высокого, но с индексом m (Am)

Каждый трансформатор должен быть снабжен прикрепленной на видном месте табличкой, на которой указывают следующие данные:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- наименование изделия (трансформатор, автотрансформатор);

- заводcкой номер;

- условное обозначение типа;

- обозначение стандарта или технических условий

- дату изготовления;

- условное обозначение схемы и группы соединения обмоток:

- номинальную частоту в герцах;

- номинальный режим (в том случае, если режим отличается от продолжительного);

- номинальную мощность в киловольт-амперах (указывают также мощности основных обмоток трехобмоточных трансформаторов и мощность обмотки НН трехобмоточных автотрансформаторов);

- номинальные напряжения трансформатора на основном ответвлении в вольтах или киловольтах;

- номинальные токи обмоток на основном ответвлении в амперах;

- напряжение короткого замыкания на основном ответвлении в процентах (для трехобмоточных трансформаторов указывают напряжение короткого замыкания всех пар обмоток):

- уровень изоляции обмотки и ее нейтрали для обмоток классов напряжения 110кВ и выше (указывают испытательные напряжения промышленной частоты и полного грозового импульса для внутренней изоляции);

- класс нагревостонкости изоляции - только для сухих трансформаторов;

- полную массу трансформаторов в килограммах или тоннах;

- массу масла в килограммах или тоннах (Ориентировочно для заказчика с отклонением до 10%);

- массу активной части в килограммах или тоннах - для трансформаторов мощностью1мВА и более;

- транспортную массу, если она указана в стандартах или технических условиях на трансформаторы конкретных типов и групп;

- массу съемной части бака в транспортном состоянии - для трансформаторов с нижним разъемом.

П р и м е ч а н и я:

- Кроме обозначения на табличке, заводской номер трансформатора должен быть четко обозначен рядом с табличкой, на крышке или верхе бака около ввода фазы А обмотки ВН и на левом конце верхней полки ярмовой балки остова со стороны НН. В трансформаторах мощностью 630 кВ-А и менее допускается не обозначать заводской номер на баке и на крышке при взаимозаменяемости баков и крышек трансформаторов одного типа

- Для трансформаторов ПБВ и РПН первому положению привода должно соответствовать наибольшее значение номинального напряжения ответвления. (Для новых разработок трансформаторов.)

- Маркировка места заземления должна быть выполнена по одному из методов ГОСТ 21130.

- На баке трансформатора должны быть нанесены предупредительные надписи «Домкрат при наличии мест под установку домкратов.

- На баках трансформаторов, на активной части которых установлен макет изоляции, вблизи мест установки макета должна быть сделана надпись «Макет изоляции».

Объём расширителя должен быть таким, чтобы при всех режимах работы трансформатора и колебаниях температуры окружающей среды в пределах

– 45 до + 400С в нём было масло. Расчётная ёмкость расширителя для трансформаторов зоны умеренного климата составляет 8,75% масла находящегося в баке трансформатора.

Расширитель должен быть снабжен воздухоосушителем.

Самой простой системой защиты масла является расширительный бак, в котором воздух над уровнем масла вентилируется через воздухоосушитель, встроенный в расширитель

Наиболее распространённой системой защиты масла, является организация «дыхания» верхней части расширителя через селикагелевые воздухоосушители оснащенные гидрозатворами.

При повышенных требованиях к маслу по влаго и газосодержанию (трансформаторы и автотрансформаторы сверхвысокого напряжения) наиболее распространённой является «пленочная» защита.

На поверхности масла в расширителе размещается эластичная ёмкость из синтетического материала. Верхняя часть ёмкости крепится к верхнему своду расширителя. Внутренняя полость через воздухоосушитель соединяется с атмосферой. Таким образом, контакт масла с воздухом полностью исключён.

В ряде случаев (на трансформаторах сверхвысокого напряжения и больших мощностей), применяется азотная защита масла. При этом после вакуумирования залитого маслом трансформатора, производится азотирование масла. Поверхность над маслом (в расширителе) заполняют азотом через дыхательный патрубок и соединяют с эластичной ёмкостью, которая помещена в специальный защитный шкаф.

Наши рекомендации