Система закупок и управления запасами
Лекция 8.
8. Информационные система логистики (Взаимодействие логистических процессов в ИС. Планирование производства и сбыта продукции. Система закупок и управления запасами. Планирование производства. Планирование потребности в материалах. Управление заказом клиента. Информационная система закупок и управления запасами.)
Инфосистема промышленной логистики является важнейшим компонентом систем управления ресурсами предприятия. Она позволяет реализовать бизнес-процессы начиная от поставок, управления закупками, производством и заканчивая внесением информации в систему учета и отчетности, обеспечивая возможность получения тематических отчетов на всех этапах хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от специализированных информационных систем в интегрированных ИС осуществлена полная интеграция данных, функций и процессов инфосистемы логистики с другими инфосистемами.
Взаимодействие логистических процессов в ИС
Логистические цепочки представляют собой последовательную реализацию соответствующих логистических функций, например: сбыт, закупка, планирование потребностей в материалах, техническое обслуживание и ремонт и т. п. Для выполнения функций обработки логистической информации (прием, хранение, выдача, преобразование) в ИС формируются отдельные модули, которые объединяются в группы модулей, образующие инфосистему промышленной логистики. Нередко логистическую систему разделяют на логистику закупок, логистику производства, логистику сбыта и логистику утилизации отходов (экологистика), с помощью которых реализуются основные процессы формирования добавленной стоимости.
Организация информационных процессов при выполнении операций сбыта, производства и закупок реализуется последовательностью операций, выполняемых в диалоге в он-лайновом режиме в среде соответствующих модулей логистических систем сбыта, производства и закупок.
Инфосистема промышленной логистики ИИС содержит следующие основные модули: "Сбыт", "Управление материальными потоками" - УМП, "Планирование производства", "Управление качеством", "Техническое обслуживание и ремонт оборудования" - ТОРО.
Планирование производства и сбыта продукции
Производственное планирование характеризует процесс определения материальных потребностей, финансовых ресурсов, планирования продукции и/или закупки материалов, а также планирования необходимых производственных мощностей.
Функциональность производственной составляющей логистической инфосистемы определяется следующими процессами: планирование сбыта, планирование ведущих позиций, планирование потребности в материалах (ППМ), управление производством, производственный заказ (реализация, управление, обработка), информационная система логистики, калькуляция затрат на изделие, планирование производственных мощностей, спецификация, технологическая карта, рабочие места.
Система закупок и управления запасами
Управление материальными потоками (модуль ММ) является стержнем всей операционной логистики, так как включает в себя важные функции по управлению запасами, планированию потребности в материалах (ППМ), по закупкам, по управлению складами, оценке и контролю счетов.
В процессе настройки модуля ММ для работы в конкретных производственных условиях определяют содержание следующих параметров: организационные единицы, бизнес-функции, основные файлы и данные транзакций, документы, статусы полей, формуляры и т. п., возможность использования прикладных программ пользователя.
Организационные элементы модуля входят в состав общей структуры ИС, на верхнем уровне которой находится клиент, представляющий отдельную или группу компаний, балансовые единицы, определяющие отдельные компании, которые могут состоять из одного или нескольких заводов, имеющих свои склады. Каждый завод относится к единой балансовой единице в рамках клиента. Завод - это организационная единица для функций логистики, т. е. для планирования потребностей в материалах и управления запасами.
К основным данным в ММ относятся поставщики, материалы, инфозаписи закупок, условия, спецификации, квотирование, книги заказов.
Инфозаписи закупок содержат данные, которые позволяют их использовать в различных модулях ИИС. Инфозаписи состоят из аспектов (ракурсов).
Бизнес-процессы модуля ММ определяют процесс закупки материала, т. е. формирование заявок, выбор поставщика, приобретение, хранение, оплата за материалы и услуги. Основные данные, необходимые для закупки материала, как правило, уже содержатся в основных данных. Оператор указывает только количество и сроки.
На базе прикладных модулей ИС реализуют следующие функции: ППМ по точке заказа, заявки на материалы, выбор источника поставки, обработка запросов, контроль/договоры, операции закупки, поступление материала, актуализация данных по запасам, контроль счетов, платеж, информационная система по закупкам.
Процесс закупок включает в себя приобретение товаров и услуг начиная с определения потребностей и заканчивая оплатой кредитору за полученные товары и услуги.
Бизнес-процесс закупки может быть инициирован несколькими способами: внутренней заявкой на материал, запросом поставщику, предложением поставщика или заказом на поставку.
Система управления запасами используется для контроля за материалами на базе их количества и стоимости, управления складами и контроля за движением материалов. Различают получение материалов, отпуск материалов, проводки переноса запаса, физическое перемещение запаса. Эти операции могут выполняться для многих видов запаса, поэтому почти все возникающие на практике ситуации моделируются при помощи специфических видов движения материалов: свободно используемый запас, зарезервированный запас, запас на контроле качества, заблокированный запас, возврат остатков запаса, недопоставленное по заказу количество, партии и т. д. Виды особого запаса включают в себя консигнационные материалы, возвратную тару клиента и поставщика, запас материалов у подрядчика.
В процессе выполнения хозяйственных операций соответствующая информация передается в ИС, которая автоматически выполняет ряд учетных, информационных и контролирующих операций.
Планирование производства
К основным функциям, реализуемым с помощью модуля планирования производства (РР), следует отнести: планирование сбыта, укрупненное планирование производства, планирование потребности в материалах, планирование производственных мощностей, управление производством, сбор производственных данных, калькуляция затрат. Модуль снабжен системой управления проектами информационной системой производства.
Планирование потребности в материалах
Процедура планирования потребности в материалах (ППМ) определяется в рамках процесса планирования производства. Обычно необходимо решить, какое планирование будет использоваться - точное или приблизительное - с целью расчета значения повторного заказа. Для этого применяют два подхода: детерминированное ППМ и регулируемое расходом ППМ.
Детерминированное ППМ предполагает раскрытие спецификаций на основе точных значений количества требуемых материалов с учетом вторичных потребностей и наличия материалов на складе.
Регулируемое расходом ППМ базируется на расчете прошлого и прогнозируемого в будущем расхода материала. Такое ППМ используется для материалов, не являющихся очень важными, которые тем не менее применяются относительно регулярно.