Методы борьбы с шумовым загрязнением

Прежде всего, следует провести мониторинг: определить источники и уровень шума. Эти данные фиксируются в карте шумового загрязнения, на основании которой в дальнейшем разрабатываются конкретные методы снижения шума.

К градостроительным мероприятиям относятся: увеличение расстояния между источником и защищаемым объектом, в том числе вынос предприятий за черту города; применение акустических непрозрачных экранов-откосов, стен и зданий-экранов. Также относится использование специальных шумозащитных полос озеленения; различные приёмы планировки; замена ударных процессов на предприятиях на безударные, запрещение некоторых звуковых сигналов.

В отношении транспорта практикуется два метода ослабления шумового воздействия на среду. Это снижение скорости движения транспортных средств, улучшение регулировки уличного потока,запрещение движения для отдельных видов автомобилей по определённым трассам и в определённое время суток, улучшение звукоизоляции зданий и окружение противошумовых экранов вдоль скоростных автотрасс. А также совершенствование ходовой и моторной частей транспортных средств.

Создаваемый предприятиями шум в значительной мере зависит от эффективности мероприятий по шумоглушению. Так предприятия могут быть оборудованы шумоглушащими устройствами различной эффективности, могут иметь наружные ограждения, обладающие различной звукоизоляцией.

В России время от времени появляются интересные исследования проблемы шума в населенных пунктах городского типа, но на федеральном, региональном и муниципальном уровнях пока нет принятых нормативно-правовых актов специального назначения по борьбе с шумовым загрязнением. На сегодняшний день в законодательстве России есть только отдельные положения о защите окружающей среды от шума и защите человека от его вредного воздействия.

Во многих странах Европы. Америки и Азии есть специальные законы. В России надлежит принять специальный закон и подзаконные акты о шуме и экономических инструментах борьбы с ним.

Успешным примером борьбы с шумовым загрязнением стала партнерская программа «Rotterdam. Climate Initiative», запущенная в Роттердаме в 2011 году. Участниками проекта выступила городская администрация, порт Роттердама и DCMR - агентство по охране окружающей среды, в состав которого вошли провинция Южной Голландии и 16 индустриальных и плотно населенных муниципалитетов страны. В рамках программы были определены десять главных направлений, одним из которых стало снижение уровня шумового загрязнения.

Еще одной масштабной инициативой в Роттердаме стал проект 2009 года по увеличению количества малошумного электрического транспорта на дорогах. Для этого в городе устанавливают заправочные электрические станции и предоставляют финансирование для закупки транспорта с электродвигателями физическим лицам, организациям и компаниям. Установку станций и распространение электромобилей начали с центра, где проблема шумового и атмосферного загрязнения особенно критична.

В Брюсселе с шумовым загрязнением начали бороться еще в 1997 году. С тех пор по всему городу установили 17 станций для сбора информации и контроля уровня шума. А в 2010 был создан Атлас шума, который содержит рекомендации для региональных администраций для решения проблем, к примеру, субсидии на обустройство домов звукоизоляцией.

Кроме того, власти проводят регулярные информационные кампании - издают брошюры, регламентирующие права и обязанности граждан.

Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.

ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов - 80-86 дБ.

Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения.

Заключение

Шумовое загрязнение – это одна из наиболее актуальных проблем экологии современных мегаполисов. С каждым годом уровень шума в больших городах возрастает с большой скоростью. Прежде всего, это происходит из-за увеличения количества транспортных средств.

Влияние шума на здоровье человека достаточно сильно. На сегодняшний день свыше 60% человек, проживающих в мегаполисах, ежедневно подвергается чрезмерным звуковым, инфразвуковым и ультразвуковым воздействиям. Особенно вреден шум по ночам. Шум вредно действует на нервную систему и слух человека, на экосистему окружающей среды в целом. Следовательно, для его заглушения должны приниматься специальные меры.

Борьба с шумом в центральных районах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов. Таким образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).

Наши рекомендации