Список рекомендованной литературы
1. Леонов В.Е. Экология. Учебное пособие. Новосибирск: НГАВТ, 1999. – 133с.
2. Лєонов В.Є. Патент на корисну модель “Спосіб переробки сірководню на паливо для суднових енергетичних установок”. Патент України на корисну модель № 66509, від 10.01.2012, Опубл. 10.01.2012, Бюл. № 1.
3. СНиП 23-01-99. Строительная климатология. - Взамен СНиП 2.01.01-82; Введ. 01.01.2000. - М.: Изд-во стандартов, 1982. - 50 с.
4. Дмитриев В.И., Леонов В.Е., Химич П.Г., Ходаковский В.Ф, Куликова Л.Б. Обеспечение безопасности плавания судов и предотвращение загрязнения окружащей среды. Монография/под ред. В.И. Дмитриева, В.Е. Леонова. - Херсон: ХГМА, 2012-397 с.: рос.мовою.
5. Леонов В.Е, Ходаковский В.Ф., Куликова Л.Б. Основы экологии и охрана окружающей среды: Монография. / Под редакцией д.т.н., профессора В.Е. Леонова. – Херсон: Издательство Херсонского государственного морского института, 2010. – 352 с.: рос. мовою.
Приложение 1
Таблица 2 - Выбросы вредных компонентов отработанных газов
Компоненты | Сiдт – выброс вредных компонентов отработанных газов дизельного топлива, кг/т | Аi – показатель относительной опасности вредного компонента i- го вида, усл.т/т | Сi к - выброс вредных компонентов отработанных газов дизельного топлива после каталитического нейтрализатора, кг/т |
Монооксид углерода (СО) | 1,0 | ||
Оксид азота (NOx) | 41,0 | ||
Оксид серы (SO2) | По расчёту | 22,8 | По расчёту |
Углеводороды (СНХ) | 3,16 | ||
Твёрдые частицы (сажа) | 1,0 |
Приложение 2
Исходные данные к выполнению работы на тему «Расчёт предотвращённого ущерба от отработанных газов судновых энергетических установок (СЭУ) при работе на разных видах топлив»
№ | Масса используемого топлива, Q, т/год. | Геометрическая высота выхлопной трубы от выхода из СЭУ до устья выхлопа, h, м |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
14. | ||
15. | ||
16. | ||
17. | ||
18. | ||
19. | ||
20. |
21. | ||
22. | ||
23. | ||
24. | ||
25. | ||
26. | ||
27. | ||
28. | ||
29. | ||
30. | ||
31. | ||
32. | ||
33. | ||
34. | ||
35. | ||
36. | ||
37. | ||
38. | ||
39. | ||
40. | ||
41. | ||
42. | ||
43. | ||
44. | ||
45. | ||
46. | ||
47. | ||
48. | ||
49. | ||
50. | ||
51. | ||
52. | ||
53. | ||
54. | ||
55. | ||
56. | ||
57. | ||
58. | ||
59. | ||
60. | ||
61. | ||
62. | ||
63. | ||
64. | ||
65. | ||
66. | ||
67. | ||
68. | ||
69. | ||
70. | ||
71. | ||
72. | ||
73. | ||
74. | ||
75. | ||
76. | ||
77. | ||
78. | ||
79. | ||
80. | ||
81. | ||
82. | ||
83. | ||
84. | ||
85. | ||
86. | ||
87. | ||
88. | ||
89. | ||
90. | ||
91. | ||
92. | ||
93. | ||
94. |
Практическое занятие № 2
Тема: Предотвращение загрязнения морской среды от соединений тяжёлых металлов и нефтепродуктов
Введение
При эксплуатации судов и контакте их металлических поверхностей с морской средой протекают электрохимические процессы, в результате которых в морскую среду поступают ионы тяжёлых металлов. Последние ингибируют жизнедеятельность морепродуктов, приводят к нарушениям биохимических процессов морской среды, и, как результат, к уменьшению биопроизводства сине-зеленых водорослей (источника кислорода на Земле) и биопланктонов, разрушают морские экосистемы.
В процессе эксплуатации судов образуются отходы, которые можно разделить на две группы:
1)отходы, образующиеся вследствие неполноты выгрузки судов, обработки водой палуб, трюмов и танков;
2)отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (хозяйственно-бытовые, фекальные стоки и бытовой мусор), а также в результате эксплуатации судовых механизмов (подсланевые, нефтесодержащие воды, отработанные газы СЭУ, шум, вибрация, ЭМП, твердые отходы).
Нефтесодержащие воды (льяльные воды) – образуются вследствие не герметичности трубопроводов, арматуры, насосов, через обшивку корпуса и донную арматуру, при ремонте механизмов, топливной и масляной аппаратуры. Нефтесодержащие воды образуются и вследствие попадания под слани воды, использованной при промывке деталей, механизмов, пропарке топливных и масляных цистерн, а также в результате аварийных протечек, конденсации паров воды на внутренней поверхности корпуса судов в машинно-котельном отделении.
Цель работы
1. Освоить методику определения уровня экологической опасности морской среды при загрязнении её соединениями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, углеводородами;
2. приобрести практические навыки выполнения расчётов с определением уровня экологической опасности морской среды;
3. рассчитать концентрации соединений тяжёлых металлов, нефтепродуктов в морской среде;
4. выполнить санитарно-гигиеническую оценку морской среды при загрязнении её соединениями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, углеводородами;
5. разработать технические предложения по снижению уровня экологической опасности морской среды в процессе её загрязнения соединениями тяжёлых металлов, нефтепродуктами при эксплуатации судов.